[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2007 НИСАН 5767 – 4 (180)

 

Еврейское сопротивление Холокосту в Западной Европе

Даниил Романовский

Еврейское сопротивление Холокосту в странах Западной Европы – тема, почти неизвестная русскоязычному читателю. Литература о еврейском сопротивлении в годы второй мировой войны, выходящая на русском языке, посвящена преимущественно сопротивлению евреев Польши или советских территорий. Однако в Западной Европе еврейское сопротивление развивалось в иных условиях, чем на Востоке, и приняло другие формы.

Участники партизанского сопротивления. Франция, Булонь. 14 сентября 1944 года.

 

Прежде всего следует отметить, что антинацистское сопротивление в целом на Западе имело свои особенности. Из рассматриваемых нами стран только во Франции сопротивление на определенной стадии приняло форму партизанской войны, но даже тогда оно не достигало такого размаха, как в Советском Союзе, Югославии или Греции. В Нидерландах и Бельгии основными формами сопротивления были саботаж, помощь армиям «союзников» (как правило, разведка), реже – нападения на немецких военных или «своих» коллаборантов.

Кроме того, сама нацистская политика «окончательного решения еврейского вопроса» велась на западе Европы иными методами, чем на Востоке. Как и в оккупированной Польше, немцы начали с того, что ограничили евреев в правах, заставили их носить отличительные знаки и экспроприировали еврейскую собственность. Они создали еврейские советы, несколько напоминающие «юденраты» в Польше: Юдсе Раад в Нидерландах, UGIF (Union Generale des Israelites en France, Всеобщий союз французских евреев) во Франции, AJB (Association de Juifs de Belgique, Ассоциация евреев Бельгии) в Бельгии, однако геттоизация евреев по польскому образцу проведена не была. Для подготовки депортаций евреев из западноевропейских городов в центры уничтожения оккупанты создали на Западе транзитные лагеря – Дранси под Парижем, Вестерборк в Нидерландах, Мехелен на полпути между Брюсселем и Антверпеном. Евреев собирали в городах и отправляли в транзитные лагеря; когда же там скапливалось достаточно много интернированных, из транзитного лагеря отходил депортационный поезд в Освенцим, Собибор и другие лагеря уничтожения. Массовые депортации на Западе начались только в июле – августе 1942 года[1].

По типологии Иеуды Бауэра, еврейское Сопротивление на Западе по большей части относилось к пассивному, то есть к небоевому Сопротивлению[2]. Вместе с тем, если считать целью еврейского сопротивления не эффектные военные операции, а спасение евреев от гибели, то тогда западноевропейское еврейское сопротивление представляется по крайней мере не менее эффективным, чем сопротивление евреев на востоке Европы. Только еврейские организации по спасению детей спасли от депортаций в лагеря уничтожения, по осторожным оценкам, в Бельгии 3–4 тыс. детей, а во Франции – 8–10 тыс. Подпольная организация Вильнюсского гетто дала возможность уйти в леса лишь около 400 взрослым евреям; в планы повстанцев Варшавского гетто спасение жизней не входило вообще.

Давид Кнут.

Франция. До июля 1942 года, пока нацистская политика в западноевропейских странах еще не приняла форму геноцида, еврейское противостояние ей во Франции выражалось в двух формах. Одной из них была организация системы социальной помощи жертвам этой политики – беженцам; евреям, выселенным нацистами из Эльзаса и Германии; евреям, по разным причинам вынужденным жить на нелегальном положении или оставшимся без работы в результате декретов нацистов и коллаборационистского правительства Виши. Другой формой было спасение евреев из разного рода лагерей вплоть до организации побегов – к июлю 1941 года в лагерях правительства Виши было интернировано более 30 тыс. евреев-иностранцев[3].

Материальная помощь стала первым шагом к сопротивлению. Многие ее формы быстро стали нелегальными, и организации помощи вынуждены были создавать подпольные отделения. К примеру, уже в 1942 году оказание помощи по линии коллаборационистского UGIF превращало получателя помощи в кандидата на предстоящую депортацию, значит, помощь должна была оказываться тайно. Совершенно нелегальной была и поддержка, предоставляемая беженцам из лагерей или иностранным евреям, которым угрожало интернирование. Она включала в себя поиск убежища, добычу продовольствия, а иногда и переправку за границу или в зону итальянской оккупации. Всем этим занимались различные еврейские общественные организации, такие, как ОSE (Oeuvre de Secours aux Enfants – Учреждение по спасению детей), так называемый «Комитет рю Амло», и др. Особой формой помощи было создание учебных ферм или ремесленных колоний в сельской местности для тех евреев (особенно молодых), которые потеряли работу либо жили на положении беженцев. Устройство учебных ферм в южной зоне Франции являлось одной из главных сфер деятельности еврейской скаутской организации EIF (Eclaireurs israelites de France, «Разведчики-евреи Франции»). С началом депортаций учебные фермы и ремесленные колонии EIF и других еврейских организаций стали базой настоящего сопротивления.

Первой во Франции еврейской группой, изначально ориентированной на вооруженную борьбу, была сформированная в Тулузе в 1941 году «Арме Жюив» (Armee Juive – Еврейская армия). Ее создатели поставили себе целью организовать армию, составляющую часть общееврейских вооруженных сил (под началом Хаганы), которые после войны совместно с великими державами будут решать судьбу Земли Израиля. Для этого они собирались переправлять боеспособную еврейскую молодежь в нейтральную Испанию, откуда бойцы могли бы доплыть до Палестины. Одним из лидеров «Арме Жюив» был русско-еврейский поэт Давид Кнут.

Как и другие подпольные еврейские организации, «Арме Жюив» начала с помощи заключенным в лагерях. Только в 1942–1943 годах она стала переправлять сионистски настроенную молодежь в Испанию[4]. В 1944-м «АЖ» полностью влилась во французское партизанское движение. В этот момент в ней состояло около 2 тыс. человек.

Начало депортаций застигло еврейское подполье Франции врасплох. Никого из 13 тыс. евреев, интернированных в ходе Большой облавы 16–17 июля 1942 года в Париже, спасти не удалось. Устроить побег из Дранси было уже невозможно. Старая тактика – проверять, не подходят ли интернированные под какое-нибудь из исключений, предусмотренных инструкциями об интернировании, и добиваться их освобождения – оказалась негодной: полиции нужно было поставить немцам определенное число евреев на депортацию, и она тут же находила замену освобожденным.

Для EIF, Сионистского молодежного движения, а также ОSЕ наиболее эффективной формой сопротивления нацистскому геноциду оказалось размещение взрослых и детей в домах «надежных» французов или в христианских учреждениях (детских приютах, монастырях и т. п.). Благодаря таким сетям спасения удалось спрятать более 2 тыс. детей[5]. Еврейское сопротивление во Франции включало в себя и элементы партизанской войны. В городах она в значительной степени была связана с уничтожением так называемых «физиономистов», умевших прямо на улице узнать еврея-«нелегала» и сдававших его в гестапо. Особенных успехов в этой борьбе удалось достичь в Ницце. Так, с апреля по июнь 1944 года местный Корпус «Арме Жюив» убил нескольких агентов гестапо и доносчиков, а также подложил бомбы в ночной клуб и антикварный магазин, служившие базами «физиономистов». Менее успешной была деятельность коммунистической группы Solidarite в Париже. Ее Второй отряд совершил в 1942 году ряд нападений на немецких солдат, а также на клубы, отели и рестораны, посещавшиеся немцами. Полиция внедрила в отряд провокатора и в марте 1943-го захватила 140 боевиков. Ветераны Второго отряда вошли в партизанскую «группу Манушьяна», которая была захвачена вишистами в ноябре 1943 года, и над ней был устроен показательный суд, имевший целью продемонстрировать, что весь резистанс – это иммигранты и евреи.

Еврейские партизанские отряды вне городов действовали в департаменте Тарн и только в 1944 году (когда, собственно, во Франции и началась настоящая партизанская война). Все они подчинялись FFI (Forces Francaises Interieures, Внутренние силы Франции).

Из еврейских отрядов наиболее интересна рота имени Марка Агно. Рота была сформирована в декабре 1943 года на базе учебной фермы EIF; командиром ее был Робер Гамзон. «Профессией» роты стало принимать амуницию, которую сбрасывали для FFI британские самолеты. В ночь с 19 на 20 августа 1944 года немецкий эшелон, пытавшийся отступить от прорвавшихся сил Свободной Франции, сдался роте имени Марка Агно. Первыми словами командира взвода, пришедшего принять поезд, были «Их бин юде».

Робер Гамзон.

Нидерланды. Единственная попытка организованного еврейского Сопротивления в Нидерландах до июля 1942-го имела боевой характер, но закончилась она для евреев печально. Зимой 1941 года немцы спровоцировали несколько нападений голландских нацистов из организации Веерафделинг (ВА) на еврейский, преимущественно рабочий, район Амстердама. После одного из налетов ВА жители района, большинство из которых евреи, но также и неевреи, создали самооборону. Вечером 11 февраля 1941 года, когда отряд ВА в очередной раз явился в район, его уже ждала только что созданная «ударная группа». Произошло столкновение, и ВА пришлось отступить, трое членов отряда ВА было ранено, и один из них через три дня умер. Немцы посчитали, что это слишком...

19 февраля немецкая полиция явилась к мороженице «Коко», которая была базой одной из «ударных групп». Решив, что это снова ВА, хозяева направили на немцев баллон с аммиаком. Немцы начали стрелять и арестовали всех, кто был там. В последующие дни немцы отобрали в районе 425 молодых евреев и депортировали их в Маутхаузен[6].

Активная подпольная еврейская группа в Нидерландах была создана беженцами из Германии – это была сионистская организация халуцим, действовавшая на учебных фермах в Лоосдрехте и Гауде[7]. В 1942 году немцы начали закрывать фермы и депортировать их обитателей. Понимая, что ждет их учеников, руководители учебной фермы в Лоосдрехте – Иоахим Зимон (Шушу) из Германии и Менахем Пинкхоф – вошли в контакт с участником голландского Сопротивления Юпом Вестервелом. Совместно они подобрали адреса неевреев, у которых можно было бы разместить учащихся фермы. 16 августа 1942 сотрудница Юдсе Раад в Амстердаме предупредила, что готовится депортация фермы в Лоосдрехте. 18 августа явившиеся на ферму немцы обнаружили в ее помещении только двух собак. Однако найденные адреса оказались неудачными: некоторых из учеников выдали; кое-где хозяева отказались скрывать беглецов. Тогда с помощью французской «Арме Жюив» Зимон и Вестервел разработали маршрут перехода в Испанию. 13 января 1943 года Зимон повел первую группу, 23 января – вторую. По пути назад, 26 января,  он был арестован, а на следующий день покончил с собой в тюрьме. Гибель Шушу задержала движение последующих групп.

В июне 1943-го было решено в дальнейшем выдавать халуцим за рабочих немецкой строительной Организации Тодт (ОТ); соответствующие бланки и печать были выкрадены в Париже еврейским подпольем. Поездка из Голландии во Францию стала «легальной». Первая такая группа пересекла границу еще в мае 1943-го. Членов группы выдавали за дезертиров ОТ, которых якобы возвращали на место работы. Их устроили в лагере ОТ на севере Франции; ОТ остро нуждалась в рабочей силе и не проверяла присланных. Вскоре прибыла еще одна группа халуцим.

Второй стадией плана был побег из лагеря Тодта, который организовала «Арме Жюив». Всего за 1943–1944 годы организация Зимона и Вестервела при помощи «Арме Жюив» перевела в Испанию 91 человека.

Депортация евреев.

Бельгия. Большинство из 56 тыс. евр

еев, проживавших в Бельгии накануне войны, были недавними иммигрантами из Восточной Европы. Бельгийские евреи оказались менее законопослушны, чем их голландские собратья.

Единая еврейская организация сопротивления – Комитет защиты евреев (Comite€ de De€fense des Juifs, CDJ) – была создана в Бельгии еще в конце 1941 года; она объединяла сионистов, преимущественно левых, а также коммунистов, и подчинялась Фронту независимости Бельгии, организации, фактически контролировавшейся коммунистами. Одним из создателей Комитета был коммунист Герт (Герц) Йоспа, уроженец Бессарабии. Другим видным лидером был выходец из Польши Абуш Вербер от Левых Поалей-Цион[8].

Первая удачная акция CDJ состоялась 31 июля 1942 года, в преддверии депортаций. В 4 часа дня четверо евреев, двое из них – одетых в форму гестапо, явились в помещение AJB на бульваре Дю Миди. Пока мнимые гестаповцы проводили собрание юденрата, двое других облили бензином картотеку и списки AJB и подожгли их; все четверо благополучно скрылись[9].

Многие организации Сопротивления в Европе начинали с ликвидации наиболее одиозных коллаборантов, и CDJ не была исключением. Из членов AJB наиболее ненавистной личностью был Роберт Хользингер. Именно он в бельгийском юденрате составлял списки на «трудовую мобилизацию», то есть в транзитный лагерь Мехелен. 27 августа 1942 года Хользингера убили возле его квартиры в Андерлехте.

Самым ярким актом еврейского Сопротивления на западе Европы, вне сомнения, было нападение на 20-й депортационный эшелон, направлявшийся из лагеря Мехелен в Освенцим. Это было единственное за весь период Холокоста успешное нападение на депортационный эшелон, везший евреев в лагерь уничтожения. В ходе этого нападения 231 человек из числа депортированных был спасен и 25 депортированных погибло во время стычки с немецкой охраной эшелона. По удивительному совпадению, эта акция состоялась в ночь с 19 на 20 апреля 1943 года, то есть в ту же ночь, когда началось восстание в Варшавском гетто.

Единичные побеги из депортационных эшелонов случались и раньше. 15 января 1943 года с 19-го эшелона бежало 64 человека. Заключенные договорились заранее, что они выпрыгнут за Лёвеном, на склоне. Многие из них были пойманы и возвращены в Мехелен. Немцы сделали перерыв в отправке поездов[10].

Этот неудачный побег натолкнул Герта Йоспу на мысль организовать нападение на депортационный эшелон и побег из него. Первым делом он обратился за помощью к бельгийским подпольщикам. Согласилась содействовать «Группа Ж» – организация выпускников Свободного университета Брюсселя, включавшая немало евреев, в том числе медика Юру Лившица, уроженца Киева. Именно Юра и его товарищи по группе Свободного университета Робер Местрио и Жан Франклемон начали готовить нападение на следующий эшелон.

Еврейский лагерь. Бельгия.

Операция готовилась как в Брюсселе, так и в самом Мехелене. В марте в лагере оказалось много арестованных подпольщиков-евреев; их, а также участников побега из 19-го эшелона немцы собирались включить в ближайшую депортацию в Освенцим. Все они присоединились к подготовке побега из поезда; в частности, раздобыли инструменты – ножи, пилы, щипцы. Накануне депортации лагерная организация перераспределила личные номера заключенных таким образом, чтобы назавтра все участники побега оказались в двух смежных вагонах. За первый час пути они должны были подпилить решетки так, чтобы их можно было выломать.

Поезд, который вез в Освенцим 1631 еврея, включая 262 детей, отходил 19 апреля, в 10 часов вечера. В это же самое время Юра Лившиц, Местрио и Франклемон прибыли в район Бортмербек, где лес подступал к железной дороге.

Чтобы остановить поезд, Местрио поставил на путях фонарь-молнию, который можно было принять за красный сигнал. Поезд встал; Местрио бросился к вагону в середине состава с плоскогубцами – открывать. Он начал кричать: «Выходи, выходи!»; вышли не все – ехавшие в этом вагоне не были посвящены в план побега. Немцы-охранники находились в голове и в хвосте состава и плохо понимали, что происходит в середине; они решили, что имеют дело с большим отрядом. Юра Лившиц стрелял по немцам из разных точек. Те, кто выскочил, побежали к лесу. Местрио начал открывать второй вагон; но тут немцы опомнились и открыли огонь. Поезд двинулся снова. Франклемону не удалось открыть свой вагон.

Между тем участники лагерной организации начали выскакивать из состава сами, когда поезд проехал Лёвен. Первыми выскочили заключенные из вагона, где ответственным за побег был подпольщик Йозеф Зильбер, немцы открыли по ним огонь. Из тех, кто выскочил, многие были убиты или ранены. Некоторых из раненных и тех, кто покалечился при прыжке, Зильбер довел до деревни.

Пока немцы были увлечены стрельбой по убегающим из первого вагона, заключенные сумели вырваться из другого вагона, за который отвечал Жак Сенжисер. Некоторые из них также погибли, однако люди продолжали выпрыгивать из поезда до самой германской границы.

Заключенные (231 человек), бежавшие из 20-го эшелона с помощью CDJ, а еще более – самостоятельно, нашли приют у бельгийцев-христиан. Возможно, самое примечательное в истории этой операции – это то, что ни один из них не был выдан немцам до самого освобождения Бельгии[11].

Как ни знаменателен успех евреев-партизан, но наибольшего успеха в спасении еврейских жизней удалось добиться CDJ в сотрудничестве с бельгийским подпольем, с организацией Национальное детское учреждение (Oeuvre Nationale de l’Enfance, ОNЕ) во главе с Ивонн Невжан. Сеть детдомов, принадлежавших ОNЕ, спасла от 3 до 4 тыс. еврейских детей. Детей приводили в детдом посланцы CDJ; детей регистрировали, и они получали новую, нееврейскую «идентичность». Затем их отправляли к приемным родителям или в религиозные или медицинские учреждения (приюты, монастыри, санатории и т. п.). Организационный талант и умение убеждать Ивонн Невжан и энергия Фели Перельман и Иды Стерно от CDJ обеспечили успех этой операции. Через Протестантский детдом в Юкле прошло 80–90 еврейских детей. Жители квартала подозревали, а дети-питомцы детдома знали доподлинно, что в доме прячут еврейских детей, но все молчали[12].

Таким образом, главный успех, которого добилось еврейское Сопротивление на Западе, был в спасении жизней евреев, и более всего – в спасении детей и молодежи. Война еврейских партизан во Франции началась поздно, как и вся французская партизанская война, – только с высадкой союзников в Нормандии, и не может рассматриваться как сопротивление Холокосту. Сдача немецкого воинского эшелона еврейской роте – эффектна, но она произошла тогда, когда большинство из 6 млн евреев уже погибло. Казни предателей и всевозможных «охотников» на евреев в отдельных случаях могли уменьшить число еврейских жертв, но могли и повлечь ответные репрессии нацистов.

Отметим, что все описанные нами операции спасения евреев проходили при участии нееврейского подполья. В отличие от чисто еврейского восстания в Варшавском гетто, нападение на 20-й эшелон готовили две организации: еврейская – внутри лагеря Мехелен и смешанная – вне его. Опыт еврейского сопротивления показал, что для спасения еврейских жизней разумней было обратиться к нееврейскому национальному сопротивлению и с его помощью прятать евреев в стране, чем вести евреев в Испанию или Швейцарию.

Еврейский мальчик, спрятанный в монастыре. Бельгия, 1943 год.

Вспомним, что и сопротивление в Минском гетто не пошло по пути подготовки восстания: его лидеры нашли контакт с советскими партизанами и начали переправлять людей в лес.

Была ли такая ситуация, характерная для западных стран, исключительной? Представляется, что исключительной, ненормальной была как раз восточноевропейская ситуация. Именно западноевропейское Сопротивление евреев и Сопротивление евреев в СССР (в границах 1938 года) пошло естественным путем, включающим сотрудничество с нееврейским населением, вступление в общенациональные партизанские отряды и т. д. Аномальной была ситуация в Польше, Литве, Западной Украине и Западной Белоруссии. Подпольщики, готовившие побег из 20-го эшелона, рекомендовали узникам выпрыгивать из поезда, пока он не пересек германскую границу: «Слава Б-гу, на бельгийский народ мы можем положиться». В странах, где евреи абсолютно не могли доверять окружающему населению, подполью не оставалось ничего другого, кроме как готовить самоубийственное восстание в Варшавском или Вильнюсском гетто. Можно было бы обвинить в этой ситуации активистов сионистского подполья, утверждая, что радикально настроенные сионисты Вильнюса или Кракова и не пытались наладить контакт с неевреями, считая, что «Исав ненавидит Якова». Но бельгийские евреи были те же восточноевропейцы, а костяком еврейского Сопротивления во Франции были сионисты – и как те, так и другие изначально были ориентированы на сотрудничество с нееврейским Сопротивлением.

Оценивая отношение того или иного народа к евреям в период Холокоста мы должны не подсчитывать число «Праведников народов мира», а посмотреть на то, насколько охотно их движения национального Сопротивления откликались на еврейские нужды.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] Историю Холокоста в Западной Европе подробно излагают многие авторы. Можно отметить: J. Presser, Ashes in the Wind: The Destruction of Dutch Jewry. London: Souvenir Press, 1968; Michael Marrus, Robert O. Paxton, Vichy France and the Jews. New York: Basic Books,1981; Maxime Steinberg, L’etoile et le fusil: 1942 – les cent jours de la deportation des Juifs de Belgique. Bruxelles: Vie Ouvriere, 1985.

[2] Yehuda Bauer, «Forms of Jewish Resistance During the Holocaust», in: Michael R. Marrus, The Nazi Holocaust, vol. 7, pp. 34–48.

[3] Lucien Lazare, Rescue as Resistance: How Jewish Organizations Fought the Holocaust in France. New York: Columbia University Press, 1996. P. 37.

[4] ibidem, pp. 97–103.

[5] Lucien Lazare, op.cit., рp. 183–201.

[6] Bob Moore, Victims and Survivors: The Nazi Persecutions of the Jews in the Netherlands. London, 1997. Pр. 62–90.

 

[7] Chana Arnon, «Jewish Resistance in Holland: Joop Westerweel and Hachshara», in: Judaism 49, 4 (2000) рр. 449–459.

[8] Lucien Steinberg, The Jews against Hitler (Not as a Lamb). London, 1978. Pp. 133–135.

[9] ibidem, p. 140.

[10] Marion Schreiber, р. 162.

[11] ibidem, pp. 169–192, 215–244.

[12] Mordecai Paldiel, «The Rescue of Jewish Children in Belgium during World War II» in: Belgium and the Holocaust: Jews, Belgians, Germans. Jerusalem: Yad Vashem, 1998, ed. by Dan Michman.