[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2007 АДАР 5767 – 3 (179)

 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

Леонид Радзиховский

Из журнала «Театрал»: «Коллектив Московского театра “Школа современной пьесы” отправился в столицу Ирана для участия в 25-м Международном театральном фестивале “Фаджр”».

«Это крупный всемирный театральный форум… – сказал художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз. – Экспертный совет фестиваля приезжал в Москву, просмотрел наши спектакли и выбрал именно акунинскую Чайку…»

Иосиф Райхельгауз признался, что в спектакле «Борис Акунин. Чайка» произойдут некоторые изменения. По его словам, ничто не должно оскорбить религиозные чувства иранцев.

Известно, что чувства иранцев оскорбляет существование государства Израиль. Об этом каждую неделю заявляет президент Ирана, ненависть к Израилю – один из краеугольных камней государственной идеологии. Но тут помочь Ирану «Школа современной пьесы» бессильна.

А вот оскорбляет ли иранцев пребывание Иосифа Райхельгауза на священной иранской земле? Ну, видимо, нет – раз они его пригласили. Что касается самого мэтра, то его в данной ситуации смущает одно: как бы чем не обидеть иранцев, не нарушить их традиции! Оно и верно: в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Правда, каждый год театр Райхельгауза ездит в Израиль – ну, там другой устав, его тоже надо соблюдать. А мы сами – что ж… Мы – актеры. Играем что написано и перед теми, кто платит за билеты. «Быть или не быть?» Почему же не быть? Быть – и в Тегеране, и в Тель-Авиве. Главное – успеть, не перепутать.

«Несчастливцев. Куда и откуда?

Счастливцев. Из Вологды в Керчь-с, Геннадий Демьяныч. А вы-с?

Несчастливцев. Из Керчи в Вологду».

Театральная декорация нужна иранскому режиму. Эта постановка для них имеет отнюдь не эстетическое, а идеологическое значение – не меньшее, чем недавняя постановка в Тегеране «Холокост – злобная сионистская выдумка». И рискну предположить, что для них особенно важно, чтобы в этом фестивале участвовали именно евреи.

«Мы – не нацисты. Мы не антисемиты. Мы просто евреев не любим… То есть – тьфу ты, черт! Не евреев, а СИОНИСТОВ! А евреи – вот они, смотрите, радуйтесь. Вот вам иранские евреи, повернитесь, пожалуйста. Все видели? Хорошо, очень хорошо. Вот вам ортодоксальные евреи… смотрите пейсы, кафтаны, можете потрогать – настоящие… Да, так вот вам ортодоксы, участвующие в конференции “Холокоста не было”. Видите? А вот и театр, во главе с евреем-режиссером. Аплодисменты – режиссеру! Аплодисменты – и иранскому режиму, совсем, повторяем, НЕ антисемитскому».

Так что смысл всей этой иранской бутафории абсолютно очевидный.

Стоит ли ей подыгрывать? Не стыдно? Или стыдно, конечно, но…

Знаменитый еврейский дирижер Баренбойм вздумал услаждать уши израильской публики волшебными звуками Вагнера. Публика его освистала, «просветительская затея» провалилась.

Кто был прав? Баренбойм – или его слушатели? Со стороны, из общих соображений, не зная всех деталей, я считаю: да, слушатели. Да, для евреев в Израиле эта «музыка Гитлера» – оскорбление. Исполняйте ее в любом другом месте (если самому не… трудно) – но вот Израиль без Вагнера обойдется. Но, может быть, если бы я знал все конкретные детали, мое мнение изменилось?

Берлинская Олимпиада–1936. «Олимпия» – грандиозное шоу д-ра Геббельса. Полагаю, огромное большинство спортсменов были прямо в восторге, многие к тому же, наверное, вполне симпатизировали Гитлеру, а остальным было вообще плевать на любую идеологию – в голове одни тренировки. Но если были спортсмены-антифашисты, спортсмены-евреи – как они должны были себя чувствовать? Отказался ли кто-то по идейным мотивам? Интересно было бы об этом узнать…

Но все-таки актеры и режиссеры – не спортсмены, их искусство более идеологическое, нет?

Наверное, еврею должно быть ОСОБЕННО противно ехать в страну, демонстративно ОСКОРБЛЯЮЩУЮ его народ. И получать аплодисменты от местной публики, и кланяться, и стараться «не оскорблять их обычаи». Наверное.

Но, думаю, что и любому приличному человеку должно быть не по себе – как-никак, все знают, что Холокост был и топтать ногами прах шести миллионов убитых людей…

Так вот, интересно: а есть хоть в какой-то профессиональной среде хотя бы попытки бойкотировать Иран? Не участвовать в научных конференциях – ну, не только же о Холокосте там проводят конференции, на тех же театральных фестивалях и прочих «мероприятиях»? Отказался кто-то конкретно? Или нет? Нет ни общего бойкота, ни индивидуальных отказов? И все согласны лететь на крыльях любви в Тегеран, думая лишь о том, как бы «не обидеть»? (А вот идеи бойкота Израиля среди западных интеллектуалов весьма популярны.)

С другой стороны: ну а где предел «бойкотов»? Ну, вот театр Райхельгауза был в Тегеране. Что ж теперь, объявить бойкот уже этому театру в Израиле? Или не ходить на их спектакли в Москве? Чепуха какая-то…

В общем, общих правил нет. Просто интуиция всякому человеку говорит – без долгих обсуждений, что ему лично противно, а что – безразлично.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru