[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)

 

О раненом бедре

Вопреки травмам и хромоте

Симон Джекобсон

Однажды темной ночью, 3 577 лет назад, произошла таинственная битва, в результате которой великий человек получил травму, но остался жив. Эта битва воплощает в себе все последующие гонения на протяжении веков – борьбу за жизнь, вечную битву со злом, коллективную и персональную.

 

В Торе рассказывается о том, что «остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари. Но увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова в борьбе с ним» (Брейшис, 32:25, 26). В результате Яаков «хромает на бедро свое. Поэтому сыны Израиля до настоящего дня не едят седалищного нерва (“жилы вертлюжьей” в других переводах. – Ред.), который у сустава бедра, потому что поразил тот седалищный нерв Яакова». (Брейшис, 32:32, 33).

Написаны целые тома, объясняющие этот странный эпизод. Попробуем и мы прояснить духовно-психологический смысл битвы между Яаковом и «неизвестным» – ангелом-хранителем Эйсава.

Яаков и Эйсав – архетипы полярных сил, находящихся в постоянном экзистенциальном противоборстве духа и материи, ученого и воина. Это противоборство между эгоистическим стремлением плоти выжить и тягой души к трансцендентному.

В каждом из нас звучат голоса, зовущие нас в противоположные стороны. Мы всегда выбираем между двумя возможностями – позаботиться ли о собственных нуждах, или помочь ближнему, быть принимающим или дающим. Должен ли я служить самому себе, или высшей цели? Каждый из нас так или иначе борется с «неизвестным».

Однако битва эта происходит с разной степенью интенсивности. Она имеет свои этапы – ночи и дни. Ночь воплощает в себе все темное, утренняя заря – все светлое. Мы живем в мире мрака, который пронизан внутренним светом духа. Прикоснуться к трансцендентному в материальном мире непросто, но каждый из нас испытывает священный трепет в тот момент, когда ощущает в себе духовную силу.

Когда наступает тьма и наши души дремлют, когда мы не способны ясно различать, и чувства наши притупляются, мы тут же становимся мишенью для материальных сил, всей своей мощью обрушивающихся на нас.

Противостояние материи и духа носит глубинный характер. Однако душу Яакова все равно не удается одолеть! Впрочем, материальные силы неутомимы. Если не удается повредить саму нашу человеческую сущность, присущий материи нарциссизм «касается» краевых точек – той части нашей жизни, которая уязвима и стихийна.

Согласно книге Зоар, ангел увидел, насколько силен Яаков, – с двух сторон его защищали отцы, Авраам и Ицхак, – и не смог победить. Тогда он повредил ему бедро – наружную, выступающую часть тела (Зоар, I, 146а, 171а).

Бедренный сустав символизирует связь между дарованными человеку свыше умом и сердцем и нашими поступками. Ноги, благодаря которым мы стоим на земле, это образ нашей вовлеченности в материальный мир, нашей борьбы за выживание.

Вообще само устройство человеческого тела соответствует нашим природным способностям. Голова, туловище и ноги олицетворяют, соответственно, разум, эмоции и их воплощение в жизнь.

(Согласно сфиротической модели мистиков, все бытие создано посредством десяти сфиройс, которые подразделяются на три категории. Хохма, Бина и Дааc [мудрость, познание, понимание] составляют Разум. Хесед, Гвура и Тифереc [любовь, сдержанность, сострадание] – высшие чувства, составляющие Сердце. А ноги представляют чувства «нижнего порядка» – Нецах, Од, Йесод, Малхус [стойкость, покладистость, сдержанность, достоинство], которые проявляются главным образом на житейском уровне).

Настоящее призвание требует приложить все имеющиеся у нас способности, отдаться ему разумом и сердцем. Только тогда мы будем защищены от хищных материальных сил.

Высочайшие дары Яакова действительно были прочно защищены, «увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его». Этот сустав служит соединительным звеном с ногами и символизирует механический характер наших поступков и призваний. Если человек действует механически, если его поведение несерьезно, лишено интеллектуальной глубины и эмоциональной окраски, то он в наибольшей степени уязвим. В этом случае материальное особенно давит на него и может ранить.

Враг всегда нащупывает наше слабое место, «мертвую зону».

В Талмуде (Хулин, 91а) приводятся два мнения насчет того, какое из бедер Яакова было повреждено – правое или оба. В результате достигнуто согласие, что все-таки оба бедра. Кабалисты обсуждают это противоречие в книге Зоар, – в одном месте говорится, что Яаков был ранен в нецах, правое бедро, в другом – что в од, левое бедро (см. Пардес, врата 17, «Бедро Яакова»).

С духовно-психологической точки зрения ничто не может нанести нам вред, пока мы находимся на духовной высоте, пока чувствуем себя сильными и преданными высшему призванию, пока наши разум, сердце и поступки едины. Но бывают моменты, когда мы слишком озабочены борьбой за физическое выживание, погрязли в материальных нуждах, чувствуем себя духовно разобщенными. В эти моменты мы оказываемся уязвимы и в борьбе получаем травмы.

Нужно знать свои слабые места, помнить о травме Яакова. Начало всякого исцеления – в знании проблемы. Поэтому-то мы и воздерживаемся есть «седалищный нерв (“жилу вертлюжью”), который у сустава бедра, до настоящего дня». Мы помним о том, что бездумное погружение в материальный быт ранит нас.

Но опыт Яакова также свидетельствует о том, что несмотря на раны мы остаемся живы, и нас нельзя победить. Мало того, в конечном счете мы излечим свои раны. Ведь солнце взошло и стало исцелять Яакова, пока он не стал полностью здоров (см. Раши, 33:18). Мы тоже исцелимся, когда придет Избавление.

Происходящее на уровне микрокосма нашей внутренней борьбы существует и на уровне макрокосма: ночная битва «неизвестного» с Яаковом имеет отношение к длительной истории гонений на евреев. Как рассказывает мидраш, ночами изгнания народы мира и царство Эдома (Эйсав) борются с Яаковом вплоть до рассвета Избавления.

Когда «неизвестный» коснулся бедренного сустава Яакова, ударил его, он тем самым «коснулся» цадиким и цидкониос (праведных мужчин и женщин), пророков и пророчиц, которые произойдут от Яакова в будущем, особенно в поколении, пережившем римские гонения после разрушения Храма (Брейшис Раба, 77:3). Травма Яакова – это коллективный шрам, который нанесли нам все битвы истории. Как объясняет Рамбан, этот эпизод относится ко всем преследованиям и мукам, которые дети Яакова претерпели от рук сынов Эйсава. Но несмотря на ужасные страдания и глубокие раны они победят. При окончательном Избавлении даже раны, которые болят, будут излечены, – как это случилось у Яакова (Рамбан, 32:25. Хинух, мицва 3).

Зоар раскрывает еще один смысловой аспект обсуждаемого библейского стиха. Ивритский оригинал «седалищного нерва» («жилы вертлюжьей») – «эт гид а-ноше», а «эт» («алеф», «тоф») – акроним «тиша бе-ав» (9 ава), самого печального дня календаря, когда мы вспоминаем о разрушении Храма римлянами, наследниками Эйсава. Таким образом, стих содержит глубокое предвидение: «неизвестный» (ангел Эйсава, предка римлян) «тронул сустав бедра Яакова», в результате чего разрушил Святой Храм и отправил еврейский народ в изгнание. Из-за полученной травмы «не едят сыны Израиля (соответственно, в тиша бе-ав)...»

Акедас Ицхак идет еще дальше; все выражение целиком – «эт гид а-ноше» – указывает на четыре постных дня в году, когда мы вспоминаем о разрушении Храма сынами Эйсава: «эт» – «тиша бе-ав»; «гид» состоит из букв «гимел» (3 тишрея, пост Гедалии), «йуд» (10 тевеса), «далет» (4-й месяц, тамуз), а нумерологически соответствует числу «17», поэтому подразумевает 17 тамуза; «а-ноше» состоит из тех же букв, что и «а-шоне» (год). Таким образом, в стихе говорится о том, что травма, нанесенная Эйсавом и приведшая к повреждению седалищного нерва («жилы вертлюжьей») у Яакова, воплотилась в историческом времени, в силу чего мы не едим четыре дня в году.

В более общем смысле противостояние Рима и Иерусалима, а в самом широком – конфликт материи и духа есть не что иное, как вечная изматывающая борьба. Нам наносятся глубокие раны; этой нескончаемой битве мы обязаны своей «хромотой».

Есть ли на земле человек, который за свою жизнь не получил хотя бы пары травм? Сколько среди нас «прихрамывающих» – даже если нам удается скрывать это – от неустроенности жизни, от внутреннего конфликта между духом и телом, между высокими идеалами и необходимостью выживания?

Каждый из нас борется.

Но рассвет всегда приходит. И после битвы «неизвестный» признает, что не может одолеть наш дух. Поэтому он атакует самые уязвимые места в те моменты, когда мы пребываем в сомнениях, когда не уверены в своем призвании, когда поступки наши носят механический характер. Он метит в ту нашу половину, которая целиком погрузилась в поиски «средств к существованию» – работы и материального достатка. Именно в этой своей половине мы в наибольшей степени разобщены с собственной душой.

Но и такие раны затягиваются. Яаков заставил «неизвестного» благословить и его, и всех нас. По иронии судьбы «неизвестный» («ангел» и воплощение сил материализма), даже нанося нам травму, благословляет нас именем «Израиль», которое превосходит человеческое и Б-жественное. Уже в самой нанесенной нам травме содержится исцеление от любых ран, содеянных человеком, либо Б-гом.

Где мы сейчас?

После долгой истории человеческих страданий мы победили. Мы здесь, – и мир стал лучше. Мы ранены, но живы. С травмами, хромотой, увечьями мы приближаемся к финишной черте своего утомительного путешествия.

Битва, которая началась 3 577 лет назад, подходит к концу. И перед нами стоит все та же задача: стойко держаться, как мы держались и раньше, никогда не сдаваться и знать, что вопреки всем трудностям и травмам мы победим, – каждый из нас и все вместе.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru