[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2007 ЭЛУЛ 5767 – 9(185)

 

ПОЧЕМУ ТОРА МОЛЧИТ О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ПОСЛЕ НАСТУПЛЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ?

Йосеф Карасик

В Торе сказано о вознаграждении за изучение Торы, исполнение заповедей и совершение добрых дел и о наказании за противоположное. Но и вознаграждение, и наказание подразумеваются чисто материального порядка. О вознаграждении же и наказании душ в Будущем мире или в дни Мошиаха – нет ни слова.  

 

Тора говорит о вознаграждении здесь, в этом мире, благословением Всевышнего приносящем изобилие материальных благ, мирную спокойную жизнь, быструю победу над врагами без потерь с нашей стороны и т. п. Особенно подробно Тора останавливается на наказании за неисполнение Б-жественной воли, перечисляя различные виды бедствий и предупреждая о последовательности, в которой они (не дай Б-г!) придут (см. Ваикро, 26 и Дворим, 28). Лишь в Устной Торе – мидрашах мудрецов наших, кабале, мусаре и учении хасидизма рассматриваются темы, связанные с Будущим миром и днями Мошиаха.

Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь вознаграждение в Будущем мире  несравненно больше, чем все то добро, которое человек может получить в мире материальном, – как говорят мудрецы, «прекрасней один миг спокойствия души в Будущем мире, чем вся жизнь в этом мире» (Пиркей Овойс, 4:17). Также и наказание в Будущем мире невообразимо страшнее всех бедствий, которые могут постичь человека здесь, на земле.

Однако не только в духовном мире, но и тут, в материальном мире в дни Мошиаха, люди также получат величайшие блага. Рамбам пишет об этом: «...И в то время не будет там ни голода, ни войны, ни зависти и соперничества, ибо все возможные блага будут даны в великом изобилии, и всякие лакомства будут доступны для всех, как прах земной» (Мишне Тора, Законы царей, 12:5). Почему же Тора замалчивает даже это, упоминая лишь о том вознаграждении, которое ожидает нас в нашем мире?

Наконец, необходимо объяснить, почему в Торе упоминается только лишь о вознаграждении для тела и ничего не сказано о вознаграждении для души. Ведь и теперь, когда еврей изучает Тору так, как надлежит, его мозг и сердце очищаются и освящаются, в будущем же «...не будет у всего мира иного занятия, кроме одного: познания Г-спода, и поэтому будут сыны Израиля великими мудрецами, познавшими вещи сокрытые; и постигнут они разум своего Творца, насколько это позволяют силы человека» (Рамбам, Мишне Тора, Законы царей, 12:5). Об этом в Письменной Торе тоже ничего нет!..

Между прочим, проблема эта занимала наших величайших учителей: упомянутого Рамбама, Ибн-Эзру, рабейну Бахью, рабби Иеуду а-Леви, Рамбана, а еще раньше – рава Саадью-гаона[1]. Каждый из них давал ответ в соответствии со своей философской системой. А объяснения эти обобщил знаменитый раввин, рабби Шломо-Эфраим Лунчиц[2] в своем труде «Кли йокор» («Драгоценная вещь»). Он разделил все объяснения на семь вариантов ответов. В наше время к ним добавился еще один – восьмой, который дал Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, в своей речи в Субботу, когда читают недельный раздел «Бехукойсай» (см. Ликутей сихойс, т. 37).

Вот вкратце эти ответы.

Во имЯ Небес

(первый ответ)

 

Рамбам постановляет (Мишне Тора, Законы тшувы, 9:1), что единственной целью изучения Торы должно быть стремление приблизиться к Творцу и «прилепиться» к Нему, а также служить Ему «во имя Небес». Это значит, что служение должно быть абсолютно бескорыстным, не ради достижения каких бы то ни было благ – материальных или даже духовных, – оно должно быть проникнуто одной лишь мыслью: я делаю это исключительно потому, что так повелел Творец. Именно поэтому в Торе ничего не говорится ни о вознаграждении, ни о наказании в Будущем мире или в дни Мошиаха: еврей обязан служить Всевышнему, не помышляя ни о чем – только лишь «во имя Небес».

Но тогда напрашивается другой вопрос: почему о вознаграждении и наказании материального порядка Тора все-таки говорит? А дело в том, что они не являются воздаянием в буквальном смысле слова. Назначение того, что мы называем «вознаграждением», – лишь устранение всего, что может помешать и воспрепятствовать служению Всевышнему. То есть Тора обещает, что Всевышний даст материальное изобилие, здоровье и тому подобное для того, чтобы евреи могли полностью посвятить себя служению Творцу без малейших помех. С другой стороны, смысл так называемых «наказаний» – в побуждении к тшуве, раскаянию и исправлению. Чтобы еврей мог это осознать, страдания посылаются ему по принципу «мера за меру»: ранее, имея полную возможность исполнять волю Творца, он отвлекался от служения Ему, преследуя личные интересы, – теперь же Всевышний посылает ему различные беды, не давая возможности не только служить, но и просто вести нормальную жизнь и удовлетворять свои желания. Что же касается вознаграждения и наказания в будущем, то о них Тора молчит ради того, чтобы не пробуждать в еврее стремления служить Всевышнему во имя получения вознаграждения или избежания наказания. То есть цель Торы – опять-таки обеспечить возможность еврею служить Всевышнему наилучшим образом: исключительно «во имя Небес».

Вознаграждение слишком возвышенно

(второй ответ)

 

Тора дана людям, живущим в материальном мире. Большинство людей желают счастливой жизни здесь, на земле, – духовное вознаграждение для них слишком абстрактно и неопределенно. Поэтому Тора обещает такое вознаграждение, которое понятно и желанно каждому мужчине и каждой женщине.

Рабби Авраам Ибн-Эзра (см. его комментарий на Дворим, 32:39) прибавляет к этому, что сведения о духовном вознаграждении душ в Будущем мире и Ган Эдене настолько глубоки и сложны, что их в состоянии понять лишь отдельные, избранные личности, но никак не большинство народа. Обычному человеку из «плоти и крови» трудно представить себе то, что принадлежит исключительно сфере духа. Поэтому Тора, применяясь к скудости разумения простых людей, умолчала обо всем, что связано с Будущим миром, и сказала лишь о том, что может быть видно глазам и понятно всем в этом мире, материальном и «реальном».

 

Вознаграждение сверхъестественно

(третий ответ)

 

Рамбан и рабейну Бахья (см. их комментарии на Дворим, гл. Аазину) отмечают, что вознаграждение материального порядка, даруемое в этом мире, по сути дела намного удивительнее и чудеснее, нежели духовное вознаграждение в мире Будущем. С точки зрения разума представляется логичным, что вознаграждение душе за ее духовное служение Всевышнему также должно быть духовным, в Ган Эдене. Однако трудно представить себе, как оно может облечься в материальные формы в этом мире, потому что плотским нашим глазам видится, что этот мир руководствуется своими собственными природными закономерностями и не зависит от поступков отдельного человека. Исполнение обещания Всевышнего «и дам Я вам дожди в надлежащее время» (Ваикро, 26:4) на первый взгляд не зависит от духовных причин. Хорошо известно, что выпадение дождей зависит от погоды, от ветров и приносимых ими облаков и других явлений, имеющих место в земной атмосфере. Однако Тора утверждает, что изменения в климате, повышение и понижение температуры воздуха, наличие ветра или его отсутствие целиком зависят от того, как еврей исполняет заповеди Торы! Это непостижимо! Как человеческому разуму принять то обстоятельство, что, следуя указаниям Всевышнего, еврей влияет на природные процессы и вызывает дожди, приносящие благословение земле?..

Мудрецы наши говорят (Эрувин, 54а): «Болит голова – занимайся Торой, болит горло – занимайся Торой, болит живот – занимайся Торой» и т. д. Это кажется, по меньшей мере, несерьезным: какова связь между занятиями (или уклонением от занятий) Торой и состоянием какого бы то ни было органа тела? Как занятие Торой может разрешить проблему медицинского характера? Неужели голова перестанет болеть, а кровяное давление понизится лишь от того, что еврей сядет учить Тору? Это же действительно чудо – нечто сверхъестественное! Однако вся природа нашего мира, все, что представляется нам в нем естественным, в действительности непрестанная цепь чудес. И поэтому, говоря о вознаграждении естественного, казалось бы, характера, Тора в действительности имеет в виду вознаграждение сверхъестественное.

 

Вознаграждение Явное

(Четвертый ответ)

 

В комментарии рабейну Нисима[3] и в книге «Кузари» рабби Иеуды а-Леви сказано, что, если бы в Торе было написано о духовном вознаграждении в Будущем мире и во времена Мошиаха, это дало бы возможность безбожникам и вольнодумцам утверждать, что все это – ложь (упаси Б-г!). Поэтому Тора предотвратила проявление подобной дерзости согласно поговорке: «Желающий лгать пусть говорит о чем-нибудь отдаленном». Умолчав о духовных мирах, не видимых плотским глазом, Тора тем самым как бы поставила под сомнение их существование и уменьшила возможность обсуждения всего, что с ними связано, людьми неподготовленными или злонамеренными. О воздаянии же в материальном мире, открытом всем взглядам, Тора рассказывает подробно, чтобы при осуществлении этих предсказаний все убедились в том, что есть у мира Творец и полновластный Властелин, вознаграждающий исполняющих Его волю и карающий ее нарушителей.

 

Чтобы униЧтожить суевериЯ

(пЯтый ответ)

 

Рав Саадья-гаон говорит, что в ту эпоху, когда наши предки находились в египетском изгнании, весь мир поклонялся идолам. Люди верили, что служение небесным светилам приносит благословение полям, вызывает благодатные дожди и обеспечивает успех в любом виде деятельности. Поэтому, когда Всевышний вывел сынов Израиля из Египта и дал им Тору, Он обещал, что, исполняя все, написанное в Торе, они получат всевозможные материальные блага. Тем самым Всевышний дал  понять: незачем служить идолам, надеяться на  вознаграждение за это и бояться, что в противном случае будет ниспослано наказание;  если вы оставите языческие суеверия и ложные верования и будете служить лишь Всевышнему, вы не только ничего не потеряете, но, напротив, приобретете. О Будущем же мире Торе не понадобилось упоминать потому, что в языческих культах он тоже не играет никакой роли.

 

ПонЯтно само по себе

(шестой ответ)

 

В книге «Кузари» и у рабейну Нисима мы находим еще один аргумент. То, что души получают вознаграждение (и наказание) в Будущем мире, понятно само по себе и вытекает из простого логического рассуждения. Если, согласно Торе, в этом мире еврей (то есть душа в физическом теле), исполняя волю Всевышнего, удостаивается «прилепиться к Шхине» и получает различные материальные блага, то тем более это верно по отношению к миру духовному. Ясно, что после того, как душа уходит из тела, в мире духовном она также удостаивается «прилепиться к Шхине» и получает всевозможные духовные блага.

 

Вознаграждение всему народу в целом

(седьмой ответ)

 

Тора пишет о вознаграждении, которое даруется всему народу Израиля в целом[4]. Когда большинство его сынов исполняют заповеди Творца – дожди льют вовремя, земля приносит обильный урожай, деревья взращивают свои плоды и т. д. Личное же вознаграждение каждый получает в Будущем мире в зависимости от того, как он поступал, когда был отдельным индивидуумом в материальном мире. Однако  Письменная Тора этим не занимается.

 

Совершенство свЯзи с Творцом

(восьмой ответ)

 

Как было упомянуто, восьмой ответ (вдобавок к семи вариантам ответов рабби Шломо-Эфраима Лунчица) дал Любавичский Ребе в одной из своих бесед. 

Человек объединяет в себе две противоположности: материальное тело и душу, пришедшую из духовного мира и облачившуюся в человеческое тело. Служение Всевышнему – изучение Торы и исполнение заповедей – должно проникнуть и наполнить все существо еврея: и его душу, и даже его тело. Если он стремится к этой цели и осуществляет все, что сказано в Торе, то получает вознаграждение. Оно также двойное: материальное вознаграждение телу и духовное вознаграждение душе.

То, что Б-жественная душа еврея страстно желает служить Всевышнему, совершенно естественно. В этом нет ничего удивительного: ведь она сама – «частица Б-жества свыше» (Тания, ч. 1, гл. 2). Однако и тело еврея, принимая самое деятельное участие в служении Всевышнему (ведь без участия тела невозможно исполнить ни одной заповеди!), постепенно очищается, освящается и в конце концов тоже начинает «ощущать вкус» к служению Всевышнему. Это нечто потрясающе новое, ставшее реальным только после дарования Торы! Возможность для тела проникнуться духовным, воспринять святость и в результате подняться над материальностью этого мира и есть то вознаграждение, которое приуготовано физическому телу еврея. Понятно, что с духовным вознаграждением души вознаграждение тела никак не связано: душа должна получить свое вознаграждение отдельно.

Если бы вознаграждение было только духовного порядка, оно не выражало бы коренного обновления всего существа еврея, всей его личности, но относилось бы только к его душе. Однако когда еврей получает материальное вознаграждение, то совершенно ясно: Тора и заповеди проникли и заполнили все его существо, стали неотъемлемой частью и души, и тела. Вот почему Тора так акцентирует материальный аспект вознаграждения: в нем самая суть того нового, что принесло с собой дарование Торы. А именно нового образа служения человека и нового вознаграждения, им получаемого.

И дай Б-г, чтобы мы удостоились получить материальное вознаграждение и духовное одновременно в дни Мошиаха – вскорости, в наши дни, буквально в ближайшем будущем!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] Сокращенно Расаг (882–942) – один из величайших еврейских мыслителей, авторитет Алохи, комментатор Танаха и Талмуда, грамматик и поэт. – Примеч. ред.

[2] Глава раввинского суда в Праге, ученик великого Маарала (около 1550–1619). Указанная тема разбирается в «Кли йокор», комментарии к Ваикро, 26:12. – Примеч. ред.

[3] Сокращенно Аран (ок. 1310–1375) – один из крупнейших испанских авторитетов Алохи и комментатор Талмуда. – Примеч. ред.

[4] Этот вариант ответа содержится в «Книге основ» рабби Йосефа Альбо (около 1380–1444), испанского раввина и философа. См. также комментарий Рамбана на Дворим, 11:13.