[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2007 КИСЛЕВ 5768 – 12(188)

 

ПРОСТО ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ВЕРБЛЮД

Юлия Качалкина

История профессиональных конкурсов красоты берет начало в конце XIX века. Именно тогда модный бельгийский курортный городок Спа, где по обыкновению отдыхали аристократы и члены королевской семьи, превратился в арену состязаний за звание самой обаятельной и привлекательной.

Поначалу в конкурсах красоты девушек оценивали не целиком, а – как герой Леонова в «Полосатом рейсе» – тушу тигра: по частям. За лицо – максимум 15 баллов, за ноги, руки, вым… простите, грудь – максимум по 10. И только после второй мировой войны появились другие критерии оценки: уровень общей культуры, наличие талантов, умение одеваться и держаться.

Именно тогда у соревнующихся возникла необходимость петь, танцевать и правильно говорить, не зажимая в руке канцелярскую скрепку, словно Рональд Рейган на предвыборной трибуне (по слухам, он делал это, чтобы снять напряжение, пропустив его через металл).

Сегодня активнее всего проводят конкурсы красоты Германия, США и… Израиль. У всякой страны – свои особенности проведения таких конкурсов. И своя история для каждого из них. Не говоря уж о первых лауреатках, которых помнят и чтут, как настоящих чемпионов по самым сложным олимпийским видам спорта. Так, летом 1909 года в Берлине победительницей стала девятнадцатилетняя продавщица сигарет Гертруда Доперальски – игривая черноволосая красотка с пышной грудью. А самую первую Мисс Америка – шестнадцатилетнюю дочь чиновника Министерства сельского хозяйства Маргарет Горман – жюри выбрало в 1921 году (кстати, тогда же девушки впервые вышли на публику в купальниках).

Первую израильскую Мисс Красота знают, пожалуй, даже лучше, чем этих европеек. Ее знают все. Ну или почти все. Шуламис. Суламифь.

Что же сегодня происходит в Израиле с девушками, решившими встать на службу индустрии Красоты? И та ли это Красота, что однажды покорила сердце царя Соломона?

Конкурсы красоты – с тех пор, как я впервые, старшеклассницей, увидела их трансляцию по ТВ, – ассоциируются у меня с перееданием. Моим, разумеется. Потому что именно худоба конкурсанток, перемещающихся по экрану «Рубина» непременно толпой и в одинаковой одежде, вселяла в меня тогдашнюю ужас голода. Мне казалось, что этих женщин не кормят, что от одного взгляда на них можно тут же сбросить совсем не лишние несколько кг, а потом и вовсе заболеть.

Так что я компенсировала иллюзию вполне не иллюзорными шоколадками и булочками с маком.

Много позже я поняла, что мной тогда руководило желание просто не быть похожей на идеал масс. На то, что, по мнению большинства, и должно нравиться большинству. И поэтому я всегда страшно радовалась победе негритянок, китаянок или смуглых восточных гурий. Израильтянки мне не нравились, но, когда не было других вариантов, я радовалась и за них. Лишь бы не европейцы. Лишь бы не стереотип.

И лишь спустя годы я узнала, что само понятие «израильтянки» применительно к конкурсам красоты – очень и очень относительное. Что красавицами Израиля становились «русские» девушки, и это уже почти вошло в традицию. В 1990, в 1993, 1995 и 2005 годах титул самой красивой израильтянки получали уроженки бывшего Советского Союза.

Меньше радоваться их победам я к тому моменту не стала, однако призадумалась: если специфически израильское и привлекательное я находила в чертах своих соотечественниц, то что же тогда на самом деле есть это «специфически израильское»? Елена Ральф – Королева красоты Израиля-2005 – из Донецка, Анастасия Энтина – «Наарат Исраэль-2005» (то есть самая красивая юная израильтянка. В чем разница между титулами Королевы и Самой Красивой – откровенно говоря, непонятно) – из какого-то другого города Украины.

Эти молодые женщины с фарфоровыми улыбками, которые они, кажется, не снимают с лица даже тогда, когда ложатся спать, выглядят представительницами какой-то особенной национальности – я бы осмелилась назвать ее «наднациональностью». В ней чудесным образом объединяются хохлушка и израильтянка – они более чем отождествляются и уравниваются друг с другом в правах Красоты. Они фактами своего рождения в одной стране и победой от имени другой страны просто отменяют национальность – несмотря на то, что израильский конкурс красоты продолжает носить имя израильского. Как немецкий – немецкого, американский – американского и т. д. и т. п.

Мое глубокое убеждение состоит в том, что конкурсы красоты – это мирная машина по стиранию границ между нациями (даже если эти конкурсы – национальные). А участницы этих конкурсов – люди без корней. В ремарковском смысле этого понятия. И «специфически израильское» (китайское, африканское и проч.), что так интриговало меня в пору юности, на поверку оказывается воплощением полного отсутствия какой-либо национальной, характерной или любой другой человеческой идентичности. Вот так вот витиевато о простом: конкурсы красоты – мирные машины по созданию нации людей без наций. Которых в равной степени можно считать и израильтянами, и русскими, и даже русскими израильтянами.

Впрочем, с китайцами все пока еще не так запущено: пластическая операция по увеличению разреза глаз до «европейского» очень дорога и является самым желанным подарком для девочки в день шестнадцатилетия.

…Конкурсов красоты среди мужчин в Израиле, как и в других странах мира, не намного меньше (а то и больше), чем конкурсов для женщин. Просто о них не принято много писать. И не принято муссировать эту тему – будто бы быть красивым и общественно признать это – большой грех. А может быть, дело тут в другом – в том, что мужчины в отличие от женщин менее охотно идут на то, чтобы приобрести «специфически израильскую» привлекательность и фактически обезличиться в глазах собственной нации.

Если о мужских конкурсах красоты и пишут, то обязательно в случае какого-нибудь курьеза: например, довольно широко в СМИ обсуждался конкурс красоты, проводившийся среди израильских гомосексуалистов в январе этого года. «Мужчина года» – так неброско назывался этот смотр красавцев – прошел под патронатом журнала «Розовое время» («А-Зман а-варод»). Из девяти мужчин-геев специальное жюри выбрало самого красивого (о критериях красоты пресса умалчивает).

Вел конкурс известный и любимый читателями «Розового времени» танцор Идо Тадмор. Да, Суламифь бывает и такой.

Но все же не стоит относиться к израильским – да и вообще к конкурсам красоты – столь серьезно. Разумеется, многие из них призваны решить социальные и даже политические проблемы. Как, к примеру, палестино-израильский конкурс «Мисс Граница» (который журналисты тут же успели перекрестить в «Мисс Шлагбаум» и «Мисс заградительная стена»), который не так давно проводился в иерусалимском районе Гило как символ возможности мирного сосуществования двух государств. Идея конкурса была прекрасна. Но невоплотима. Возможно, как раз из-за того, что превзошла желание насаждать «специфически израильскую» привлекательность. Восемь палестинских участниц – арабки-христианки из Бейт-Лехема – одна за другой заявили об отказе участвовать в зрелищном мероприятии из-за угроз соплеменников и политического давления. Последней о выходе из конкурсной гонки сообщила Дина Мухрейз. Многими она считалась главной претенденткой на получение короны Королевы. За несколько часов до начала шоу израильский организатор проекта Азии Нагар посоветовал ей остаться дома, так как ее семья получила ряд угроз со стороны палестинцев. По словам Нагара, «предпочтительнее оставаться просто красивой девушкой, чем умирающей от страха Королевой красоты, не говоря уже о возможности настоящей гибели».

Но все же.

Конкурс красоты для бабушек? Пожалуйста! Пожилые леди из домов престарелых разных стран приняли участие в новом конкурсе красоты, организованном специально для дам их возрастной группы. Организатор мероприятия Лорен Рера создал свой проект в знак протеста против распространенного мнения, что только молодые люди могут быть прекрасны. Единственным условием для участия в конкурсе были условия, что конкурсанткам должно быть не менее семидесяти лет и они должны быть в состоянии передвигаться без посторонней помощи.

Награда нашла свою героиню! Ею стала Леонтина Валладе из Женевы. Она обошла девятерых соперниц из пяти домов престарелых.

Леонтина отказалась раскрыть свой возраст журналистам, но организаторам все-таки предоставила доказательства, что он в норме. Члены жюри присудили госпоже Валладе первый приз – им стал обед в шикарном ресторане.

Конкурс красоты для верблюдов? Пожалуйста! Жители западной части Саудовской Аравии регулярно устраивают театрализованные конкурсы красоты, требования к участницам не отличаются оригинальностью – длинные ноги, миндалевидные, соблазнительные глаза, аппетитные формы. Есть лишь одна особенность – конкурируют между собой не женщины, а… верблюды!

Организаторы конкурса шутят, что победительница получит титул «Мисс Кэмел». В мероприятии заняты более полутора тысяч верблюдов. Важность проведения конкурса среди этих животных трудно переоценить: сохранить наиболее породистых животных арабам необходимо для того, чтобы всегда иметь под рукой хорошее мясо и не менее хороший транспорт – ведь верблюды здесь выполняют роль и того и другого.

…Воображение рисует мне спонтанную картину – арабо-израильский конкурс красоты, в котором со стороны арабов выступают верблюды, а со стороны израильтян – девушки. Так решатся обе проблемы: политическая – ибо чем верблюд не друг израильтянину, даже если это арабский верблюд? И та, что связана с насаждением «специфически израильской» красоты, которая оказывается путем к наднациональному обезличиванию.

Ведь даже если вы найдете двух, трех, четырех женщин с одинаково прекрасными улыбками (что само по себе большая удача и необычно), то даже двух одинаковых верблюдов вам не найти.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.