[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

моше

Продолжение. Начало в № 1–5, 2006

 

БИЛАМОВА ОСЛИЦА

И всё-таки Ашем послал ангела милосердия, чтобы удержать Билама от греха и не дать ему погибнуть.

Ослица увидела ангела с обнаженным мечом в руке. Свернула с дороги и пошла по полю. Билам начал ее хлестать.

Что же это за пророк такой?

Второй раз ангел стоял на тропе между двух виноградников.

Ослица прижала ногу хозяина к каменной стене и опять была избита.

В третий раз ангел встал в самом узком месте. Ослица легла на землю, а Билам схватил палку и ну дубасить бедное животное.

– Что я тебе сделала? Служила верой и правдой, никогда ни в чем не перечила. Разве ты слепой, что не видишь преграды?

Это заговорила ослица! Ослица заговорила!

Только тут Ашем открыл глаза «пророку»: Билам увидел ангела с мечом. Упал ниц.

– За что ты бил ослицу целых три раза? Ведь это я вставал у тебя на пути. Если бы она не остановилась, я бы тебя убил.

– Хорошо, я вернусь. Но ведь Ашем мне велел идти, а ты почему запрещаешь?!

– Ладно. Топай! Но только никакой отсебятины!

Царь Моава Балак встретил Билама на границе с большими почестями.

С музыкой провел по улицам столицы. Устроил пир в его честь.

Утром пришли они на вершину горы, с которой был виден еврейский лагерь.

– Царь, поставь здесь семь жертвенников – попросил Билам, – и сожги на них по барану и тельцу. Тогда, быть может, я смогу спросить Ашема, и Он мне ответит.

И сказал Всевышний:

– Повторяй за Мной: «Корни их вечны, как эти скалы. Они никогда не будут истреблены. Потомков их невозможно будет сосчитать...»

Вернулся Билам к Балаку.

– Момент выбран неудачно. Если не гневается Творец, если с ними Б-г, я не могу их проклясть.

– Я ж тебя проклясть просил, а ты… Ты их благословил!.. Ладно. Давай попробуем с другого места. Построим новые жертвенники и принесем быков и овец.

Результат тот же.

– Послушай, Балак, Ашем – не человек, чтоб передумывать. От Него я получил приказ благословить этот народ, ибо не лжет, не ворожит и не колдует. И станет он, как лев.

– Ах ты! Проклинать не проклинаешь, так хоть не благословляй! Давай в третий раз попробуем.

С вершины горы увидел Билам стан евреев и восхитился:

– Как хороши твои шатры, Яаков! Как сады они при реке и как посевы при водах великих! Да возвысится твое царство! Благословляющий тебя пусть благословен будет, а проклинающий – проклят!

Царь Балак всплеснул руками и от возмущения заорал:

– Ты трижды благословил моих врагов! Хотел я тебя щедро вознаградить, а теперь катись отсюда ко всем чертям!

Билам спокойно поглядел на разгневанного Балака:

– Проклясть их я не могу. Никак не получается. Но я не хочу быть твоим должником. Ты можешь победить евреев без единого выстрела, если последуешь моему совету. Их Б-г не любит разврата. Устрой ярмарку. Всюду поставь красивых торговок. Они их и совратят в идолопоклонство.

 

ПИНХОС

Пророк Билам дал совет царю Моава, как победить евреев без единого выстрела.

– Балак, устрой ярмарку. Поставь за прилавки красных девиц. Они евреев совратят и обратят в идолопоклонство. Ашем уничтожит их, так как не терпит разврата.

Собрал Балак активисток, и девушек из Мидьяна позвали.

– Надо победить противника. Соблазняйте его солдат, поите и кормите некошерным. Они станут поклоняться нашим идолам, которые всегда должны быть при вас. Вы деморализуете их войско, и победа будет за нами!

Дочь царя Мидьяна, красавица Козби, решила покорить самого Моше.

Зимри, глава колена Шимона, преградил ей путь:

– Пойдем со мной!

– Разве ты – Моше? Вождь евреев?

– Я ничуть не хуже. Пойдем, я тебе его покажу. Моше, у тебя жена из Мидьяна? Да? Значит, и мне можно.

От такой наглости Моше онемел, а Зимри повел красотку к себе в шатер.

Ашем тотчас послал наказание – начался мор.

Тут вмешался Пинхос, внук Аарона:

– Почему ты ему ничего не ответил? Ведь твоя жена Ципора отказалась от всех идолов, и было это до дарования Торы. Умертвить развратника полагается!

– Раз ты знаешь, что нужно делать, – сказал Моше, – тебе и выполнять предписание.

Пинхос спрятал короткое копье под плащом и последовал за парочкой в шатер.

Если бы только люди из колена Шимона могли предположить, зачем Пинхосу это понадобилось! Они разорвали бы его в клочья или растоптали на месте.

Пинхос выносит обоих на древке и швыряет еще трепещущие тела на землю.

Это был героический поступок.

Мор в рядах сынов Израиля сразу прекратился. Пинхосу же Ашем даровал за это завет мира и звание коэна.

После мора Ашем попросил Моше и Элазара, сына Аарона, пересчитать поредевшую общину. Шестьсот одна тысяча семьсот тридцать воинов принесли по половинке серебряного шекеля. Считали только мужчин, при том – от двадцати до пятидесяти лет, способных воевать. Для них в будущем распределят наделы Святой земли.

 

ДоЧери ЦелоФхада

Евреи еще даже через Иордан не перешли, еще делить нечего было, а дочери Целофхада забеспокоились.

В шабос запрещены 39 работ, которые требовались для постройки мишкана – переносного храма в пустыне. Строили его сами евреи.

Правнук Йосефа из колена Менаше, человек по имени Целофхад, решил наглядно показать, что в субботу работать нельзя. Он пошел собирать хворост при свидетелях и был приговорен к высшей мере. Пожертвовав собой, он оставил сиротами дочерей.

Через сорок лет блуждания по пустыне они – умницы и праведницы – обратились к Моше и Элазару:

– У отца не было сыновей! Умер он за свой грех. Не должно исчезнуть его имя!

– Что же делать? – спросил Моше Ашема.

– Дай дочерям наследный удел Целофхада, – ответил Всевышний. – Скажи сынам Израиля, что если кто умрет, а сыновей у него нет, пусть переводят наследство дочерям.

Тут вмешались в разговор мужчины из того же колена Менаше – внуки Йосефа:

– По жребию повелел Ашем разделить землю среди сынов Израиля. А если дочки Целофхада выйдут замуж за парней из другого колена? Что будет? Земля уйдет?!

– Выйдут дочери Целофхада замуж за тех, кто хорош в их глазах, – передал Моше слова Ашема, – но только из колена отца. Дабы не переходил надел от одного колена к другому.

Окончание следует

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru