[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)

 

«ОТ ВСЕХ УЧИВШИХ МЕНЯ НАБРАЛСЯ Я РАЗУМА»

Мордехай-Менаше Лауфер

Любавичский Ребе много раз повторял: из всего, что происходит в мире, еврей обязан извлекать уроки для своего служения Всевышнему, так как «все, что создал в Своем мире Г-сподь, да будет благословенно имя Его, Он создал единственно Себе во славу» (Пиркей Овойс, 6:11).

Однако в Торе сказано (Дворим, 12:30, 31): «Остерегайся, чтобы не попал ты в ловушку <…> и чтобы не обращался ты к богам их, говоря: “Как служат народы эти богам своим, так буду делать и я”. Не делай так Б-гу, Всесильному твоему…» То есть Тора запрещает изучать то, что делают другие народы, даже с самыми лучшими намерениями, – дабы использовать это для служения Всевышнему. На первый взгляд указание Ребе противоречит недвусмысленному повелению Торы!

Впрочем, противоречие здесь мнимое. Тора запрещает учиться у других народов тому, что кажется любопытным и интересным, но не имеет отношения к изучению Торы, соблюдению заповедей, служению Всевышнему, заработку, наконец, – однако есть вещи, учиться которым у других народов Тора разрешает и даже предписывает. Так, в Талмуде мы находим целый ряд прямых указаний учиться определенным вещам у представителей иных народов. Более того, необходимость извлекать уроки поведения и новые знания простирается столь далеко, что наши учители в качестве примера для подражания приводят даже нечистых животных: как образец скромности – кошка, честности – муравей, а супружеской верности – голубь (Эрувин, 100б).

Когда ученики спросили рава Улу, до каких пределов должно доходить почитание отца и матери, учитель в качестве образца для подражания привел одного нееврея, жителя языческого города Ашкелона по имени Дама, сына Нетины (Кидушин, 31а), а закончил так: «Уж если тот, кому не дана эта заповедь, делает так, то во сколько же раз больше должен делать тот, кому эта заповедь дана!»

Когда мудрецы Талмуда постановили, что скорбящий должен заворачивать свою голову в плащ, то обязали делать это в точности так, как делают потомки Ишмаэла, то есть бедуины (Моэд Котн, 24а). Вслед за ними гаоны, мудрецы Торы последующей эпохи, распространили подобный вид заворачивания в плащ на исполнение заповеди о талисе и цицис – и так же постановляет рабби Шнеур-Залман в своем «Шулхан Орухе» и «Сидуре».

Еще более поразительный пример мы находим в знаменитой книге «Сейфер а-хасидим». Ее автор, рабби Иеуда а-Хосид, пишет: «Горе им – тем, кто ведет себя легкомысленно и не боится Б-га, и ужас пред Ним не отражается на их лице, и не желают они взять пример! Ибо пройдите-ка по чужим народам, и посмотрите, и вдумайтесь: во всех этих странах цари идолопоклонников преклоняют колена в их молитвенных домах, и стоят они в трепете и благоговении, и простирают длани свои к их богам – изделиям рук человеческих, которые ничего не видят и ничего не слышат. А мы, стоящие пред ликом Царя над царями царей, Святого, благословен Он, живого и существующего вечно, высокого и превознесенного <…> насколько же большим должен быть страх наш и наше благоговение, волнение и трепет!»

Ему вторит один из авторов «Тойсфойс», рабби Моше из Куси. В своей «Большой книге заповедей» он пишет: «Еврею следует рассудить так: если уж они стоят в своем молитвенном доме словно немые от благоговения, то во сколько же раз больше это относится ко мне!» (Законы о молитве, п. 11).

Рабби Цадок из Люблина почти дословно пишет (Плоды праведника, Болок, 2) о том, о чем позднее говорил Любавичский Ребе: даже из случайно услышанного слова, сказанного идущим позади тебя и тебе не адресованного, ты должен сделать вывод, который поможет тебе еще лучше служить Всевышнему, «ибо не напрасно услышали твои уши это».

Основанием для всех этих авторитетных высказываний служат слова пророка Ирмияу (2:10, 11): «Ибо пройдите острова китеев и посмотрите, и в Кейдар пошлите и хорошенько вглядитесь и уясните себе: разве бывало подобное? Менял ли народ своих богов – хоть они вовсе не боги!» Здесь именно та экстраполяция, о которой говорят рабби Иеуда а-Хосид, рабби Моше из Куси и рабби Цадок из Люблина: если даже язычники столь верны своим идолам, то стоит поучиться у них верности, которую мы обязаны проявлять истинному Б-гу!

Подведем итог. Следует проводить различие между тем, чему запрещено учиться у окружающих нас народов, и тем, чему учиться у них стоит. Запрещено перенимать их способы служения предметам их поклонения, их верования и суеверия (о чем говорит приведенная выше цитата из книги Дворим). Также запрещается подражать их обычаям и заимствовать их, как сказано в Торе (Ваикро, 18:3): «И по установлениям их не ходите». Однако не возбраняется и даже предписывается учиться тому, что может принести пользу нашему служению Всевышнему и побудить нас к достижению большего совершенства: по принципу экстраполяции, если тот делает так, то во сколько же раз больше обязан делать я!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru