[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

ЧТО ЗАСТАВИЛО ТОРОПИТЬСЯ?

Зеев Лейзерсон

Великие мудрецы рабби Иеошуа и рабби Элиезер (период Великого восстания и разрушения второго Храма в 68 году н. э.), а в следующем поколении – рабби Акива и рабби Элазар (период восстания Бар-Кохбы, 135 год н. э.) спорят о том, какой момент был важнее для народа Израиля: когда фараон дал разрешение и египтяне стали торопить евреев уйти еще ночью или когда утром Всевышний вывел евреев из Египта чудесным образом? Что оставило более глубокий след в памяти евреев: явное чудо природы или чудесный «переворот» в позиции фараона?

Давайте прислушаемся к спору мудрецов, который разворачивается на девятом листе трактата «Брохойс»: «Сказано в книге Дворим (16:6) об обязанности принесения пасхальной жертвы в иерусалимском храме: “Там приноси пасхальную жертву вечером, как зайдет солнце, во время исхода твоего из Египта”».

Здесь названы три момента времени: «вечером» – вторая половина дня, после полудня до захода солнца; «когда зайдет солнце» – момент захода; «во время исхода твоего из Египта...» – утром, то есть тогда, когда массы евреев двинулись в путь.

Как эти три момента времени сочетаются в повелении о пасхальной жертве?

Рабби Элиезер говорил: «Вечером следует зарезать жертву, после захода и до полуночи следует ее есть, а ко времени исхода, к утру, следует сжечь оставшееся».

У рабби Иеошуа иное мнение: «Вечером следует зарезать, после захода солнца следует есть. До какого времени разрешено есть? До времени исхода, до утра».

Рабби Аба объясняет суть спора: «Все соглашаются с тем, что евреи были освобождены вечером, в начале ночи. Как сказано: «Вывел тебя Всевышний ночью» (Дворим, 16:1). А двигаться начали днем: «Назавтра после <жертвы> Пейсаха вышли евреи» (Бемидбар, 33:3).

О чем же они, рабби Иеошуа и рабби Элиезер, а в следующем поколении рабби Акива и рабби бен Азария, спорят? О том, когда и как в нашем рассказе появляется спешка. Ведь сказано: «...И ешьте Пейсах этот с поспешностью, во славу Всевышнего» (Шмойс, 12:1). Значит, пасхальную жертву во всех поколениях следует есть в тот момент, когда в сюжете Исхода появляется элемент торопливости, спешки.

Рабби Элазар бен Азария говорил: «О какой поспешности идет речь? О поспешности египтян (когда, напуганные смертью первенцев, они торопили евреев уйти)». Рабби же Акива объяснял по-другому: «О какой поспешности идет речь? О поспешности евреев (когда утром с поспешностью евреи пошли за Всевышним, не спрашивая куда и не зная, что ожидает впереди)».

Так что же более важно для поколений, которые вспоминают о выходе из Египта? Желание египтян и фараона, чтобы евреи ушли поскорее, – или желание самих евреев?

Вопрос остался открытым.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru