[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

Рабби Мойше Тейтельбойм. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЧУДО

Умер Сатмарский ребе Мойше Тейтельбойм. Ушел человек, сотворивший чудо. Он дожил до 91 года, оставил после себя 4 сыновей, 2 дочерей, 86 внуков. Но главное – он оставил еврейскому миру огромный хасидский двор, насчитывающий более 100 тыс. человек. Последователи ребе живут по всему миру – в Америке, Канаде и даже в Израиле, яростным противником которого он был. Сегодня это кажется обычным делом – встретить на улице Антверпена, Парижа или Франкфурта его сторонников, ничуть не смущающихся своих черных лапсердаков, завитых длинных пейсов и круглых шляп. Сатмарские хасиды не только учатся в ешивах, но и занимаются бизнесом – в основном обработкой и продажей алмазов. Их много, они зажиточны и активны. Могу себе представить, что испытали бы руководители Третьего рейха, столкнувшись с этими хасидами на улицах Европы… Рабби Мойше и его дяде, рабби Йоэлу, предыдущему Сатмарскому ребе, удалось сделать невозможное: они не только восстановили почти уничтоженный венгерский хасидизм, но и многократно увеличили число его последователей.

Мойше Тейтельбойм родился в 1914 году в городе Сигет в Австро-Венгрии (сейчас Сигету-Мармацией, Румыния) в семье выдающихся хасидских раввинов, потомков рабби Мойше Тейтельбойма (1759–1841), автора знаменитой книги «Исмах Моше». Ребенком, потеряв родителей, реб Мойше воспитывался дедушкой и дядей, будущим Сатмарским ребе Йоэлом Тейтельбоймом. Даже в семье потомственных раввинов он отличался выдающимися способностями. В 22 года возглавил ешиву, а в 25 лет стал раввином города Сента. Но тут началась мировая война, и, вместо изучения Торы и решения алохических вопросов, молодому раввину пришлось заниматься совсем другими проблемами, в первую очередь – спасением членов своей общины.

В 1944 году реб Мойше вместе со всей семьей был отправлен в Освенцим. Его жена Лея и трое детей погибли. Реб Мойше чудом выжил, был переведен в Терезиенштадт, где и дождался освобождения. Он вернулся в родной город, стал сигетским ребе. Но от некогда большой и процветающей общины практически ничего не осталось, да и установившийся в Венгрии коммунистический режим относился к религиозным деятелям весьма прохладно. К тому времени дядя Моше – реб Йоэл, также чудом уцелевший в Катастрофе, – оказался в Нью-Йорке и позвал единственного племянника переехать к нему.

Реб Мойше поселился в бруклинском районе Вильямсбург, где проживало много беженцев из Трансильвании, и основал ешиву «Эц Хаим Сигет», которую впоследствии многие годы возглавлял. Благодаря совместным усилиям рабби Мойше и рабби Йоэла возникло новое хасидское движение. Оно получило название Сатмар, по имени венгерского городка, где до войны рабби Йоэл был раввином. Через несколько лет район Вильямсбург оказался слишком тесным, чтобы вместить всех хасидов, и реб Йоэл создал новую общину близ городка Монро в штате Нью-Йорк, названную Кирьяс-Йоэл. Сегодня она насчитывает свыше 10 тыс. человек. Когда в 1979 году рабби Йоэл умер, не оставив наследников, руководители движения попросили рабби Мойше стать Сатмарским ребе.

Чтобы понять, каким пастырем на протяжении четверти века был этот человек, достаточно вспомнить одну историю. Многие хасиды носят очки. Когда учишься с раннего детства и прочитываешь ежедневно десятки, а то и сотни страниц мелкого текста, трудно сохранить хорошее зрение. Сатмарские хасиды – люди обеспеченные, а потому денег на очки не жалели, покупали себе дорогие, хорошие стекла и дорогие оправы. Но реб Мойше решил, что хасиды, которые должны подавать пример скромности во всем, что не касается духовных устремлений, не должны красоваться в очках с дорогими оправами. И дал указание – поменять их на простые, пластиковые. Само собой разумеется, это указание ребе хасиды выполнили со всей тщательностью и усердием.

У меня двойственное отношение к рабби Мойше. С одной стороны, он помог сотням тысяч евреев, потерявших себя после Катастрофы, выжить и остаться евреями. С другой стороны, его отношение к государству Израиль действительно было резко отрицательным. Вместе со своим дядей, которого даже идеологические противники считали одним из крупнейших еврейских мыслителей ХХ века, реб Мойше пришел к выводу, что попытка создать еврейское государство до прихода Мошиаха является серьезным нарушением Торы. По-своему комментируя трактат Ксубойс Вавилонского Талмуда, дядя и племянник считали: евреи не должны силой пытаться вернуть себе Эрец Исроэл, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Но если это так, то Война за независимость, в ходе которой был создан Израиль, и вооруженная борьба, которую продолжает вести Израиль, отстаивая свое существование, являются запрещенными. В соответствии с этой логикой государство Израиль незаконно.

Такой позиции сатмарские хасиды придерживаются уже много лет. Она проявляется в их тотальном непризнании Израиля и всего, что связано с еврейской властью в Эрец Исроэл. Живущие в Израиле сатмарские хасиды не принимают гражданства, не пользуются услугами государственных служб, в том числе медицинского обслуживания, отказываются вести деловые расчеты в шекелях. Но если бы только это! Наиболее радикально настроенные сатмарские хасиды поддерживают врагов еврейского государства, считая, что его исчезновение ускорит приход Мошиаха. Поэтому, как ни странно это выглядит, на антиизраильских демонстрациях рядом с арабами в полосатых куфиях всегда можно увидеть сатмарских хасидов в еврейских лапсердаках.

Эти хасиды наглядно показывают нам, до какой степени абсурда и ненависти к собственному народу могут довести экстремистские идеологические установки. К сожалению, несмотря на всё свое духовное величие, несмотря на искреннюю любовь к каждому отдельному еврею, автором этих идеологических установок является покойный ребе Мойше Тейтельбойм. И он несет за них ответственность перед еврейским народом – тем самым народом, сохранению которого посвятил всю свою длинную жизнь.

Ицхак Кравчик

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru