[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

ПотерЯнные колена, фарисеи и потомки хазар

Истоки современной караимской идентичности в Восточной Европе

Голда Ахиезер

В последние десятилетия предметом особого общественного и научного интереса стал вопрос о национальной и культурной идентичности караимов – религиозного движения, сформировавшегося в среде вавилонского еврейства в VIII столетии и распространившегося с течением времени на территорию Эрец Исроэл, Египта, Византии и Восточной Европы.

К концу ХХ века сложилась парадоксальная ситуация, когда одни караимские общины – в Израиле и в Америке – считают себя частью еврейского народа, а другие, живущие в основном в Крыму и в Литве, категорически отрицают свою связь с народом Израиля и даже культивируют тюркские языческие обряды и обычаи, которым они приписывают центральную роль в караимской культуре. Такое уникальное для еврейской истории положение вещей возникло под влиянием целого ряда политических, экономических и культурных процессов, имевших место главным образом в Восточной Европе с начала Нового времени.

 

Караимы в Крыму. Начало XX в.

Как известно, караимское движение сформировалось в VIII веке н. э. в Вавилонии из различных групп, называвших себя «бней Микра» или «караим» (буквально «приверженцы Писания»). Его последователи считали Библию единственным авторитетным текстом и отвергали раввинистическую законодательную традицию, основанную на текстах Мишны и Талмуда. В ходе полемики, охватившей крупнейшие еврейские центры Вавилонии, Палестины, Египта и Испании в IX–XI веках, произошел окончательный раскол между караимами и «раббанитами» – евреями, сохранявшими приверженность Устному учению.

До Первого крестового похода (1099 год) духовный центр караимов находился в Иерусалиме, где жили такие авторитетные караимские мудрецы, как Йефет бен Эли, известный своим переводом Торы на арабский язык и полемикой с Саадией Гаоном, Йосеф аль-Басир, автор философских сочинений, и многие другие. После вторжения крестоносцев в Эрец Исроэл уцелевшие члены караимской общины переселяются в Египет. С XI века центром караимской духовной жизни становится Византия, где был создан основной корпус средневековой караимской литературы, во многом определившей культурный облик этой общины в последующие столетия. Одним из наиболее известных сочинений этого периода является книга Иеуды Хадаси (XII век) «Эшколь а-Кофер», представляющая собой фрагменты из текстов различных караимских авторов, посвященных грамматике, полемике против раббанитов, христиан и мусульман, описанию различных еврейских сект и т. д. Несколько позднее – в XIV веке – Аарон бен Элияу из Никомедии создает трактат «Эц Хаим» – своего рода руководство по религиозной философии караимов, написанное по образцу книги «Путеводитель растерянных» Рамбама.

В период османского господства (с конца XIV века) известные раббанитские мудрецы, как сефарды, так и уроженцы Адрианополя и Константинополя, становятся учителями караимов. В атмосфере интенсивных духовных контактов с раббанитами создаются новые караимские комментарии к Священному Писанию, сочинения по Алохе и историографии. Элияу Башъячи (ум. 1490), один из величайших учителей своего поколения, проводит реформу караимской Алохи, основываясь в большой степени на раввинистических принципах. Его реформы были приняты большей частью караимов Крыма, Литвы и Польши, откуда караимы отправлялись учиться у своих единоверцев, мудрецов Константинополя.

Вопрос о времени прибытия караимов в Литву и Польшу, а также о стране их исхода остается неясным по сей день. Караимские историографы XVIII–XIX веков утверждали, что караимы были приведены из Крыма князем Витольдом в 1218 году (при том, что Витольд родился на 168 лет позже!). Однако из документальных свидетельств нам известно, что они поселились там не ранее XIV века. Кроме того, следует отметить, что литовские и галицкие караимы пользовались совершенно иным тюркским языком, чем их крымские единоверцы. Этот факт дает основание полагать, что восточноевропейская община караимов происходит не из Крыма, а, возможно, из Золотой Орды, где был распространен язык, близкий к языку восточноевропейских караимов[1].

К XVII веке духовным центром караимов Восточной Европы становится литовский город Тракай. Одно из выдающихся караимских сочинений этого периода – книга Хиззук Эмуна («Крепость веры»), написанная Ицхаком бен Авраамом (1533–1594) из Тракая. В ней автор спорит с христологическими толкованиями Писания и приводит свои комментарии к Новому Завету. Хиззук Эмуна повлияла на христианских мыслителей и критиков Библии XVII–XVIII веков и нашла отклик в среде представителей европейского Просвещения. Она была переведена на большинство европейских языков, включая латынь и идиш, и переписывалась сотнями экземпляров во многих еврейских общинах не только Европы, но и Северной Африки, и даже Индии. Секрет невероятного успеха этого сочинения заключается в использовании автором широчайшего спектра источников. Ицхак бен Авраам рассматривал проблемы христианства и христианской гомилетики, выявляя противоречия между текстами Евангелий и их поздней христианской интерпретацией. Он обращался к высказываниям радикальных протестантских мыслителей – антитринитариев, которые отвергали принцип Троицы, отрицали божественную природу Иисуса и выступали против молитв перед иконами. Он также использовал обширную раббанитскую литературу и даже сочинение польского историка Мартина Бельского «Всемирная история»[2].

В Восточной Европе продолжали развиваться контакты между интеллектуальной элитой караимов и раббанитов. Малое число мудрецов высокого ранга, замкнутость небольшой общины, бедность или отсутствие литературы в области этики, мистики и философии заставляли караимских интеллектуалов искать духовные контакты вне своей общины. Так, в окружении раббанита Йосефа-Шломо Дильмедиго, врача и кабалиста из Кандии (Крит), переехавшего в Амстердам и жившего в 1619–1625 годах в Вильне, где он состоял в должности личного врача князя Радзивила, были и караимские ученые. Один из самых способных его учеников, Зарах бен Натан из Тракая, обсуждал в своей переписке с Дильмедиго вопросы Торы, математики, философии, астрономии, алхимии, сочинения Филона Александрийского и многое другое. Обучение Талмуду и кабале у раббанитов не было редким явлением в среде караимской элиты Восточной Европы.

С XVII века большой интерес к караимскому учению проявляют протестанты, которые видели в нем наиболее «чистую» версию иудаизма, не обремененную «талмудическими заблуждениями» и близкую, по их мнению, к раннему христианству. Более того, протестантские авторы, отвергавшие католическую традицию и провозглашавшие возврат к библейскому тексту, проводят прямую параллель между караимами и протестантами, с одной стороны, и католиками и «фарисеями», то есть раббанитами – с другой. Один из руководителей движения милленаристов в Англии, Джон Дьюри (1596–1680), пытавшийся объединить все евангелические церкви в Европе перед ожидаемым наступлением миллениума, представлял себе раббанитов как «полных предрассудков высокомерных глупцов», а караимов – как «разумных людей, не склонных к догматизму, следующих Писанию и пытающихся его понять посредством сравнения текстов» (подобно добрым протестантам). Различия воззрений повлияли, по его мнению, и на образ жизни: фарисеи живут «разрушительной торговлей», караимы – полезной деятельностью, честной торговлей, сельским хозяйством, служат в армии[3]. Подобные представления, никак не связанные с реальными фактами, разделяли не только протестанты, но и многие католики в Европе. Так, например, Ришар Симон, гебраист и один из основоположников библейской критики XVII века, написал небольшое сочинение о самаритянах и караимах. В последних он видел «наиболее просвещенных евреев», которым свойственен рационалистический подход, вынуждающий их отказаться от «фальшивой и смехотворной традиции» раббанитов.

Протестанты-милленаристы в Англии и Голландии отводили караимам особую роль в мессианском процессе: в конце дней свободные просвещенные христиане помогут фарисеям, ослепленным идолопоклонством Католической церкви и пытками инквизиции, открыть глаза на «христианскую истину». Караимы со всего мира соединятся с десятью коленами и вернутся в Святую землю. Произойдет битва Армагеддона. Победителями станут протестанты и караимы, каждый со своим воинством.

Под влиянием контактов с протестантами было написано несколько караимских сочинений о расколе и различиях между караимами и раббанитами. Наиболее известное из них – Дод Мордехай, вышедшее из под пера Мордехая бен Нисана из польского города Кукизова, – представляет собой ответы на вопросы профессора-гебраиста из Лейденского университета Якова Тригланда. Два других сочинения, Апирйон аса ло и Левуш малхут были написаны Шломо бен Аароном, уроженцем Посволя, после того как он был приглашен в Ригу ректором Рижского университета Йоханнесом Пуффендорфом. В этих сочинениях, следовавших в немалой степени представлениям протестантов, появляются резкие нападки на раббанитов, а сами караимы уподобляются протестантам, что конечно же не было характерно для более ранней караимской литературы.

Первое документальное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к 1278 году. По всей видимости, как караимы так и евреи-раббаниты (крымчаки) прибыли в Крым с захваченных монголами территорий (Северный Иран и Нижняя Волга), а также из Византии. После падения Константинополя в 1453 году к ним присоединилось значительное число караимов Османской империи. К XVII столетию наиболее крупной караимской общиной Крыма стала община Чуфут-Кале: она играла роль регионального духовного центра и в то же время оказывала экономическую поддержку караимам Польши, Константинополя, Каира, Дамаска и Иерусалима. В 1734 году братьями Ерака в Чуфут-Кале была создана первая караимская типография (и первая типография на Крымском полуострове вообще).

После завоевания Крыма Россией (1783 год) впервые было узаконено различие в статусе между евреями-раббанитами и евреями-караимами. Последние предприняли немало усилий для того, чтобы избежать суровых законов российского правительства, ограничивавших права евреев. В 1795 году к Екатерине II отправилась делегация караимов Крыма, которая добилась для своих единоверцев права на владение недвижимостью и освобождение от наложенной на евреев империи двойной подати. В течение последующих лет российские монархи продолжали благоволить к караимам. В 1827 году вышло высочайшее повеление освободить караимов от рекрутской повинности, введенной Николаем I для евреев. Впоследствии были отменены также ограничения на выбор места жительства и профессии и разрешено поступать на государственную службу. Так, к 1862 году караимы были полностью уравнены в правах с русским населением.

Причина такого расположения российских властей к караимам, по всей видимости, кроется в отторжении ими Талмуда, который воспринимался в российских правительственных кругах как главный источник суеверий и антихристианских предубеждений евреев. Кроме того, караимам удалось убедить российское общество, что нет ничего общего между ними и евреями-талмудистами, повинными в смерти Христа.

Караимский законоучитель (хахам), держащий Тору, среди молящихся христиан.

Полотно работы Нуно Гонсалеса (фрагмент). Португалия. 1465–1467 годы.

Немалую роль в формировании благоприятного с точки зрения российской власти имиджа караимов сыграл выдающийся караимский ученый и общественный деятель Авраам Фиркович (1787–1874). В 1839 году наместник Новороссийского края, граф Воронцов, симпатизировавший караимам, обратился к главе Караимского Духовного правления в Гезлеве (Евпатория) Симхе Бабовичу с вопросами о происхождении караимов, о сущности их веры и о караимских мудрецах. Сбор материалов и написание трудов на эту тему было возложено на Фирковича.

Авраам Фиркович, караим из Луцка, с начала 20-х годов жил в Евпатории, где выполнял функции личного секретаря Симхи Бабовича и воспитателя его детей. Вместе с Бабовичем Фиркович совершает паломничество в Эрец Исроэл, откуда привозит множество древних рукописей. В 1834 году он занимался издательской деятельностью в Евпаторийской типографии, но вскоре вынужден был уехать из-за скандала вокруг изданной им книги собственного сочинения Масса у-мерива, где утверждалось, что евреи-раббаниты убили Иисуса за то, что он был караимом. Еще в начале своей карьеры Фиркович выступал с резкими нападками на евреев-раббанитов, утверждая в своей книге Хотам Тохнит, что они повинны также и в смерти Анана бен Давида. «Неудивительно, – писал Фиркович, – что они убили даже Иисуса, сына Мирьям, праведника честного, непорочного и Б-гобоязненного, спасшего большинство народов от древнего идолопоклонства...», однако же «наши братья, сыны Эсава – христиане не проливали крови караимов и не изгоняли их с насиженных мест, ведь они чисты от крови, пролитой книжниками и фарисеями...»[4] В караимских текстах вплоть до середины XIX века евреи-раббаниты часто упоминались как «наши братья раббаниты», себя же караимы всегда называли евреями. Теперь место «братьев» заняли христиане, и Фиркович подал прошение русскому правительству о том, чтобы караимов не именовали больше евреями, а упоминали во всех документах в качестве «русских караимов».

Задача, возложенная на Фирковича Воронцовым, сделала его знаменитой личностью, повлиявшей коренным образом на жизнь своих единоверцев и усилившей и без того серьезный раскол между караимами и раббанитами. Фиркович доказывал, что караимы Крыма поселились на полуострове до начала новой эры, а потому никак не могли быть причастны к смерти Иисуса. Он утверждал, что предки караимов, являвшиеся потомками изгнанников из Самарии, разрушенной Саламансаром в 721 году до н. э., получили Крым в награду от персидского царя Камбузи (VI век до н. э.) за военные заслуги перед ним и заселили подаренную землю вместе с присоединившимися к ним десятью потерянными коленами Израиля. Что же касается крымчаков, то Фиркович утверждал, что они являются потомками караимов, принявшими раббанитский иудаизм.

Для доказательства своих теорий Фиркович фальсифицировал рукописи и караимские надгробные надписи из Крыма, исправляя их даты на более древние. Он также создавал эпитафии вымышленных героев и мудрецов караимского народа – например, надгробную надпись Ицхака Сангари, персонажа из книги Иеуды Галеви Кузари, беседовавшего с хазарским царем Иосифом. По утверждению Фирковича, Сангари, будучи караимом, способствовал обращению Хазарского каганата в караимскую версию иудаизма, хотя, как известно из переписки Хисдая ибн Шапрута с хазарским царем, хазары приняли раббанитский иудаизм, да и караимского движения в период обращения каганата еще не существовало.

Многочисленные «открытия» Фирковича вызвали бурный интерес как в российском, так и в европейском научном мире. Став влиятельной фигурой в российском обществе, Фиркович заводит обширные знакомства среди представителей еврейского просвещения (Хаскалы), таких, как Шмуэль Финн, Симха Пинскер и др. Он посылал им копии собранных им рукописей для публикации, и при их поддержке издавал свои работы в научных журналах. При этом многие ученые не давали себе труда проверить аутентичность добытых им рукописей и изданных им эпитафий. Уже после смерти Фирковича гебраист Авраам Гаркави написал фундаментальный труд «Древнееврейские памятники из Крыма»[5], в котором разоблачались его теории и фальсификации. Вместе с тем трудно переоценить научное значение деятельности караимского ученого: тысячи ценных рукописей, собранных им в разных частях света и ставших достоянием Петербургской Императорской Библиотеки, до сегодняшнего дня являются важнейшей источниковой базой для исследования истории средневекового еврейства.

В XIX веке в России появляются различные исторические и лингвистические теории о хазарских корнях караимов. Тюрколог В.В. Григорьев, известный своими юдофобскими воззрениями, в своей книге «Россия и Азия» утверждал, что караимы имеют отличный от евреев-раббанитов расовый тип и что они являются потомками хазар[6]. Фиркович, не принимая хазарской теории Григорьева, тем не менее ссылается на него по поводу вышеуказанных расовых различий.

Фиркович, строго соблюдавший заповеди, не представлял себе существования караимов вне иудаизма, хотя и превратил их в отдельный народ. Однако следующие поколения лидеров общины имели другие воззрения. Хазарская теория была подхвачена караимскими общественными деятелями XX века, взявшими курс на полное отделение от иудаизма. Позднее она стала также официальной точкой зрения советской исторической науки, которая тяготела к теориям, облегчавшим отчуждение народов СССР от их исторических корней.

Наиболее видным пропонентом хазарской теории был Серайа Маркович Шапшал (1873–1961). Уроженец Крыма, ориенталист и выпускник Санкт-Петербургского университета, Шапшал уезжает в Иран, где становится воспитателем наследника шаха (1900 год) и выполняет функции российского агента при персидском дворе. После воцарения наследного принца Шапшал становится его советником. Однако, после того как Шапшал подавил в крови иранское конституционное движение, получив за это прозвище Кровавый Шапшал, он был изгнан из страны и вернулся в Россию, где от него отвернулись многие члены караимской общины. Выдвижение его кандидатуры на пост главы Караимского Духовного правления в Крыму вызвало бурю негодования. Однако Шапшал, несмотря на это и на отсутствие традиционного караимского образования, в 1915 году получил желанный пост. В 1928 году он был избран хахамом караимов Польши и произвел целый ряд реформ, направленных на тюркизацию караимов и полное уничтожение всех еврейских элементов караимской культуры и языка[7]. Он издал распоряжение об отмене преподавания иврита в караимских школах, заменил названия праздников и еврейских месяцев на тюркские, должность «хахам» переименовал в «гахан», по созвучию со словом «хан», придумав при этом специальный обычай вступления в эту должность, якобы принятую у хазар. По утверждению Шапшала, учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а Иисуса и Мохаммада караимы считали испокон веков пророками. Караимы Крыма приняли закон Моисея, но продолжали придерживаться древних тюркских языческих верований. Идея создания совершенно новой караимской идентичности, полностью оторванной от исторических корней, посетила Шапшала, по-видимому, в 20-х годах, во время его пребывания в Турции, где в этот период Кемаль Ататюрк создавал народ с новой, светской тюркской национальной идентификацией, сочетавшейся с ценностями западного общества.

Авраам Фиркович.

Политика Шапшала привела караимов Восточной Европы к тотальной ассимиляции. Только караимы Галича остались верны прежней караимской традиции и сохраняли свою еврейскую идентификацию, насколько это было возможно, даже в советский период.

В годы нацистской оккупации Крыма, Литвы и Украины караимы спаслись от массового уничтожения именно благодаря теориям о своем хазарском и тюркском происхождении. Назначенные нацистскими властями специальные комиссии для исследования вопроса о расовой принадлежности караимов в большинстве своем пришли к выводу, что караимы происходят от тюрок, хазар и даже монголов. В соответствии с этой установкой, подразделениям СС отдавались распоряжения не трогать караимов. Однако в начале войны – когда эти распоряжения еще не успели вступить в силу – немало караимов погибло в Бабьем Яру, в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев. Сам Шапшал, находясь в Вильнюсе во время второй мировой войны, помогал оккупационным властям выявлять тех евреев, которые выдавали себя за караимов для того, чтобы спастись от гибели. Вместе с тем нам известны и случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников[8].

В период перестройки хазарская теория происхождения караимов обросла новыми красочными подробностями. По утверждению руководителей караимских общин нового поколения в Крыму и в Литве, караимы никогда не были евреями, они являются потомками хазар, алтайских горцев и киргизов (а также алан, булгар, печенегов). Основа их веры – древнетюркские языческие обряды и вера в бога небес – Тенгри (что во всех тюркских языках означает просто слово «бог»); они никогда не пользовались ивритом, а их праздники и календарь – сугубо тюркские[9].

Серайа Шапшал в Персии.

Впрочем, в последние десятилетия немало караимов из СНГ репатриировались в Израиль, продемонстрировав тем самым несостоятельность тюркских концепций. Среди оставшихся сегодня на территории СНГ караимов (около 1000 человек) большинство придерживается хазарской теории, однако в последние годы появились и другие тенденции, например в Евпатории, где наблюдается процесс возвращения к иудаизму.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Г. Ахиезер, Д. Шапира, «Караимы Литвы и Волыни-Галиции до 18 в.». // Пеамим 89 (2001), с. 19–21 (на иврите).

 

[2] G. Akhiezer, The Karaite Polemicist Isaaс ben Abraham of Troki and his Polemic against the Rabbanites // C. Goodblatt & H. Kreisel, (eds.), Tradition, Heterodoxy and Religious Culture: Judaism and Christianity in the Early Modern Period. Beer-Sheva, 2007.

[3] Popkin R. H., «The Lost Tribes, the Karaites and the English Millenarians»// Journal of Jewish Studies, 37 (2), 1986.

[4] Р. Фанн, Книга о караимах, Львов, 1929. Т. 2, с. 125–126 (на иврите).

 

[5] A. Harkavy, Altjudische Denkmaler aus der Krim, mitgetheilt von Abraham Firkowitsch, SPb., 1876.

[6] В. Григорьев, Россия и Азия, СПб., 1876.

[7] М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255–273.

[8] Ш. Спектор, «Караимы в Европе под властью нацистов по документам из Германии», Пеамим 29 (1986), с. 90–108 (на иврите).

[9] См., например, М.Я. Чореф, «Крымские караимы: элементы язычества»; под ред. А. С. Глушака и П.И. Артюха, Боги Тавриды. Севастополь, 1997. С. 220–229.