[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2007 ТИШРЕЙ 5768 – 10(186)

 

НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК МЕСТО

Берл Лазар

Недавно в Берлине состоялось открытие синагоги и общинного центра – первого здания, построенного местными евреями после второй мировой войны. На торжественной церемонии местный раввин сказал, что строительство общинного центра символизирует уверенность евреев Германии в своей безопасности и завтрашнем дне. Говорилось на торжествах и о том, что еврейская община в Германии является самой быстрорастущей в мире. Только за последние 15 лет ее численность увеличилась с 20 до более чем 150 тыс. человек, главным образом в результате миграции из стран бывшего СССР. Отмечалось, наконец, что власти ФРГ стараются вернуть евреев в страну – отчасти из чувства вины за преступления, совершенные против нашего народа во времена нацистского режима, отчасти потому, что евреи всегда играют конструктивную роль в развитии тех стран, где они живут.

Конечно, все эти вещи говорят о позитивных тенденциях в жизни немецкого еврейства. Но часто ко мне подходят люди и спрашивают: как вообще еврей может переезжать на постоянное жительство в Германию? Ведь это страна Холокоста, и еще живо поколение, которое лишь чудом было спасено от поголовного истребления в нацистских газовых камерах!

Это не новая точка зрения. Сразу же после окончания мировой войны некоторые раввины обсуждали вопрос религиозного запрета для евреев находиться на земле Германии. Они обосновывали свою позицию Торой, где в трех местах содержится запрет возвращаться в Египет, потому что в этой стране власти и народ совершали массовые преступления против евреев.

Однако большинство авторитетных раввинов не поддержали такого рода запрет. Они указывали: запрет возвращаться в Египет относился к тем евреям, которых Б-г вел в страну Израиля, то есть речь шла не о запрете жить в определенной стране, а о запрете покидать страну, предназначенную Б-гом для нашего народа. Раввины напоминали также, что в реальной истории египетская еврейская община на протяжении веков относилась к числу самых процветающих. Так, две тысячи лет назад в Александрии проживало больше евреев, чем в любом другом городе диаспоры. Великий законоучитель Рамбам на протяжении десятилетий жил в Египте, где состоял в должности врача при дворе султана. Почему? Одно из объяснений заключается в том, что Рамбам был влиятельным человеком и мог оказывать большую помощь еврейской общине Египта – то есть речь шла о душеспасении, а это выше всех остальных заповедей. Еще одно объяснение носило исторический характер. Как известно, уже после Исхода и дарования Торы в Египет пришел ассирийский завоеватель Сенаххериб и разослал коренных египтян по другим странам региона, а на их место привел другие племена и народы. Главная причина запрета жить в Египте, говорили толкователи, заключалась в том, чтобы евреи не перенимали дурных качеств местных жителей, – а когда население страны поменялось, такая опасность евреям уже не угрожала и причина для запрета, соответственно, исчезла.

Все сказанное, разумеется, в полной мере приложимо к вопросу о допустимости для евреев жить в Германии. Что касается раввина, который открывает общинный центр, – он делает это для евреев, для общины, для ее духовного наполнения. Это вопрос душеспасения и любви к ближнему, он не может подвергаться сомнению. Что касается обычной еврейской семьи, которая приехала в Германию в последние годы, то она явно будет жить не в той стране, которая истребляла наш народ в концлагерях и гетто. Преступники умерли или понесли заслуженное наказание, новое поколение немцев действительно ужаснулось тому, что было сотворено их отцами и дедами при нацизме, власти искренне пытаются загладить историческую вину перед нашим народом. Если все так – наверное, жить там не страшно…

Конечно, если евреи уезжают из диаспоры, лучше бы им ехать в Израиль. Но я буду последним, кто станет навязывать евреям, где им обитать. Как сказано в Талмуде, «каждый шаг человека от Б-га», если человек где-то живет – значит, так Б-г хотел. Баал-Шем-Тов говорил даже, что если человек заблудился – это тоже от Б-га! Мы не всегда понимаем, почему Он привел нас именно сюда – но это Он привел и такова Его воля.

Одно из объяснений, которые дает традиция, заключается в том, что человек должен не только сам стремиться к совершенству, но и «поднимать» то место, где он живет, к большей святости. В кабале сказано, что, когда Б-г творил мир, Он рассеял по нему «искры святости Своей». В святых книгах говорится, что, когда евреи вышли из Египта, они несли с собой «большое богатство» – согласно кабале, это было не золото и драгоценные камни, а именно те искры святости, которые они должны были принести в страну Израиля.

Иными словами, важно не где ты живешь, а как ты выполняешь волю Б-га в том или ином месте. Если выпало на долю еврея жить в Германии – он должен строить синагогу, жить праведно, выполнять заповеди. Если живешь в России, Украине, Узбекистане – то же самое. Как гласит пословица, не место красит человека, а человек место. Наша миссия – делать мир вокруг себя лучше, а уж где каждый из нас будет это делать, решит Создатель.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.