[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

Хроника

24 апреля в Центре восточной литературы РГБ прошла презентация новой книги Галины Элиасберг, известной своими исследованиями по иудаике. Монография называется «Один из прежнего Петербурга. С. Л. Цинберг (1873–1939) – историк еврейской литературы, критик и публицист», издана при поддержке Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства и посвящена одному из выдающихся представителей того поколения российских еврейских ученых, чья деятельность была прервана в первой половине ХХ века. Этот же фонд оказал поддержку автору при завершении работы над монографией.

Объясняя название книги, Г. Элиасберг заметила, что С. Л. Цинберг «продолжал оставаться петербургским ученым в Ленинграде», сохраняя традиции старой интеллигенции. В книге подробнейшим образом изложена биография С. Л. Цинберга, включая обычно не освещавшуюся сторону его деятельности в качестве инженера-химика.

С. Л. Цинберг родился в семье арендатора, бывшего в то же время одним из немногочисленных представителей еврейского Просвещения – Хаскалы, в городе Кременец. Он получил образование в университете города Карлсруэ, а затем в течение почти 40 лет, вплоть до ареста в апреле 1938 года, работал в химической лаборатории на Путиловском заводе. Здесь Цинберг прославился изданием книги «Руководство по химическому анализу для металлургического производства», ставшей учебником для нескольких поколений химиков-металлургов. Параллельно он принимал активное участие в деятельности таких организаций, как Общество по распространению просвещения среди евреев (ОПЕ), Еврейское историко-этнографическое общество (ЕИЭО), последним председателем которого (до закрытия в 1930 году) он и являлся. Цинберг стал также последним редактором альманаха «Еврейская старина», закрытого одновременно с ЕИЭО. Но даже после закрытия последних еврейских научных организаций С. Л. Цинберг продолжал оставаться связующим звеном между учеными, занимавшимися иудаикой в СССР, и их зарубежными коллегами, принимая у себя приезжавших из-за границы ученых. Вершиной научной деятельности Цинберга стал девятитомный труд «История еврейской литературы: европейский период», охватывающий период более чем в тысячу лет (с VII до конца XIX века), первый том которого был издан в Вильнюсе в 1929 году. Коллекция откликов на этот труд Цинберга, использованная в книге Г. Элиасберг, была собрана в библиотеке Бунда, а потом, вместе с библиотекой, попала в Институт еврейских исследований (ИВО), где с нею и работала исследовательница. Повествование об основных этапах жизни С. Л. Цинберга Галина Элиасберг иллюстрировала фотографиями, полученными от внука С. Л. Цинберга – Эрнста Цинберга. К сожалению, далеко не все фотоматериалы вошли в книгу.

Г. Элиасберг также подробно остановилась на жизни и деятельности жены Цинберга – Розы Владимировны Рабинович. Письма С. Л. Цинберга к ней 1898–1900 годов дают возможность представить, как формировались его взгляды, что читала тогдашняя еврейская молодежь и т. д. Во время обыска при аресте С. Л. Цинберга только благодаря Р. В. Рабинович удалось сохранить рукопись не опубликованного еще к тому моменту девятого тома «Истории еврейской литературы».

Эрнст Цинберг рассказал, что после ареста деда его семья провела поистине титаническую работу по сохранению архива, который и стал основой для книги Галины Элиасберг. «Когда Ленинград начали бомбить, Роза Владимировна, спускаясь в бомбоубежище, брала с собою единственную вещь – спасенную рукопись девятого тома “Истории еврейской литературы”», – сказал Э. Цинберг. При этом она до последней возможности боролась за освобождение С. Л. Цинберга… То, что его судьба окончательно решена, стало ясно, когда Генеральный прокурор А. Вышинский заявил одному из ходатаев, что Цинберга невозможно освободить, поскольку он не только «старый спец», но и еврейский деятель. Дочь Цинберга, Тамара, в свою очередь, собрала всю переписку отца, включая те письма, которые он писал из «Крестов» и даже в поезде, который вез его в колымские лагеря.

По словам Э. Цинберга, о смерти деда семья узнала в 1940 году: им прислали справку с указанием даты смерти в декабре 1938 года. На самом деле, как выяснилось уже после смерти Сталина, С. Л. Цинберг скончался в 1939 году, во владивостокской больнице для заключенных, от воспаления легких, полученного им после того, как у него украли теплые вещи. В 1956 году С. Л. Цинберг был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Эрнст Цинберг привел пример, из которого было видно, с каким уважением относились к Цинбергу на Путиловском заводе. После его ареста директор завода (сопротивлявшийся этому аресту сколько было возможно) уволил Цинберга «за прогул», а не как «врага народа», что в некоторой степени смягчило силу удара по семье ученого. Говоря о книге Г. Элиасберг, Эрнст Цинберг заметил, что ее появление подтверждает известную фразу Булгакова о том, что «рукописи не горят»...

Известный литературовед Леонид Кацис в своем выступлении сказал, что книга Элиасберг – фактически первая биография русско-еврейского деятеля подобного уровня. Он также выразил сожаление, что эта биография пока остается единственной, поскольку чем дальше, тем больше утрачивается понимание той реальности и того культурного слоя, в котором существовали эти люди. Л. Ф. Кацис отметил, что С. Л. Цинберг был в некоторой степени «белой вороной» среди коллег, зарабатывая на жизнь своим трудом без участия каких-либо спонсоров. А говоря об истоках идей С. Л. Цинберга, он подчеркнул, что, как это ни парадоксально, одним из «учителей» ученого был народник и писатель Гарин-Михайловский.

Литературовед, сотрудница Еврейского университета в Иерусалиме Зоя Копельман заметила, что ситуация, в которой одному человеку удается постигнуть все многообразие еврейской литературы и систематизировать этот многовековой материал, – уникальна. «А напоминание об этом человеке, возвращение памяти о нем – хорошая интеллектуальная традиция. И я рада, что Галине это удалось», – сказала она. З. Копельман также отметила, что из книги о С. Л. Цинберге читатель может получить представление и о еврейской литературе – грандиозной, серьезной и т. д. По ее мнению, подобное знакомство должно вызывать у каждого еврея, прочитавшего книгу, прилив национальной гордости.

Семен Чарный

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru