[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

АПРЕЛЬ

Борис Явелов

 

2.04.1917

90 лет назад декретом Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» была упразднена так называемая черта оседлости – восточная граница проживания российских евреев (за исключением купцов первой гильдии, ремесленников и представителей некоторых других категорий). Введенное в 1792 году императрицей Екатериной II положение о черте оседлости распространялось на иудейское население почти всего Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Курляндии, большую часть Украины и чем дальше, тем ощутимее воспринималось евреями как наиболее тягостное и унизительное проявление расовой дискриминации. В первое десятилетие прошлого века под юрисдикцией Российской империи находилась огромная часть территории Восточной Европы, так что решение Временного правительства России, не проработавшего еще и месяца, затрагивало судьбы чуть ли не половины мирового еврейства. Однако уже к концу 1920 годов «русские» евреи составляли не более 18% от полной численности всей нации.

Члены Временного комитета Государственной думы. Сидят (слева направо): В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, М. В. Родзянко.

Стоят: И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт (комендант петроградского гарнизона), А.Ф. Керенский, М.А. Караулов.

 

6.04.2004

3 года назад в Москве умерла Лариса Иосифовна Богораз (р. 1929), уроженка Харькова, дочь участников Гражданской войны, советских и партийных работников (в 1936 году ее отец был репрессирован как «троцкист»), героическая женщина, одна из зачинателей отечественного диссидентско-правозащитного движения. По образованию филолог, после окончания Харьковского университета жила в Туле, Москве, Новосибирске, много лет была преподавателем в школе. В 1966 году на знаменитом процессе Синявского – Даниэля был осужден ее муж, писатель Ю. Даниэль. Этот процесс положил начало активности многих правозащитников, и в первую очередь самой Ларисы Богораз. Она регулярно ездила в мордовские лагеря на свидания к мужу, ее московская квартира стала перевалочным пунктом для родственников политзаключенных и самих заключенных, возвращающихся из лагерей. В своих обращениях и открытых письмах середины 60-х годов она впервые поставила перед общественным сознанием проблему современных политзаключенных в СССР.

25 августа 1968 года Л. Богораз приняла участие в «демонстрации семерых» на Красной площади в знак протеста против вторжения советских войск в Чехословакию. Была арестована, осуждена на четыре года ссылки, которую отбывала в Восточной Сибири.

По возвращении продолжала правозащитную деятельность. В 1978 году была лишена ученой степени кандидата наук, которую ей вернули лишь в 1990 году.

Л. Богораз неоднократно обращалась к правительству СССР с призывом объявить всеобщую политическую амнистию. Услышан он был лишь в 1987 году – тогда М. Горбачев начал освобождать политзаключенных. Однако ее муж А. Марченко не успел воспользоваться этой амнистией — он скончался в чистопольской тюрьме в декабре 1986-го.

В годы перестройки и позже общественная деятельность Л.Богораз продолжалась: она принимала участие в подготовке и работе Международного общественного семинара (декабрь 1987-го); осенью 1989-го вошла в состав воссозданной Московской Хельсинкской группы и некоторое время была ее сопредседателем; в 1993–1997 годах входила в правление российско-американской Проектной группы по правам человека. В 1991–1996 годах Л. Богораз вела просветительский семинар по правам человека для общественных организаций России и СНГ.

 

9.04.1937

70 лет назад в долине Бет-Шеан (в этих местах близ израильско-иорданской границы в «каменных декорациях» библейских времен снималась знаменитая киноверсия рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда») был основан Бет-Йосеф, первый из мошавов, создававшихся согласно программе «Хома у-Мигдаль» («Стена и сторожевая башня»). Мошав – сельскохозяйственное поселение, базирующееся на кооперативной основе: его члены имеют в частной собственности все средства производства, но не землю. В мошавах в отличие от кибуцев баланс личной инициативы и совместной экономической деятельности достигается на основе преимущественно индивидуального ведения хозяйств; кооперация происходит в сфере экономических связей (в настоящее время в Израиле около 450 мошавов с почти 170-тысячным суммарным населением). В 1936–1937 годах Палестину захлестнула волна арабских нападений на небольшие еврейские населенные пункты, в связи с чем мошавы по возможности окружались оборонительными сооружениями – они и дали название программе по их созданию. Мошав Бет-Йосеф весьма успешно справлялся со множеством проблем – экономических, инженерных, социальных и оборонных, а в мае 1948 года, в ходе израильской Войны за независимость, стал ареной тяжелейших боев. Никто из «мошавников», способных держать оружие, при подходе хорошо подготовленных иракских частей не эвакуировался, и жители, самоотверженно сражаясь за свои дома вместе, пришедшей на подмогу ротой бойцов Хаганы, сумели отбросить противника назад, к реке Иордан. Однако по завершении войны Бет-Йосеф, как и ряд других подобных поселений, был оставлен жителями. Тем не менее поселенческое движение приняло решение о возрождении мошава, и в 1952-м он был заново заселен с сохранением первоначального названия.

 

10.04.1882

125 лет назад, в канун православной Пасхи, начался почти трехдневный еврейский погром в южноукраинском городе Балта, на севере современной Одесской области (в 1924–1929 годах столица Молдавской АССР). Он начался с хулиганского метания булыжников по домам евреев и вошел в историю как один из самых жестоких антиеврейских эксцессов, последовавших за убийством революционерами царя-освободителя Александра II. Особую роль он сыграл в усилении эмиграционных настроений среди русских евреев, проживавших в черте оседлости. В обстановке нараставшей враждебности христианского населения к еврейскому, разжигаемой провокационными наговорами на «проклятых жидов», местная полиция не предприняла никаких предупредительных мер, несмотря на то что еще за неделю до бесчинств местные евреи предложили за свой счет подкрепить силы охраны правопорядка тремя-четырьмя десятками «будочников» (городовых). Предложение было отвергнуто; не последовало ответа и на телеграмму в Петербург с призывом направить в Балту воинскую часть. При полном бездействии и даже при попустительстве полиции были разорены около 1000 еврейских домов, порядка 300 лавок и 30 винных погребов, свыше 200 человек получили ранения (из них 39 – тяжелые), 12 человек были убиты или умерли от последствий погрома. Началось следствие. Более 50 погромщиков были приговорены к различным срокам заключения, двоих приговорили к смертной казни через повешение, а троих – к каторжным работам сроком на 15 лет. Именно в связи с Балтским погромом евреев впервые стали призывать убираться из России в Америку, и уже в конце апреля из Балты за границу отправились более полусотни еврейских семейств.

 

11.04.1912

90 лет назад в Хайфе, на горе Кармель, филантропическим Обществом помощи немецким евреям было заложено первое здание знаменитого Техниона (в настоящее время оно отдано под Музей науки, техники и космических исследований). Тогда это заведение называлось «Техникум». Ныне Технион – старейший вуз Палестины, который соответствует самым высоким международным стандартам обучения и слывет «израильским Эм-ай-ти» (MIT – Массачусетсский технологический институт, общепризнанный мировой лидер высшего научно-технического образования). Однако первые студенты пришли в Технион только спустя 12 лет. Произошло это отнюдь не из-за затяжки строительства, ибо работы, выполнявшиеся на средства, завещанные российским «чайным королем», энтузиастом сионизма и крупным благотворителем евреев Палестины Вульфом Яковлевичем Высоцким (Калонимос-Зеев), были завершены в 1913 году. Не сильно мешала и перманентно неспокойная ситуация в регионе. Главная причина состояла в том, что Общество помощи немецким евреям требовало, чтобы в учебном заведении, задуманном как институт по подготовке инженеров различного профиля, преподавание велось на немецком языке, в те времена в технике наиболее употребительном. Однако эта позиция натолкнулась на категорическое неприятие как преподавателей, так и потенциальных студентов, горой стоявших за обучение на еврейском. С поражением Германии в первой мировой войне немецкое влияние ослабло, и при поддержке американских соучредителей в языковом споре возобладала «патриотическая» позиция. В наши дни Технион включает в себя 19 факультетов и 29 научно-исследовательских центров, профессорско-преподавательский состав насчитывает 700 человек, множество известных ученых со всего мира приглашаются в институт для чтения лекций. Число учащихся превышает 12 тыс., в него входят репатрианты из 40 стран, а также множество студентов-иностранцев. Три четверти инженеров Израиля – выпускники Техниона, а среди основателей или управляющих 2 тыс. израильских научно-технических компаний питомцы института составляют 80%.

 

13.04.1937

70 лет назад в порту Хайфы бросил якорь прибывший из Афин небольшой, водоизмещением 50 т, пароходик «Коста», и на берег Эрец Исроэл сошли 15 еврейских молодых людей, бежавших из Европы от кошмара нараставшего антисемитизма и германского нацизма. Так началось осуществление легендарного проекта нелегальной иммиграции, получившего название АФ-АЛ-ПИ (AF-AL-PI), соответствующее еврейскому выражению, которое по-русски означает «вопреки всему». Дело было в том, что ни одна страна не открыла дверей перед еврейскими беженцами – впускали, да и то со скрипом, только элиту: известных ученых, музыкантов и т. п. На удивление строго стерегли свои пределы США, страна огромной еврейской диаспоры. А Великобритания, обладательница мандата Лиги Наций на Палестину, опасаясь разъярить арабов, сократила допуск евреев на историческую родину до ничтожных квот, и тем самым не оставила им для репатриации иного выбора, кроме нелегального «морского путешествия» на свой страх и риск. Проект АФ-АЛ-ПИ осуществлялся возглавляемым З. Жаботинским ревизионистским крылом сионистского движения. Одной из ключевых фигур в хлопотах по фрахту судов, организации рейсов, размещению беженцев стал активист бетаровских отрядов (молодежные группы сионистов-ревизионистов), учившийся в Италии и находившийся в контакте с фашистским руководством Моше Галили (настоящая фамилия Кривошеин). Сам Жаботинский еще годом ранее призвал еврейскую молодежь сделать иммиграцию в Эрец Исроэл «национальным спортом», самым благородным, поскольку он поможет «обрести дом бездомным массам и превратит эти массы в нацию». Всего в рамках проекта АФ-АЛ-ПИ в Эрец Исроэл было направлено свыше 40 судов, доставивших до 10 тыс. европейских нелегальных иммигрантов.

 

15.04.2004

3 года назад в Будапеште, в канун 60-й годовщины начала массового уничтожения гитлеровцами венгерских евреев, состоялась торжественно-скорбная церемония открытия Музея Холокоста, первого в Центральной Европе и пятого в ряду подобных государственных музеев мира (Иерусалим, Лондон, Вашингтон, Берлин). Присутствовали президент и премьер-министр Венгрии Ференц Мадл и Петер Медьеши, президент Израиля Моше Кацав, происходящий из семьи с венгерскими корнями министр финансов и экономики Франции Николя Саркози (ныне министр внутренних дел и кандидат в президенты страны), другие видные венгерские и зарубежные политические и общественные деятели. Кацав передал новому музею подготовленный в иерусалимском мемориале «Яд ва-Шем» альбом с 235 фотографиями венгерских евреев – мучеников Освенцима. Саркози от имени французского правительства презентовал 500 тыс. долларов. Венгерский музей включает в себя старинную синагогу и горы архивных материалов и документов. На мемориальной стене, работа над которой еще не завершена, выбиты имена 60 тыс. жертв Холокоста – из 600 тыс. погубленных нацистами венгерских евреев.

В ожидании израильского президента Моше Кацава во время церемонии открытия Музея Холокоста в Будапеште.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru