[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)

 

Монумент будущего

Александр Канцедикас

 

Зоя Яргина

Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941

Новый Эрмитаж

Москва. – 2004.

      

Среди множества документов и книг, некогда перешедших ко мне по наследству от деда – гуманитария, однако человека вовсе не религиозного и вообще равнодушного к еврейству, – была одна, долгое время остававшаяся загадочной. Я уже и тогда, при всей своей дремучести, понимал, что связана она с еврейством, но не знал ни автора, ни места издания. Интуитивно я чувствовал, что книжица эта – одна из самых больших драгоценностей, какие у меня есть. И каково же было мое изумление, когда много лет спустя узнал: у меня в руках – знаменитая «Козочка» Эль Лисицкого, о котором до того я знал как об авторе знаменитых проунов и плаката «Клином красным бей белых».

Исключительной разносторонностью дарований Лисицкий выделяется даже на фоне гигантов мирового авангарда. И так же монография, ему посвященная, выделяется на фоне роскошных альбомов, которых за последние 10–15 лет удостоились почти все крупнейшие художественные деятели той эпохи. «Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941». Семь полновесных томов общим объемом более тысячи страниц. Оригинальный футляр ручной работы, воспроизводящий форму проуна. Научный подвиг Александра Канцедикаса и Зои Яргиной (по-своему не менее разносторонних, чем их герой). Издательский подвиг галереи «Новый Эрмитаж». К выходу книги галерея приурочила большую выставку Лисицкого, которая продлится до конца мая.

Перед нами издание нового типа – не просто монография или альбом, а по сути энциклопедия. Первые пять частей – это описания пяти эпох жизни и творчества художника: 1890–1919 («Вглядываясь в старые зеркала»), 1919–1921 («Мировидение и мирореальность»), 1922–1925 («Воплощение новой реальности»), 1925– 1931 («Литература об архитектуре»), 1932–1941 («Большая бесчувственность»). Построены все части по одной схеме: подробная хронология с развернутыми цитатами из ключевых документов и современных исследований; примечания к хронологии; статья, объясняющая смысл и значение данного периода; примечания к статье; цветные репродукции всех сохранившихся работ данного периода. Охват материала таков, что в совокупности мы получаем практически полный свод данных не только о Лисицком, но и обо всех, с кем он творчески общался. Через призму Лисицкого воссоздается картина эпохи.

Украшение издания – шестая часть «Художник-изобретатель». Это таблицы, совершенно новая форма представления разных проявлений творчества художника. «Таблицы анализируют “сквозные” темы, – пишут авторы монографии: – взаимосвязь разных жанров творчества, развитие образного языка и композиционных идей, изменение стилистики и художественных приемов <…> материал группируется по-разному, рассматривается в последовательности этапов развития идеи или “монтажа” образа, сопоставляется с работами других художников». Хотя основы такого подхода были намечены самим героем книги, в этом всё равно чувствуется негуманитарная, естественнонаучная дотошность, основательность, с которой, например, генетики сопоставляют хромосомы или палеонтологи – формы костей и черепов. Перед нами каталог форм не только Лисицкого, но и отечественного авангарда в целом. «Богатство художественных форм кажется неистощимым. Можно видеть, как всё это льется, как из рога изобилия, как рука виртуоза не устает и не задерживает быстрого течения мыслей» – эти слова из «Воспоминаний о Могилевской синагоге»[1] применимы к самому Лисицкому.

Таблицы наглядно подтверждают то, что ясно из творческой биографии Лисицкого: его авангардизм, изумлявший таких современников, как Малевич, имел корни в еврейском искусстве, просто не состоялся бы без него. Об этом свидетельствовал и сам художник: седьмая часть, самая объемная, содержит тексты его статей и докладов. Из тех же «Воспоминаний» явствует, что его занятия пластическими искусствами начались с рефлексии по поводу традиционного еврейского образования: «Группы хедеровских детей, а в сущности всё поколение, включая даже талмудических студентов, основательно прокисли, годами занимаясь только анализом писания. Взяв в руки карандаш и кисть, мы вскоре стали анатомировать не только природу, но и самих себя. Кто мы такие? К кому относимся среди наций мира? Что было нашей культурой? Каким должно быть наше искусство?»[2] И, занявшись книжным оформительством, он через старую книгу шел к новой архитектуре как открытию новой реальности: «А ведь книга сейчас всё. Она стала в наше время тем, чем некогда был храм, с его фресками и витражами (цветными окнами), чем были дворцы и музеи, куда люди приходили смотреть и познавать. Книга стала монументом современности, но, в отличие от старого монументального искусства, она сама идет в народ, а не стоит как храм на месте в ожидании, пока к нему не придут. И вот книга ждет от современного художника, чтобы он создал из нее этот монумент будущего», – писал Лисицкий в 1919 голу, переходя от книжной графики к проунам[3]. Книга была для него «динамическим храмом».

Этому уникальному изданию была бы суждена счастливая судьба, если бы между замыслом авторов и замыслом издателей не обнаружилось резкого противоречия: авторы задумали монографию энциклопедического типа, издатели решили сделать коллекционный шедевр. «Научное издание», как это обозначено в выходных данных, выпущено ожидаемым тиражом в 970 экземпляров, но неожиданной ценой в 800 долларов, – которая превращает его из научного в коллекционное, делая недоступным для большинства заинтересованных читателей. В Лисицком нет той буржуазной роскоши, которая мила сердцу нувориша, а состоятельных любителей авангарда не так много. Видимо, понимая, что тираж не разойдется, издатели уже объявили: они ни при каких условиях не снизят цену, скорее предпочтут пустить нераспроданные экземпляры «под нож». Что ж, их право. Творческая драма великого художника получит современное продолжение.

Михаил Не-Коган

 

 

 << содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Эль Лисицкий. Воспоминания о Могилевской синагоге// Эль Лисицкий. Фильм жизни 1890–1941. Часть седьмая. Статьи и доклады Эль Лисицкого. М., 2004. С. 91.

[2] Там же. С. 89.

[3] Эль Лисицкий. Новая культура// Эль Лисицкий. Фильм жизни 1890–1941. Часть седьмая. Статьи и доклады Эль Лисицкого. М., 2004. С. 10–11.