[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ШЕФА

На обложке Марсель Марсо – Великий Молчун, замолчавший теперь уже навсегда. По нему – кадиш (с. 116).

«Род приходит, и род уходит, а земля пребывает вовеки». Раввины Рапопорт (с. 9) и Кан (с. 11) рассуждают соответственно о законотворческой и глубинной сторонах календарных исчислений.

Смена времен года особенно заметна в Сибири. Наши корреспонденты продолжают рассказывать о еврейских подданных «Страны Сибири» (с. 16 и с. 26).

Иеуда Галеви жил в XII веке в Испании – «на Западе», но сердце его пребывало «на Востоке без остатка». Авраам Гаркави жил на стыке XIX и XX веков в Петербурге, но, думается, и его – возглавлявшего отдел еврейской литературы Императорской публичной библиотеки – сердце принадлежало «Востоку». Мы начинаем публиковать замечательную лекцию Гаркави о Галеви (с. 32). И дополнена публикация статьей истинной продолжательницы дела Гаркави – Гиты Менделевны Глускиной. Жизнь этой чудесной женщины сама по себе памятник еврейской стойкости. О представительнице легендарной семьи читайте материал (с. 107) представителя другой легендарной семьи – Давида Маркиша. И обязательно обратите внимание на еще одну статью Глускиной в этом номере (с. 48).

Пусть сердца евреев диаспоры всегда принадлежали обетованному Востоку, помыслы их были о «здешней» родине. В. Лукин подробно рассказывает (с. 38) о роли евреев в Отечественной войне 1812 года.

От сдержанного патриотизма недалеко и до жгучей любви. Любви, увы, неразделенной и оттого трагической. Такова она у большинства героев прозы плодовитого и, как тогда говаривали, маститого беллетриста Сергея Ярошевского. Между тем трагедия самого автора была куда более грандиозной, нежели судьбы его героев. Об этом – очерк Б. Вальдмана (с. 43).

Вот ведь оскал исторической судьбы: тысячелетиями евреи мечтали о возвращении в Эрец Исроэл, наконец вернулись и получили всё как у людей – не только свое правительство, но и своих воров, проституток, а теперь и… фашистов. Впрочем, Л. Радзиховского (с. 50) и этим не удивишь.

А вообще-то, не ахти какая новость – антисемитизм евреям впрок. Вот, например, разнузданная советская юдофобия после Шестидневной войны послужила толчком для всплеска активности сионистского движения в СССР, считает А. Воронель (с. 51).

Все в этом мире прочно связано. По мнению замечательного азербайджанского писателя Чингиза Гусейнова (с. 54), подобное утверждение верно даже в отношении так разведенных ныне в разные стороны иудаизма и ислама. Что уж говорить об «изысканном переплетении» (с. 59) еврейской и европейской музыкальных культур! Все так связано, что многим хочется развязаться. И как «Шпигель», то бишь зеркало этих процессов, выступает, по мнению Я. Шенкмана (с. 61), свежий лауреат Госпремии А.И. Солженицын. А вот посол Израиля в Москве Анна Азари призывает жить дружно (с. 63).

«Праздником дружбы народов», помнится, именовала советская пропаганда московскую книжную ярмарку. Что ж, собеседники А. Мамедова (с. 67) это клише не оспаривают.

О том, как обстоит дело с внутриеврейским, так сказать, интернационализмом – рассказ Юлии Винер (с. 75). С «извне» все всегда было еще сложнее. Как, например, у «Серапионовой сестры» Елизаветы Полонской (с. 86). Но и «извне» платило сторицей: читайте «неразрезанные страницы» (с. 93) о старых и новых мифах «про евреев».

Где миф, там и мистификации. Скажем, на вечную «кабалистическую» тему. О целом пласте псевдокабалистической литературы повествует А. Рыбалка (с. 96).

Разрушению всевозможных мифов о евреях, думается, послужит феерическая победа российской баскетбольной сборной под руководством израильского тренера Дэвида Блата (о нем на с. 103) в финале чемпионата Европы.

В общем, читайте и удивляйтесь. До встречи.

Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.