[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)

 

Полуостров надежды

Алекс Рапопорт

 

Режиссер Евгений Цымбал

Сценарий Евгения Цымбала и Валерия Дымшица

Красный Сион

Россия, «Фортуна-Фильм», 2006 г.

    

Режиссер Евгений Цымбал – один из ведущих российских документалистов, завоевавший три десятка призов на различных мировых фестивалях. В его коллекции, в частности, «BAFTA» (награда Британской академии кино и телевидения), «Хрустальная менора», привезенная с Пражского фестиваля еврейской культуры и две «Ники», полученные в 2003 и 2007 годах. 20 марта в амфитеатре МЕОЦ состоялась премьера его ленты «Красный Сион».

Фильм начинается вполне элегически: с пустынной панорамы каменистого Крымского побережья, с античных и средневековых руин и стихов Макса Волошина в закадровом чтении Эммануила Виторгана. Заканчивается он поваленными надгробиями заброшенного еврейского кладбища. Внутри этой «рамки» – рассказ о попытке еврейской сельскохозяйственной колонизации Северного Крыма в промежутке от конца Гражданской и до начала Великой Отечественной войны.

Переселение разоренных революцией и войной еврейских семей в пустынные районы Крыма началось стихийно. Это движение было поддержано образованным в августе 1924 года Комитетом по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) при Совете национальностей ЦИК СССР. В том же году «Джойнт» создал дочернюю фирму, целью которой было содействие переселенцам. КОМЗЕТ, Агро-«Джойнт», ОРТ и другие еврейские благотворительные организации объединили усилия; в 1926 году в поселениях Крыма проживало 4,5 тыс. евреев, а в 1933 году – до 22 тыс. человек. Были образованы Фрайндорфский и Лариндорфский национальные районы, издавалась газета на идише, действовал Крымский еврейский театр. Переселенцы столкнулись с враждебностью местного населения и властей. Насильственная коллективизация, борьба с религией приводили к тому, что немало колонистов уходили в города, где проживала большая часть крымских евреев. В конце 20-х годов произошла смена курса – основной поток переселенцев КОМЗЕТ направил на заселение Биробиджана, в 1937 году переселение евреев в Крым практически прекратилось. К началу 1941 года в Крыму существовало 86 еврейских колхозов, число колхозников в них не превышало 17 тыс. человек. В немецкую оккупацию погибло около 40 тыс. крымских евреев. После войны вернувшихся из эвакуации евреев-колхозников расселили в 20 колхозах, и лишь в одном они составляли большинство. Отправка в 1947 году из Крыма в Биробиджан эшелона с 252 еврейскими семьями стала, по сути, итогом этого социального эксперимента. Таковы цифры.

«Красный Сион» Евгения Цымбала выглядел бы сухим историческим пособием, если бы изложенные в нем факты не сопровождались личной историей человека, вовлеченного в эти события. Это история Менделя Элькинда, вожака переселенцев из Палестины, основавших в Крыму сельскохозяйственную коммуну. Мендель Элькинд, уроженец Евпатории, отправился в Эрец Исроэл в начале 20-х годов. Там он и его сторонники занялись трудом на земле. Столкнувшись с трудностями, чинимыми британской администрацией, и прослышав об успехах еврейского земледелия в РСФСР, колонисты в 1928 году переселяются в Крым. Свою коммуну они назвали «Войо-Нова», что на эсперанто означает «Новый путь». И название, и выбор эсперанто, созданного, чтобы стать интернациональным языком будущего, говорит о том, какие надежды колонисты возлагали на свое детище. Эмблемой коммуны они избрали книгу, лиру и серп – сочетание науки, искусства и земледельческого труда. Элькинд уклонялся от вступления в ВКП(б), а идеология, царившая в коммуне, не нравилась кураторам из Евсекции. В 1932 году Мендель Элькинд был отстранен от руководства коммуной, отдан под суд «за срыв весеннего сева», два года находился под следствием, но был оправдан. Коммуна была распущена в 1934-м. В 1937 году в Москве, вскоре после появления в семье третьего ребенка, Элькинд был арестован и расстрелян. В 1957 году его реабилитировали. Так частная история иллюстрирует общую.

Тракторная колонна выезжает на октябрьскую демонстрацию в поселке Фрайдорф.  Евпаторийский район, Крым, 1926 год.

Большевистский проект создания национальных еврейских районов имел не только экономическое, но и огромное пропагандистское содержание. Сионистскому тезису возрождения «земли обетованной» коммунисты противопоставили освоение «еврейской земли» в стране победившего социализма. Взамен «исторического Сиона», находившегося тогда под властью англичан, они предложили евреям России и всего мира «Красный Сион», где впервые после двух тысячелетий рассеяния могли возникнуть элементы еврейской государственности. В освоение Крыма евреями-переселенцами были вовлечены десятки тысяч людей, для пропаганды проекта привлекались художники, писатели, кинематографисты. Многие из них искренне верили, что на базе национальных районов может возникнуть новая советская республика; Виктор Шкловский, член МосОЗЕТа и сценарист (совместно с Маяковским) фильма «Евреи на земле», писал о возможности еврейской республики в Крыму в середине 20-х годов.

Представленные в «Красном Сионе» кадры из документальных и художественных фильмов тех лет иллюстрируют эту пропагандистскую кампанию. Гравюры художника Исахара Рыбака, три года жившего в еврейских поселениях Крыма и запечатлевшего труд и быт поселенцев, удачно дополняют кино- и фотодокументы. В фильме много народной (клезмерской, крымчакской, крымско-татарской) и современной музыки, сведенной в единый саундтрек композитором Игорем Горским. «Красный Сион» динамично смонтирован. Контраст между надеждами переселенцев и финалом фильма вызывает эиоциональный отклик. Мало кто знает сегодня о событиях, происходивших в Крыму в 20–30-х годах минувшего века. Фильм Евгения Цымбала восполняет этот пробел.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru