[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Б-Г РЯДОМ С ТЕМИ, КТО ЛЮБИТ

Рассказывают, одного человека приговорили к смерти за убийство. Вывели на эшафот, сам царь пришел посмотреть на казнь – и вдруг из толпы голос: «Он не виноват, это я убил!» Осужденный увидел, кто кричит, и, хотя прежде категорически отрицал вину, заявил царю: «Не слушайте его, я виноват, казните меня». Царь удивился и приказал на всякий случай провести новое расследование. В результате выяснилось, что оба объявившие себя виновными ни при чем, а убийство совершил совсем другой человек. Тогда царь вызвал того, кто кричал из толпы, и спросил, зачем он взял на себя вину за то, чего не делал. «Осужденный мой друг, – говорит тот, – я знаю, что он никак не мог убить человека, так пусть лучше меня казнят, чем его, невинного». Царь вызывает осужденного и спрашивает: «Ты до конца отрицал свою вину, зачем же признался, когда другой человек взял убийство на себя?» «Это мой друг, – отвечает человек, – я не мог допустить, чтобы он пострадал вместо меня». «Хочу наградить вас за такую взаимную любовь, – сказал тогда царь, – но у меня одна просьба: я хочу стать третьим в вашей дружбе…»

Те слова, которые царь из притчи сказал двум верным друзьям, Б-г говорит каждому человеку, выполняющему заповедь любви к ближнему. Когда Он видит, что мы делаем доброе дело для другого человека, – Он всегда стоит рядом с нами.

«Возлюби ближнего как самого себя» – главная заповедь Торы. Это все знают и вроде бы все с этим согласны. Но чуть только дело доходит до конкретного человека, тут же начинаются оговорки. Один говорит: не могу его любить, у нас разные мировоззрения. Другой: не могу его любить, у него масса отрицательных качеств. Третий: ну как я могу его любить, он же дурак!.. Причину, чтобы не любить другого человека, всегда легко найти: он сефард, а я ашкеназ, он голусный еврей, а я сабра, он из марокканской общины, а я из русской… И главное: как вообще можно любить другого «как самого себя»? Недаром народная мудрость гласит: «Человек ближе всего к самому себе»! Себя я лучше знаю, поэтому и люблю больше, это естественно и неизбежно.

В книге притч Соломоновых сказано: «Любые преступления покроет любовь». Это значит: когда я думаю о своих недостатках – всё в порядке, потому что я по определению себя люблю. Могу свое поведение критиковать, могу себя поругать – но всё это с любовью. А вот если другой человек указывает мне на мои недостатки – и уж тем более когда он говорит о моих недостатках кому-то третьему – это меня раздражает, это вызывает у меня отторжение, потому что я не знаю, любит ли меня этот человек. Мы многое можем понять и принять – но с одним условием: если нам говорят с любовью.

Вспомним слова рабби Гилела: «То, что ты не любишь по отношению к себе, не делай другим. В этом вся Тора». Похожие афоризмы были и у других народов античного мира: «Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе». Но мудрость рабби Гилела придала его высказыванию дополнительный смысл. Почему он заменил «не хочешь» на «не любишь»? Наши мудрецы поясняют, что таким образом он указал на связь между исполнением важнейшей заповеди любви к ближнему и практическими результатами человеческого общения. Если ты действительно хочешь исправить недостатки ближнего – не говори ему о них без любви; если ты считаешь необходимым критиковать действия ближнего – пусть эта критика будет доброжелательной, такой, какую ты готов принять по отношению к собственным действиям. В противном случае ты вызовешь у него только лишь отторжение и получишь результат, обратный желаемому.

И в этом действительно «вся Тора»: несмотря на то что Тора содержит множество заповедей, в том числе таких, которые на первый взгляд вообще не касаются отношения человека к человеку. Но ведь смысл исполнения заповедей – всех заповедей без исключения – в том, чтобы мы учились делать не то, что хочется, а то, что нужно. Б-г для того даровал нам Тору, чтобы, исполняя Его заповеди, мы становились лучше. У каждого из нас есть недостатки, и далеко не всегда мы способны их заметить, а если даже заметим – то часто именно в силу естественной любви к самим себе скорее простим их, чем исправим. Поэтому, чтобы стать лучше, человек нуждается в помощи других людей. А чтобы помощь эта была эффективна, чтобы наши ближние не обиделись, а исправились, – к их недостаткам мы должны относиться с таким же пониманием, с каким мы смотрим на свои собственные.

Примером подобного отношения к ближнему в хасидской традиции служит ребе Зуся из Анаполя, герой десятков притч и легенд. Рассказывают, что как-то заработал ребе Зуся десять рублей и думал, куда бы их спрятать так, чтоб не украли. В конце концов решил положить купюры в книгу Торы, причем как раз между теми страницами, где напечатаны Десять заповедей – в том числе заповедь «не укради». Ночью вор пробрался в дом ребе Зуси, поискал деньги и нашел. Пять рублей взял себе, а вторую пятерку переложил в другое место в той же книге – туда, где написано «возлюби ближнего как самого себя». Утром ребе Зуся обнаружил кражу и обратился к Б-гу с такой вот молитвой: «Г-споди, прости меня за то, что, когда я получил эти деньги, я подумал, что они предназначены только для меня. Добрый человек, который мог взять всё, забрал только половину – а заодно напомнил мне о заповеди любви к ближнему».

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru