[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2007 ИЯР 5767 – 5 (181)

 

Хроника

1 марта, в первый календарный день весны, в Польском культурном центре открылась выставка литографий. Коллекция из 42 работ выполнена российским художником Юрием Рыжиком, создающим графические серии, посвященные произведениям выдающихся писателей и поэтов. Нынешняя серия вдохновлена прозой Бруно Шульца (1892–1942), «польского Кафки», как называют его почитатели. Она приурочена к 115-летию со дня рождения и 65-летию с момента трагической гибели писателя в период гитлеровской оккупации Польши.  

Выставку открыл директор Польского культурного центра, советник посольства Хероним Граля. На открытии присутствовали посол Республики Польша в Москве Ежи Бар, руководитель отдела культуры посольства пани Малгожата Шняк, российские художники, писатели, журналисты и поклонники Бруно Шульца.

Тираж альбома литографий – всего 10 экземпляров. На создание его у художника ушло полтора года. Литографии его будто подсвечены изнутри, они погружают зрителя в завораживающую и тревожную атмосферу предвоенной провинциальной Польши, где Бруно Шульцу довелось преподавать рисование в гимназии Драгобыча, писать прозу и заниматься графикой. Это не иллюстрации, а самостоятельные произведения «по мотивам». Мотивы у Рыжика присутствуют. Мать художника – польская еврейка, и детские впечатления наложились на впечатление от прочитанного у Шульца.

Книги Бруно Шульца «Коричные лавки» и «Санатория под клепсидрой» стали известны русскому читателю благодаря переводу писателя Асара Эппеля. Переводчики Шульца на другие языки равняются на его перевод, ставший уже эталоном. После торжественного открытия выставки Эппель прочел лекцию, в которой рассказал о своей работе над переводом и сообщил, в частности, малоизвестные факты о Шульце в период оккупации его родного города немцами.

Одним из признаков первоклассного литературного произведения является то, что оно, будучи нематериальным, начинает воспроизводить материальные объекты. С прозой Шульца это происходит: существует музей писателя, на многих языках изданы его книги и книги о нем, снят документальный фильм о фресках Шульца и художественный фильм «Санатория под Клепсидрой», по его текстам написана и поставлена опера «Улица Крокодилов», создан сайт, посвященный его жизни и творчеству, и вот появились альбомы литографий, вдохновленные его прозой.

Алекс Рапопорт

 

 

5 марта в Центре «Холокост» прошла презентация книги «Холокост: взгляд учителя», изданной совместно Фондом и Центром «Холокост». Это сборник из 12 методических разработок, посвященных преподаванию темы Холокоста на уроках истории и обществознания.

«Холокост: взгляд учителя» – третья книга в серии «Методическая библиотека “Память о Холокосте – путь к толерантности”». Серия состоит из пособий, написанных учителями и для учителей. В дальнейшем, по словам сопредседателя НПЦ «Холокост» Ильи Альтмана, планируется создание методичек для преподавателей, занимающихся с различными возрастными категориями. Рецензент сборника, преподаватель истории школы № 1871 Елена Кагарлицкая выразила надежду, что вскоре появятся другие совместные проекты пособий, которые охватят с 1-го по 11-й класс, включая и внеурочные мероприятия.

Руководитель образовательного отдела НПЦ «Холокост» Леонид Пятецкий отметил, что до сих пор в ряде учебников тема Холокоста не прописана, либо там содержатся ошибки (к примеру, путают понятия «концлагерь» и «лагерь уничтожения»). Говоря о книге «Холокост: взгляд учителя», он подчеркнул, что это первое издание, в котором тема Холокоста интегрируется в общий образовательный процесс.

Семен Чарный

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru