[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

27.Х

120

Роберт Фальк. «Человек сезанновской национальности»

Имя Роберта Рафаиловича Фалька прекрасно известно ценителям живописи во всем мире. Его картины висят в Третьяковской галерее, о его искусстве написан не один десяток статей и монографий, а было время, когда ситуация складывалась с точностью до наоборот…

Роберт Фальк родился в Москве 15 (27) октября 1886 года в семье юриста. Живописью мальчик увлекся довольно рано, и отец, увидевший в нем задатки художника, постарался дать ему соответствующее образование: Роберт занимался в частных студиях живописи К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, где попал под особенное влияние творчества своих знаменитых педагогов – Валентина Серова и Константина Коровина.

Фальк был самым младшим членом знаменитого объединения «Бубновый валет», и хотя потом он состоял в рядах нескольких других объединений живописцев, самое сильное воздействие на него оказала эстетика «Бубнового валета». Уже в раннем творчестве художника нашел отображение его дар замечательного колориста, драматургия цвета преобладает и в кубистских его полотнах более позднего периода. Как и другие «валеты», Роберт Фальк не пошел дальше первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. Он добивался выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета; главное в его лаконичных пейзажах и скупых, составленных из простейших вещей натюрмортах 1910-х годов – реалистичность, физическая, осязаемая полновесность каждого изображенного на холсте предмета. Подобно своим товарищам по кисти, он использовал для этого некоторые приемы «вывесочного» примитива, уплотняющие объем. За сильное влияние Поля Сезанна острый на язык критик Абрам Эфрос назвал Фалька «человеком сезанновской национальности».

В послереволюционные годы колорит Фалька достиг особой экспрессии, превратился в некое откровение – прекрасное и в то же время трагическое. Фальк одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также как театральный художник: в Государственном еврейском театре он оформил два спектакля – «Ночь на Старом рынке» и «Путешествие Вениамина III».

Практически всю свою жизнь Фальк провел в Москве. Исключение составляют лишь парижский период (1928–1937 годы), когда он находился в длительной командировке «для изучения классического наследия», и три года эвакуации в Башкирии и Средней Азии: 1941–1943. С годами живопись Фалька становилась сложнее и тоньше, эмоциональное напряжение в портрете передавалось не только посредством кубистской техники, а демонстративная «вывесочность» ранних произведений мало-помалу уходила в прошлое. Поверхность его холстов позднего периода мягко вибрирует сложным, едва ли не подвижным цветом.

Вернувшись из Парижа в Москву в начале 1938 года, Фальк попал совсем не в ту художественную атмосферу, какую покинул. Без него здесь прошли кампании борьбы с тем, что стали называть «формализмом», отразившиеся на многих близких ему художниках. В сформированное столь сильным нажимом советское искусство конца 1930-х годов утонченная живопись Фалька вписывалась плохо.

А в послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, он продолжал работать в своей мансарде в центре Москвы, писал строгие, сосредоточенные портреты и натюрморты – почти пустые, с немногими погруженными в сумрачное пространство предметами: они заставляют вглядываться в этот сумрак, вслушиваться в него, как в тихую и чистую музыкальную тему… В эти годы имя Фалька, лишенного возможности участвовать в выставках и практически не знакомого уже зрителям, окружено своего рода легендой о тайно творимой высокой и чистой живописи. К 1950-м годам его созерцательно-камерное искусство окончательно обнаруживает свою полную несовместимость с канонами соцреализма. В поздние годы мастер становится, по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька» вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

1 октября 1956 года художник умер, немного не дожив до своего семидесятилетия.

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru