[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)

 

Главный раввин России Берл Лазар

заявление

 

16 мая обращение к российским евреям в связи с праздником Лаг ба-омер.

«История, связанная с Лаг ба-омер, переносит нас во второй век новой эры. Предание рассказывает, что эпидемия косила учеников рабби Акивы. Рабби Акива был одним из самых выдающихся учителей еврейского народа, учеников у него было множество. В Лаг ба-омер эта таинственная избирательная эпидемия прекратилась. В рамках нашего представления о мире болезнь не случайна и не бессмысленна. Это послание человеку, которое надо уметь прочесть. Сокрушительность болезни учеников рабби Акивы говорит о важности послания. Ученики рабби Акивы были украшены многочисленными достоинствами, все они были знатоками Торы и старательно исполняли заповеди. Что же могло быть причиной болезни? Предание говорит, что, любя своего учителя, они так и не научились любить друг друга. На первый взгляд тяжесть наказания совершенно не соответствует тяжести прегрешения. Даже с учетом того, что к людям высокого уровня Всевышний особенно взыскателен».

Раввин Лазар отмечает, что ключ к пониманию случившегося – в календарном месте праздника Лаг ба-омер. «Этот день находится между Пейсахом и Швуэсом. Пейсах – праздник исхода из египетского рабства, праздник свободы. Швуэс – праздник Дарования Торы, праздник Синайского Откровения. Пейсах и Швуэс взаимосвязаны. Всевышний говорит устами Моше фараону: “Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне”. Данная на Синае Тора – инструкция служения. Таким образом, обретение свободы не самоценно, у нее есть определенная цель, и эта цель объявлена: “чтобы они служили Мне”. Служение Всевышнему должно внести в жизнь еврейского народа, а через него и в жизнь всего мира высшие ценности, сделать ее осмысленной.

Между Пейсахом и Швуэсом – сорок девять дней. Что происходит за эти семь недель? Народ кардинально меняется. Из Египта выходят рабы, а к Синаю приходят люди, готовые предстать перед Всевышним и принять Тору <...>

Внутреннее движение человека от Пейсаха до Швуэса, помимо всего прочего, – это движение к идеалу взаимной любви и единства. Между тем ученики рабби Акивы не только не стремились к этому идеалу, но в своей жизни постоянно разрушали его. Надо полагать, Всевышний пытался как-то вразумить их, достучаться до них, но не был услышан. И Он пустил в ход сильное средство. В Лаг ба-омер эпидемия прекратилась: Его послание было наконец принято <...>».

 

Поздравление российским евреям в связи с праздником Швуэс.

«От всей души поздравляю вас со Швуэсом – праздником Дарования Торы. Это одна из главных дат в нашей истории. Ведь именно с обретением Торы мы стали народом в полном смысле слова, получив от Всевышнего задание на многие поколения вперед. Более того, в Швуэс мы получили Десять заповедей, ставших основой всех мировых религий. В эти дни мы читаем Десять заповедей в синагогах, вспоминая о том, как Б-г впервые дал нам Закон.

На первый взгляд Десять заповедей относятся к различным жизненным ситуациям и имеют между собой мало общего. В самом деле: где связь между верой в Б-га Единого – “да не будет у тебя других богов” – и, например, заповедью “не укради”? Однако все они объединены стержневой идеей: они исходят из понимания того, что жизнь человека протекает не по воле случая, каждое событие, каждое жизненное обстоятельство определено Провидением Б-жьим. Возьмем первую заповедь: “Я, Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской…” Здесь Б-г напоминает нам, что Его роль в нашей жизни не ограничивается тем, что Он создал мир и человека 5700 лет тому назад. Всевышний продолжает “присматривать” за каждым из нас и за всеми вместе – на каждом историческом повороте, каждый день, каждый миг. В конечном счете Он всегда вмешивается в происходящее – наказывает грешников и награждает праведных <...>

Сейчас, к сожалению, в мире растут распри, в том числе на национальной почве. Это следствие того, что очень многие люди живут не в соответствии с Десятью заповедями. Швуэс напоминает нам, что заповеди эти общечеловеческие: мы должны не только сами свято блюсти их, но и передавать другим, не только помнить, что есть Б-г, но и не забывать ни на миг, что всё в мире от Него, Он видит все наши поступки и наградит за праведные дела <...>»

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru