[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2007 КИСЛЕВ 5768 – 12(188)

 

КРАСНОЯРСКИЙ СУВЕНИР

Илья Карпенко

Как вы думаете, что наилучшим образом отражает все достопримечательности Красноярска, вместе взятые? Если можно так выразиться, суммарно? Ни за что не догадаетесь! Секрет нам раскрыл раввин Красноярска и Красноярского края Беньёмин Вагнер. Оказывается, это… купюра достоинством 10 рублей – самая «народная» и наиболее популярная в России денежная единица.

 

На ней изображены все главные достопримечательности Красноярска и его окрестностей. Это и крупнейшая в мире Красноярская ГЭС. И легендарная часовня (самая высокая точка города, место паломничества туристов и молодоженов). А также массивный мост через Енисей. Правда, не тот знаменитый железнодорожный, получивший «Гран-при» на Парижской выставке в 1900 году, а другой – автодорожный, 1961 года «выпуска»…

В общем, российская десятирублевка – позеленевший с советских времен червонец – это лучший подарок из Красноярска! И недорого, и отражает «суть вопроса»…

 

СтатуЯ командора, монумент основателю острога и памЯтник слесарю

Современный Красноярск богат на фонтаны и бронзовые памятники. Город чистый, ухоженный, на улицах, сплошь «офонтаненных» местными властями, – большое количество гуляющей молодежи. Лица у людей доброжелательные, бомжей не видно (повымерзли, наверное…).

Вот оригинальный фонтан с двумя скульптурными фигурами – женской и мужской, в народе прозванный «Адам и Ева». Вокруг него – настоящие, живые… пальмы. Это в центре Сибири-то! Слава прародителям!

Фонтанов в Красноярске – превеликое множество. Конечно же, «фонтанирует» город только летом, а не при 25 градусах мороза, привычных красноярцам в зимний период.

Но самый мощный «фонтан» красноярцы наблюдали минувшей весной: на Красноярской ГЭС был сброс воды из Красноярского водохранилища. И водяная махина, обрушиваясь с высоты более 100 метров и ударяясь о «козырек» ГЭС, выстреливала в Енисей на несколько десятков метров. Вот был фонтан!..

Красноярск – город молодой, амбициозный, любящий таких же, как сам он, людей дела. На вопрос, к какому региону Сибири относить Красноярский край, председатель еврейской общины Юрий Лившиц ответил: да ни к какому! Красноярск – самая что ни на есть Центральная Сибирь, более «центровой» не бывает. Иркутск – это Сибирь Восточная, Томск и Новосибирск – Западная, а Красноярск… Ну, в общем, самая главная. Правда, если с точки зрения экономических соображений надо примкнуть к Западу или Востоку, этот вопрос решается без проволочек…

Город, как и большинство поселений в Сибири, начинался с острога. Урочище называлось Кызыл-Джал. «Кызыл» – красный, «джал» – яр («высокая круча», «крутой обрыв»). Здешние горы «на срезе» и вправду красного цвета – из-за специфического окраса местной глины.

 

На этом месте в Качинской землице, вверх по Енисею на Красном яру поставить острог.

(Государь Михаил Федорович Романов.

Москва, 1625 год, «Сибирский приказ», столбец 12.)

 

В 1628 году поставлен вверху Енисея реки, над Енисеем рекою и над речкою Качею, новый Качинский острог и прозван Красноярским острогом. А острог ставить прислан из Москвы воевода Андрей Дубенской.

(«Сибирский летописный свод. Книга записная».)

 

Памятник основателю острога стоит на крутом красноярском откосе, с видом на живописное место впадения Качи в Енисей, где этот острог когда-то находился.

В Красноярске стоят памятники не только Дубенскому, Ленину и Дзержинскому. Вот монументальный Чехов – создавший, между прочим, Красноярску и его интеллигенции дурную репутацию. После посещения Красноярска в «Письмах из Сибири» он писал:

 

Местная интеллигенция, мыслящая и не мыслящая, от утра до ночи пьет водку, пьет неизящно, грубо и глупо, не зная меры и не пьянея; после первых же двух фраз местный интеллигент непременно уж задаст вам вопрос: «А не выпить ли нам водки?»

(«Новое время», 1890 год.)

Памятник основателю Красноярска Андрею Дубенскому.

Что сказать? Оклеветал классик красноярцев. Мы, например, ничего такого за ними не заметили. А они – люди незлопамятные: Антон Палчу прямо у Оперы соорудили прекрасный памятник с видом на Енисей. Пусть любуется!..

Недавно на историческом месте впадения Качи в Енисей, где был построен острог и откуда начинался Красноярск, появился еще один монумент. На сей раз – командору Резанову. Да, не поставь Марк Захаров в своем театре «Юнону и Авось», замечательная история интернациональной любви Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо, возможно, осталась бы без увековечения, а красноярцы – без новой зоны отдыха.

Но самый оригинальный памятник в Красноярске находится возле здания Горводоканала – он установлен в честь 90-летия этой нужной организации. Бронзовая композиция представляет героев анекдота: слесаря дядю Яшу, до пояса высунувшегося из канализационного люка, с разводным ключом в одной руке и «бычком» в другой, и стоящего рядом молодого напарника. Помните? «Учись, сынок, а то так и будешь всю жизнь ключи подавать!..»

 

«Выходцы Месопотамии…»

Была территория, на которой в виде изъятия могли проживать лишь те евреи, которые признавались наиболее порочными, на которой евреям с честным именем, евреям труда запрещалось водворяться. То была Сибирь. Еврейское население было представлено только ссыльными.

(Ю.И. Гессен. «Закон и жизнь».)

 

Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов в 1835 году писал:

 

В числе ссыльных есть еще горсть людей: это евреи, старые и новые, расплодившиеся и разбросанные по всей губернии. <…> Думали сделать и их хлебопашцами, но какие хлебопашцы выходцы Месопотамии? Они с таким же отвращением принимаются за соху, с каким хороший хлебопашец во время уборки хлеба принимается за заступ в саду городском.

 

В Красноярске евреи появились в начале XIX века. Место, отведенное им за пределами городской застройки, у подножия Афонтовой горы, так и прозвали – Еврейская слободка (ныне Николаевка). Ее обитатели занимались по преимуществу мелочной торговлей, ремеслами.

Во второй половине того же столетия в губернии наблюдается заметный рост еврейского населения. Например, в «Памятных книжках Енисейской губернии» с 1861 по 1888 год фиксируется его удвоение.

По Всероссийской переписи населения 1897 года, официально в Енисейской губернии проживало 570 тыс. человек, из них евреев – 6200. Они делили третье место по численности с католиками (подавляющее большинство составляли православные, второе место – старообрядцы). В самом Красноярске число жителей составляло 27 тыс. человек, из них евреев – 1137.

Согласно данным по Енисейской губернии за 1913 год, из почти 1 млн 200 тыс. обитавших здесь представителей полутора десятков верований лиц иудейского вероисповедания – более 11 тыс. человек.

Напомним, однако, что эти показатели численности населения сугубо официальные. На самом деле евреев было гораздо больше – множество их проживало здесь нелегально. Одной из причин было то, что условия «депортации» и содержания ссыльных евреев отличались от условий остальных ссыльных.

 

Условия сибирской ссылки для евреев были особо жестокими – на то были специальные инструкции. Так, например, жены ссыльных евреев могли следовать за своими мужьями, подобно женам ссыльных русских и поляков. Но если ссылалась еврейская женщина, ее муж не имел права следовать за ней. Еще более свирепыми были установления в отношении детей еврейских ссыльных. Женщинам любых национальностей разрешалось брать с собой детей – только не еврейкам, их разлучали с детьми. Мужчина-еврей, за которым следовала жена, мог взять с собой сыновей не старше пяти лет и дочерей не старше десяти.

(C.С. Кузнецкий. «Евреи, участники польского восстания 1830–31 гг., в сибирской ссылке»)

 

Постепенно и ссыльные, и контрабандисты, и другие попавшие в Сибирь евреи, не говоря уже о потомках осевших здесь кантонистов, нашли свой промысел, свой «кусок хлеба». Как свидетельствуют историки, в основном они занимались торговлей, винокурением, различными ремеслами, ювелирным делом, перегоном скота, извозом. Не прошла мимо их внимания и золотодобыча (особенно после 1870 года, когда евреям разрешен был доступ к сибирской золотопромышленности). Но главной «нишей», которую заполнили сибирские евреи, становится торговля.

 

СибирскаЯ евроисториЯ

Главный «хранитель еврейской памяти» Красноярска – Наталья Орехова. Она заведует Музеем истории еврейской общины при национально-культурной автономии «Гаскала», «по крупицам» собирая все, что дает хоть какую-то информацию о людях, семьях и их корнях, о еврейских домах и организациях региона. Орехова прекрасно знает историю не только самого Красноярска, но и края – бывшей Енисейской губернии.

Неофициально синагога существовала в Красноярске начиная с 1822 года. Находилась она на улице Песочной, в Еврейской слободе.

 

<…> Существует с 1822 г. еврейская молитвенная школа, здание которой за ветхостью в 1869 г., с разрешения губернского начальства, перестроено, а с чьего разрешения она учреждена, сведений в делах общего губернского управления не имеется.

(Из донесения генерал-губернатора Восточной Сибири министру внутренних дел.)

Наталья Орехова.

Как свидетельствовала «Оценочная книга недвижимого имущества по г. Красноярску за 1873 год», это был одноэтажный деревянный дом с сопутствующими постройками – избой и сараем.

В апреле 1881 года во время пожара синагога сгорела. «Некоторое время до постройки евреями собственного здания молельня помещалась в здании бывшей пожарной команды, принадлежавшей городу, – рассказывает Наталья Орехова. – В августе 1916 года Красноярским еврейским обществом было принято решение о строительстве нового здания, поскольку существующая синагога была крайне мала и не соответствовала своему назначению». На одной из фотографий мы видим  добротное двухэтажное деревянное здание с пристройками, располагавшееся в самом центре города, на улице Урицкого (бывшей Песочной). С 1937 года там находилось какое-то лечебное учреждение, затем – жилые квартиры. До наших дней синагога не сохранилась: в 1970–1980-х годах здание снесли как «не представлявшее исторической ценности»…

Известно, что в Красноярске в 1880-х годах какое-то время обязанности раввина исполнял могилевский мещанин Иосиф Лившиц. Однако он не имел специального раввинского образования и потому не был утвержден губернатором.

С 1885 года обязанности раввина Енисейской губернии исполнял Копель Исаакович Шмеркович. По данным Ореховой, в 1887 году он становится раввином сразу двух городов – Енисейска и Красноярска, через два года переезжает в Красноярск, а в октябре 1892-го официально вступает в должность красноярского раввина.

В 1905 году состоялось «Высочайшее соизволение на пожалование красноярскому, енисейскому губернскому раввину К. Шмерковичу золотой медали с надписью “За усердие” для ношения на груди на Станиславской ленте».

Дважды (в 1895 и 1909 годах) енисейский губернатор обращался с просьбой присвоить раввину Шмерковичу звание потомственного почетного гражданина.

Из представления кандидата:

 

За все время служения раввина в Енисейской губернии он относился к своим служебным обязанностям с примерною добросовестностью, настойчиво поддерживая среди своих единоверцев принципы повиновения государственным законам. Такая деятельность заслуживает особого внимания в крае, где немало сосредоточено ссыльного еврейского элемента с его тлетворным влиянием на окружающую среду.

 

Было ли удовлетворено это ходатайство, неизвестно.

При советской власти красноярского раввина ждала совсем другая «награда». Наталья Алексеевна продолжает рассказ:

 

– Последнее упоминание о раввине датируется 1922 годом. В документах об изъятии из красноярской синагоги Енисейской губернской комиссией ценностей – серебряных предметов общим весом более 8 фунтов (3 кг 276 г) – в помощь голодающим Поволжья стоит подпись председателя еврейской общины и раввина Шмерковича…

 

Наталья Орехова рассказывает, что в 1840-х годах синагоги существовали не только в Красноярске и Енисейске, но и в Канске, и в Ачинске.

 

– В городе Канске первая синагога была открыта еще в 1820-х. Новая, уже официально, выстроена в 1882 году архитектором Худзинским. Здание сохранилось, оно находится в начале улицы Ленина, переоборудовано под жилой дом.

В городе Ачинске первая синагога была построена в 1830-х годах. Новое здание построено в 1874-м на месте сгоревшего. Деньги на его строительство выделил купец II гильдии Лейбович. А та синагога, что сохранилась, была выстроена архитектором Соколовским в 1905 году. Находится она на улице Суркова, 27. Сейчас в ней располагается больница скорой помощи.

Енисейская синагога по Большой улице (позднее ул. Ленина, 97) не сохранилась. Она сгорела в 1930–1940-х годах.

 

…Музей при Еврейском культурном центре не имеет специального помещения – его экспонаты размещены в самой большой, «актовой» комнате центра, развешаны на стенах, заботливо прикрыты стеклами специально оборудованных стендов. Наталья Алексеевна показывает фотографии, документы, картины, письма и воспоминания, памятные вещи.

Вот тетрадный листок – воспоминания пожилой женщины:

 

В 1950-х годах синагоги в Красноярске не было. Большинство семей евреев провинциального города были религиозными, и для того, чтобы соблюдать обряды, праздники, приходилось тайно собираться на частных квартирах. Все испытывали неудобства, так как народу было много, а квартиры – маленькие. <…> К пасхальным праздникам пеклась маца, люди со всего города привозили муку на тележках. Наша мама была катальщицей...

 

Наталья Орехова показывает черно-белую фотографию 1990-х: два пожилых человека в талесах. Это Владимир (Вульф) Соломонович Лурье (1917–1993) – первый председатель Общества еврейской культуры «Гаскала», Красноярского еврейского религиозного объединения – человек, которому община обязана возрождением еврейской жизни. Рядом его помощник Борис Цалелевич Галин. В Красноярск оба они были депортированы в 1941 году из Прибалтики.

Здесь же документы из семейного архива Лурье. Вот аттестат зрелости, выданный Вульфу Лурье еврейской государственной гимназией города Резекне. Он на двух языках – иврите и латышском – свидетельствует о том, что Вульф Лурье прошел полный курс средней школы реальной гимназии (где, помимо прочего, изучал латышский, идиш, иврит, русский, немецкий, французский и английский языки).

А вот на фотографии Вульф Лурье – студент медико-хирургического факультета Болонского университета, где он учился с 1936 по 1939 год. Удостоверение об окончании курса «Язык и итальянская культура» для студентов-иностранцев в университете города Пизы. На печати, рядом с подписью ректора, надпись: «PARTITO NAZIONALE FASCISTA. GRUPPO UNIVERSITARIO» («Национал-фашистская партия. Университетское отделение»)…

А это письмо из МВД Латвийской ССР о том, что товарища Лурье «административное выселение из Латвии на спецпоселение в период с 14 июня 1941 года по 11 октября 1957 года включительно признано незаконным». И – строки о реабилитации…

В документах этих – и история эпохи, и трагедия народа и поколения, и судьба малого, но необъятного мира конкретного человека: где жил, что пережил, как сумел выжить? И при этом сохранить себя…

Владимир Соломонович Лурье и его помощник Борис Цалелевич Галин.

 

Евреи на острове Шира

О том, что евреи играли большую роль в жизни региона, мы также узнали из документов, любезно предоставленных нам в здании на Красной площади. Как и положено в Красноярске, краевая администрация обосновалась здесь на площади именно с таким названием.

Беседуя с Рашитом Рафиковым – историком, кандидатом наук, доцентом и вторым лицом в Управлении общественных связей Совета администрации, мы убедились, что здесь со вниманием относятся к «еврейской составляющей» общей многонациональной истории Красноярского края.

Оказывается, есть в Хакасии, на севере Красноярского края, удивительный водоем под названием озеро Шира. Озеро большое (35 квадратных километров) и глубокое (более 20 метров), а вода в нем имеет высокую степень минерализации и обладает целебными свойствами. Узнали об оздоравливающих свойствах озерной воды не сегодня. И сто, и двести лет назад в Хакасию, называвшуюся тогда Минусинским уездом, стремились обитатели Сибири с целью отдохнуть и поправить пошатнувшееся в суровом климате здоровье. Здесь их ждали минеральная вода, песчаные пляжи, целебные иловые грязи и уникальный климат.

К нам в руки попал любопытный документ, озаглавленный так: «О разрешении евреям Енисейской губернии посещать о. Шира для лечения вне черты оседлости».

Вот что писал иркутский генерал-губернатор губернатору енисейскому 10 марта 1910 года:

 

<…> По неоднократным разъяснениям Правительствующего Сената, водворенные в Сибири евреи имеют право жить лишь в месте своей прописки, под каковым разумеется тот уезд или округ, в котором они состоят на причислении. Временные отлучки из места жительства евреям дозволено лишь: 1) для принятия наследства, 2) для отыскания законных прав собственности в местах судебных и правительственных и 3) для торговых дел и для торгов на подряды и поставки, имеющие совершаться в местах, для постоянной оседлости евреев определенных <…>. Для лечения же еврей <нрзб.> приезжать лишь в г. Киев <…>, но приезд их в другие лечебные местности законом не установлен. Ввиду приведенных указаний закона, я затрудняюсь разрешить свободный приезд евреев для лечения на озеро Широ.

 

Рашит Гиззатович объясняет: «Очень много евреев хотели выезжать на озеро Шира, восстанавливать там здоровье. Но возникала дилемма: каким образом это осуществить, если на них распространяется черта оседлости? Дело дошло до того, что самому губернатору Енисейской губернии пришлось ходатайствовать перед вышестоящими органами! Он мотивировал это тем, что если евреям не будет разрешено лечиться на озере Шира, то доходы от этого курорта снизятся на треть, а может даже на половину. А ведь это были поступления в казну, налоги!»

 

Иркутскому Генерал-Губернатору

Управление Государственными Имуществами Енисейской губернии возбудило предо мной ходатайство о разрешении приезда на казенный курорт при озере «Шира», Минусинского уезда, евреев для лечения, во время летнего сезона, так как воспрещение евреям приезда на этот курорт значительно сократит число посетителей курорта, доходность которого благодаря этому уменьшится и может случиться, что, из-за недостатка средств, курорт прекратит свою деятельность в середине сезона.

<…> С своей стороны полагал бы разрешить евреям Енисейской губернии выезд на «Шира» для лечения, буде болезнь их установлена надлежащими медицинскими свидетельствами.

<…> Государь Император 14 июня 1910 года Высочайше повелеть соизволил предоставить Енисейскому Губернатору право разрешать проживающим в Сибири евреям временное, на срок до двух месяцев, пребывание в сезон 1910 г. на казенном курорте при озере «Шира», при условии предоставления ими свидетельств местного врача о болезненном состоянии, причем евреи должны допускаться исключительно для лечения, без права заниматься какими-либо промыслами.

 

Таким образом, вопрос о выезде сибирских евреев в соседний уезд на лечение решался самим государем императором! И енисейский губернатор таки добился разрешения. Правда, с оговорками: врачом, не являющимся представителем диаспоры (то есть не еврейским врачом), а «из состоящих на государственной службе», должно быть выдано «свидетельство о болезненном состоянии». Но главное, что красноярские евреи своего добились: они могли лечиться и отдыхать на озере Шира.

В архиве Красноярска, говорит Рашит Рафиков, сохранилось «море» документов по этому вопросу: множество томов с прошениями, свидетельствами врачей. «Однако то, что власти сами ходатайствовали, – это было для меня в новинку!» – удивляется представитель краевой власти…

 

ВстреЧа с утраЧенным

Михаил Кисилевский в недавнем прошлом – архитектор, создавший много жилых домов, гостиниц, поликлиник, домов культуры и целых районов в Ачинске, Дивногорске, Красноярске и других сибирских городах. Он член Союза архитекторов России, а еще – публицист, краевед и замечательный скрипач.

Михаил Ефимович показывает нам Красноярск еврейский. Вот дивное деревянное здание на улице Ленина (бывшей Благовещенской), украшенное резьбой. Оно принадлежало Фриме Гершевне, жене Элии Марковича Цукермана, одесского мещанина, высланного в Сибирь в 1874 году. Здесь он стал владельцем кирпичного завода. Его сыновья Гейнох и Сендер имели в Красноярске собственные магазины, вели крупную торговлю. Гейнох Цукерман более 18 лет был председателем хозяйственного правления синагоги, возглавлял попечительский совет еврейского училища.

Рассказ Михаила Кисилевского дополняет Наталья Орехова:

 

– Этот дом построен в конце XIX века, реконструирован в 1910–1913 годах архитектором Владимиром Александровичем Соколовским. В начале XX века дом являлся частью усадьбы. На ее территории находились каменный дом, три флигеля, навес, склады, амбар, конюшня, огород. Стоимость дома и всего хозяйства в 1913 году составляла 33 825 рублей (к примеру, стоимость городского парка была 12 тысяч рублей…). В 1919 году Цукерманы уехали в США. Однако один из сыновей остался в Красноярске. В 1937–1938 годах он был арестован. В доме поселились обычные жильцы. С их слов, в 1940-х годах под полами был найден тайник купца, а в 1950-х годах – целый арсенал тульского и австрийского оружия. С 1997 года в этом доме – Литературный музей.

Дом купеческой семьи Цукерман.

На углу Сурикова и Маркса, в самом центре города, стоит чудесный желтый особнячок. Он был построен в 1910–1911 годах тем же В. Соколовским для мещанина Моисея Хаимовича Зельмановича. На втором этаже жил он сам, а на первом находилась кондитерская. Сейчас здесь – музыкальная школа.

Еще одно здание постройки Соколовского, датированное 1910 годом, – на проспекте Мира, 96 (бывшая Воскресенская). Это трехэтажный доходный дом Либмана, известного красноярского купца и лесопромышленника.

Если, как говорят в Красноярске, «пойти по миру» (то есть по проспекту Мира), можно увидеть двухэтажное здание, построенное Соколовским в 1909 году. Дом номер 55 – бывшая типография Кохановских. Михля Яковлевна Кохановская приехала в Сибирь за своим ссыльным мужем Юделем. Если посмотреть на старую открытку, можно представить, каким здание было сто лет назад. Надпись на торце дома гласила:

 

«Ю. и М. КОХАНОВСКIЕ.

ТИПО-ЛИТОГРАФIЯ.

ПИСЧЕ-БУМАЖНЫЙ

МАГАЗИНЪ».

 

Среди евреев широко была распространена профессия фотографа. Так, в доме Либмана на Воскресенской находилось «Фотографическое заведение для снятия портретов и видов» Менделя Аксельрода. Фотоателье Иосифа Лухтанского сначала размещалось в его собственном доме на Воскресенской, затем – на Благовещенской, в доме еврея Зарха. А улица Песочная славилась еврейскими банями – здесь их было целых пять!..

И все-таки самым распространенным занятием среди евреев Красноярска была торговля. Евреи имели лавки по всему городу, на рынках, а некоторые (Гельман, Ициксон, Этля Франкфурт и многие другие) владели собственными магазинами.

И если от еврейских зданий в Красноярске столько еще осталось, то сколько же было раньше?...

 

ЕврейскаЯ дружба

К числу бывшей еврейской собственности в Красноярске относится и дом на улице Кирова (бывший Театральный переулок) под номером 25, также построенный архитектором Соколовским. Это одноэтажный особнячок со звездами Давида на фасаде и стенами, стилизованными под зубчатые оконечности башен второго Храма. В общем, русский модерн в стиле «мануэлино» с аллюзией на еврейскую тему. Когда-то он принадлежал городскому нотариусу Иосифу Абрамовичу Ицыну. Сейчас здесь комфортно расположился детский садик. А во дворе, под гостеприимной крышей другого, трехэтажного особнячка (Кирова, 23а) находится сразу несколько еврейских организаций.

В культурном центре Еврейской автономии «Гаскала», помимо еврейского музея, обширную деятельность ведет общинно-благотворительный центр «Хесед» под руководством Александра Борисовича Козицына, работают молодежный клуб, масса кружков и программ. Здесь же находится замечательная библиотека.

Кстати, в нынешнем году отметили 90-летний юбилей… нет, не Октябрьской революции! Осенью 1917 года в Красноярске состоялось действительно замечательное событие – открылась еврейская библиотека! Сегодня ее фонды насчитывают около 4 тыс. томов.

Здесь же находится «Джойнт». Яков Кофман – директор Регионального методического центра благотворительного фонда «Джойнт» в Сибири и на Дальнем Востоке, проректор Красноярского госпедуниверситета, профессор, историк. По сути, Яков Кофман возглавляет всю научную и издательскую работу по иудаике в регионе.

В конце ноября, рассказывает Яков Михайлович, прошла очередная конференция «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность». Ее провели «Джойнт» и Красноярский госпедуниверситет. Такие конференции для сибиряков и дальневосточников стали традиционными – эта, например, уже восьмая по счету. По ее итогам выйдет сборник. А всего с таким названием – «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке» – вышло уже 23 книги. Это монографии, научные и полемические статьи.

Главное же в этом начинании – высокий профессиональный и организационный уровень. Благодаря огромной научной, просветительской и издательской работе, которую ведет Яков Кофман «со товарищи», Красноярск без преувеличения стал «региональной столицей еврееведения»!

А милейший Михаил Усов – координатор Еврейского агентства в Красноярске. Он рассказывает: у них с религиозной общиной заключен официальный договор о совместной деятельности и сотрудничестве: «Поэтому офис “Сохнута” – в синагоге. И вообще, наша политика в Красноярске – мир и дружба».

Часто говорят: «Два еврея – три синагоги». К счастью, в Красноярске мы этого не заметили. Здесь одна синагога и много евреев. И все между собой дружат. Говорят, даже Юрий Лившиц (ФЕОР) и Наум Рашковский (КЕРООР)…

Михаил Усов и Михаил Киселевский.

 

Молодые евреи Сибири, объединЯйтесь!

Там же, на улице Кирова, 23а, уютно устроился объединенный молодежный еврейский клуб «Гилель», где, по словам его руководителя Ольги Пущенко, собираются VJP. Что такое VJP? Ну, если есть VIP, то есть и VJP – то есть Very Jewish Persons…

Молодежный клуб «Гилель» объединяет до пятисот молодых и горячих сибирских ребят и девчат школьного и студенческого возраста. Но это по большим праздникам. Обычно же – 200, а самые «вери-вери пёсонс» – человек 50. «Мозг клуба» – это Юля Благовенко, Кристина Гришкевич, Женя Коротких. А еще Галя Пущенко – сестра Оли, координатор образовательных программ «Гилеля».

По пятницам и в субботу собираются на Шабосы, большие мероприятия проводят в кафе, клубах или на выезде. Летом – молодежные лагеря.

На Шабосах – традиционный «свободный час». Это мероприятие, которое кто-то один проводит со всеми ребятами – играет в какую-то игру, рассказывает о чем-то интересном или устраивает «веселушки-хохотушки».

Образовательный проект «Гилеля», за который ответственна Галя, включает изучение традиций, истории, современной жизни Израиля. Два раза в месяц смотрят израильские фильмы, проводят тематические вечеринки (например, 23 февраля – на армейскую тему), а также психологические тренинги, игры на динамику сплочения.

У сибирской молодежи нет недостатка в местном колорите. Например, к кому еще на Лаг ба-омер в гости придет хозяин тайги – медведь? А к красноярцам недавно приходил! Вышел из лесу и пошел к ребятам, расположившимся на поляне у большого праздничного костра. Видно, этот таежный Бер решил проверить их меню на кошерность. Ребята не были уверены в том, что на поляне не окажется чего-нибудь трефного, и предпочли ретироваться…

Галя Пущенко рассказывает:

 

– Третий или четвертый год проходят семинары, направленные на выявление и развитие лидерства, на которые ездят ребята от «Гилеля» – в Москву, другие города России, Израиль. И они видят, что не только в Красноярске, но и в других местах есть много молодежи. Они чувствуют свою причастность к еврейской молодежи.

 

Процесс алии из Сибири ныне отличается от той ситуации, которая была раньше. Молодежь и уезжает, и возвращается. Из двухсот человек, посещавших клуб, за последний год в Израиль уехали человек десять, а три-четыре – вернулись.

Оля Пущенко поясняет:

 

– Причина может быть в том, что они понимают: получать высшее образование на иврите труднее, чем на русском. Или их там что-то не устраивает. Или у них здесь любовь. У меня очень хороший друг сейчас вернулся. Смешно получилось: мы с ним в Израиле три недели тому назад виделись, он говорил: на каникулы в Россию боюсь ехать, потому что боюсь остаться… А тут мы с ним на днях встречаемся – говорит, поступать буду, никуда не поеду…

 

У красноярской молодежи большие творческие планы. Например, открыть школу мадрихов, проводить семинары, на которые будут приходить люди, желающие стать вожатыми-мадрихами. Также «гилельцы» хотят воплотить в жизнь региональный проект «Папарацци». В начале месяца по городам Сибири рассылается тема, на которую молодежь клуба должна снять трехминутный ролик. «Потом все это собирается и рассылается обратно по городам. И люди смотрят то, что наснимали другие, – объясняет Оля. – Совместно с общиной мы хотим снимать небольшие видеоролики о пожилых людях, в которых они будут рассказывать о своей жизни», – продолжает она делиться планами.

 

ЖЗЛ

В красноярской общине много замечательных людей – энтузиастов, искренне увлеченных своим делом. Среди них много пожилых людей с непростой судьбой, занесшей их в край тайги и несметных подземных сокровищ. Они вместе со всеми «лепили» неповторимое лицо этого города и региона.

Нас знакомят. Освальд Натанович Норманд, 1932 года рождения, в этом году ему – 75. Освальд Норманд – малолетний узник гетто. На самом деле он, конечно, не Освальд, а Овадия. Но жить с таким именем в Черновцах было «неудобно», и его переделали в Освальда… Он рассказывает, как попал в гетто, как убили отца и двух сестер – 16-ти и 18-ти лет, как они с матерью прятались, искали прибежища у добрых людей:

– В конце 1942-го нас спасла одна румынка. Хозяин был ярый фашист, ходил с бантом и свастикой. Он приходил домой и говорил: «Ну что, жиды еще живы?» Хозяйка была беременна, а мать прекрасно готовила, и она нас взяла. Мать целый день кашеварила, а я в подвале сидел…

 

После войны Норманд окончил авиационное училище в Риге, потом – Ленинградскую академию гражданской авиации. Послали работать в Сибирь – Енисейск, Красноярск… Шестнадцать лет работал заместителем начальника Красноярского управления гражданской авиации, его «подопечные» территории – от границ Монголии до Северного Ледовитого океана.

…Григорий Хайсерверин – Гриша-одессит, как про себя мы прозвали этого моложавого и энергичного, несмотря на свои 75, человека. Он действительно родился в Одессе на Малой Арнаутской, жил на Дерибасовской. Во время войны оказался в Сибири, да так тут и остался, хотя шесть поколений его родственников лежат в одесской земле.

Григорий Михайлович – крупнейший коллекционер спортивных значков. В его коллекции более 5 тыс. единиц, есть уникальные экземпляры (например, значок Всеобуча 1918 года). Кроме того, есть медали чемпионов всех союзных республик СССР, более двухсот футбольных клубов Евролиги. И даже клубы Южной Америки.

Собирать свою коллекцию он начал в 1957 году на Международном фестивале молодежи и студентов, так что в этом году у коллекции – юбилей, 50-летие. А со спортом Григорий Михайлович был связан всю жизнь – как журналист, председатель местного отделения Федерации спортивной прессы и член федерации Всероссийской. Кроме того, он – телевизионщик, создатель первой спортивной передачи на красноярском ТВ, которому отдал 12 лет.

Сейчас он, как и Кисилевский, работает при новой синагоге. Но о своем хобби не забывает. «У меня большой обменный фонд, – говорит Григорий Михайлович. – Если кто-то увлекается – пожалуйста!»

…Скрипач, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра, профессор, заведующий кафедрой, кандидат искусствоведения, заслуженный артист России. Сколько может быть титулов у одного человека? Но мне показалось, что из всех своих «должностей» Михаил Бенюмов главной считает ту, которая называется ПАПА.

У него четыре дочки – Дана, Соня, Мария и младшая Римма. Говоря о них, он может забыть и о музыке. Но нет, о музыке забыть невозможно, ведь все, окружающее эту семью, – это музыка либо так или иначе связано с музыкой.

Жена его Лариса – заслуженная артистка России, директор международного фестиваля камерно-оркестровой музыки «Сибирь-Европа», доцент Академии музыки и театра. Старшая дочь Дана руководит хором в Красноярске. 26-летняя Соня – «музыкальный менеджер» в Москве. 23-летняя Маша уже четвертый год в Германии, заканчивает аспирантуру, занимается хоровым и симфоническим дирижированием.

Младшая – очаровательная 13-летняя Римма – без устали репетирует на скрипке в соседнем зале… В девять лет Римма завоевала «Гран-при» в итальянском Лониго. Затем стала лауреатом премии международного Ротари-клуба, дипломанткой международного юношеского конкурса камерной музыки в Ольденбурге, дважды участвовала в молодежных Дельфийских играх, завоевала золотую медаль…

Главным качеством еврейской нации Михаил Бенюмов считает максимализм. От него – и достижения, и трудности. Но что поделаешь, если это национальный характер? И если стремление сделать лучше всех, без оглядки на собственные физические возможности, и бескомпромиссность в достижении поставленной цели порождают некоторые проблемы? Что ж, это просто «издержки», временные затруднения.

А дочки говорят просто, без мудрствований: «У нас – гениальный папа!»

Семья Бенюмовых.

 

«Чуть-Чуть Иерусалим…»

На высоком берегу притока Енисея – реки Качи, на улице Сурикова, в доме 65 расположилась новая красноярская синагога. Она стала как бы продолжением старой, одноэтажной синагоги, «воссозданной» в 1990-х.

Председатель общины Юрий Лившиц вспоминает: «Это одноэтажное здание нам дали в 1990-х. Но оно очень маленькое – 74 метра общей площади, поэтому решили построить новый дом. Строили долго, лет шесть. Вот и построили!..»

Сейчас в старом здании синагоги – детский сад «Ор Авнер», а на ней – мемориальная доска, увековечившая имя первого председателя общины времен начала «еврейского ренессанса» в Красноярске – Владимира Лурье.

Раввин Красноярска и Красноярского края рассказывает, что, когда приехал сюда, проект новой синагоги уже был готов. «В 2000 году на том месте, где мы сейчас с вами сидим, забивали сваи», – вспоминает он.

Здание имеет оригинальную композицию, поскольку тремя своими этажами спускается к реке. Здесь говорят: «первый, второй, третий этаж», начиная отсчет… сверху! Заходя в синагогу, попадаешь на верхний этаж, в большой молельный зал, на среднем этаже – общинный центр, библиотека, компьютерные классы, офис. На нижнем этаже – столовая и кухня.

Раввин Вагнер вспоминает, как много раз меняли проект, продумывая все до мелочей. Действительно, места здесь немного, но спланировано очень компактно, с умом. Все выдержано в едином стиле – спокойном, но современном. А работы по обустройству в еврейском доме молитвы и собраний все еще продолжаются:

 

– Внизу, там, где столовая и кухня, есть место для спортзала, и мы начинаем его делать. Во дворе есть место для строительства миквы – мы уже получили разрешение. Сейчас ведем переговоры с губернатором и мэром о том, чтобы получить всю землю вокруг и построить здесь школу – рядом с синагогой, чтобы было в едином комплексе. Это и дешевле, и эффективней: все время видишь родителей, можно просто сказать «здравствуйте!», поговорить.

 

На «старой» одноэтажной синагоге – памятные таблички с именами дарителей. Заметно, что дело было в 1990-х: тогда еще не было ни «КрасЭйр», ни тем более «ЭйрЮнион», ниже имени Бориса Абрамовича написано скромно: «Сибирская авиакомпания». Помогали Борис Гельфанд (Домостроительный комбинат), Исаак Черновецкий (Уралтранстехмонтаж), Арон Шпильберг (Гражданреконструкция), Ефим Рабинер (Стройкомцентр). А еще – «Джойнт», Александр Балдаевский, Анатолий Быков. Некоторых, как Евгения Бравве, уже нет с нами…

Борис Абрамович.

Раввин Вагнер говорит, что при строительстве новой синагоги основная помощь пришла от братьев Бориса и Александра Абрамовичей и семьи Табачник (Фонд Рор). Но не только от них – спасибо всем, кто помог! На открытии нового общинного центра и синагоги главный раввин России Берл Лазар, прилетевший в Красноярск по этому поводу, прибил на входе мезузу, прочитал благословение, поблагодарил всех, кто помогал в строительстве, и рассказал анекдот:

 

Абрамович вступает в партию, ему говорят: «Вот если бы у тебя была машина “Волга”, а партии она понадобилась, ты бы отдал ее партии?» Он говорит: «Конечно, если бы у меня была машина, я бы отдал». – «А если бы у тебя была корова?» – «Да, если бы у меня была корова, отдал бы». – «Ну, а если бы была курица?» – «Нет, курицу не отдал бы, у меня есть курица…»

 

Раввин Лазар прежде всего поблагодарил тех, кто дал свои личные деньги на строительство синагоги…

Новой синагогой в общине очень гордятся. А раввин Вагнер говорит, что это – «чуть-чуть Иерусалим…»

Молитва в синагоге.

 

И лед, и пламЯ…

Не знаю, в какой еще точке земного шара в праздник Хануки огонь зажигают на восьмисвечнике… изо льда! А в Красноярске это стало уже традицией.

Рав Беньёмин показывает нам фотографии ханукий, за последние годы устанавливаемых на восемь праздничных дней перед красноярской синагогой. Остается только поражаться фантазии сибирских евреев, каждый год изобретающих все новые ледяные формы и узоры. То это Ноев ковчег, то дворец с колоннами, то сказочный терем, укрывающий восьмисвечник, то нечто, напоминающее подкову (на счастье)… А вот ледяная синагога: Стена Плача, Арон Койдеш, бима, скамьи, скрижали Завета и даже… праздничный стол с ханукией и угощениями на нем!

Лед – очень красивый материал, поясняет раввин, светится изнутри: «В Израиле пищали бы от такой синагоги!»

…Беньёмин Вагнер – раввин потомственный, из коэнов. На стене его кабинета висит фотография: седьмой Любавичский Ребе и маленький мальчик. Этот мальчик – он. Когда ему было 10 лет, он встречался с Ребе. И Ребе дал Бене не один доллар, как всем, а два. Потому что Беня сказал, что едет в Россию…

Красноярский раввин вспоминает:

 

– Это был 1990 год. Мои родители ехали работать в Москву. У папы был отпуск, и мы поехали через Нью-Йорк. Тогда я первый раз увидел «Севенти-Севен»… Так получилось, что я убежал из очереди, которая стояла к Ребе. И вдруг оказываюсь около Ребе. И говорю ему, что еду в Россию. Он дает мне еще один доллар и говорит: «Езжай в Россию, а это тебе на будущее – чтобы для тебя не стоял вопрос, куда ехать». Можно сказать, я один из немногих, кто получил благословение Ребе на то, чтобы находиться в России. Я был еще маленький, но уже все понимал. Эти два доллара я храню, они до сих пор у меня здесь, дома.

 

В Красноярск они приехали в конце 2001 года, на Хануку. Раввин говорит, что именно в Сибирь он приехал «совершенно случайно», но ни о чем не жалеет – ему здесь нравится. Сегодня уже можно подводить какие-то промежуточные итоги. Построена синагога и общинный центр, налажена общинная жизнь, работает столовая, воскресная школа, разнообразные программы для молодых и пожилых. Старая синагога переоборудована под детский садик, туда с радостью ходят 12 малышей. А скоро пойдут еще восемь, будет две группы.

Председатель общины Юрий Лившиц говорит: «Община занимается благотворительностью: около 600 человек получают продовольственные наборы, людям оказывают медицинскую помощь». Работает и «Хевра Кадиша»: на старом кладбище наведен порядок – постоянная охрана, крепкий забор, уборка территории. Кроме того, создана компьютерная карта кладбища: где находится та или иная могила, в каком она состоянии, когда йорцайт… «Пробили» и новый участок для захоронений.

Еще одна оригинальная идея – рассылка sms-сообщений с указанием времени зажигания субботних свечей. Примерно 100 сообщений в канун Шабоса получают теперь красноярцы от своего раввина…

Надо быть ближе к людям, знать их проблемы – это кредо раввина Красноярска. И тогда что-то здесь изменится. «Двери моего кабинета всегда открыты», – говорит он.

 

ОтдаваЯ поЧести ветеранам

Красноярской синагоге повезло с местоположением – в этом, сказал один из членов общины, «изюминка нашей синагоги». Она стоит на одной из центральных улиц, являющейся главной магистралью, по которой 9 мая проходит парад.

Ежегодно в День Победы колонна, возглавляемая губернатором Хлопониным и мэром Пимашковым, проходит мимо синагоги. Все происходит по известному сценарию (традиция началась еще при Александре Лебеде): процессия останавливается, губернатор и городские власти приветствуют евреев-ветеранов, а далее вместе с ними продолжают шествие по празднично украшенным улицам Красноярска…

Рав Беньёмин рассказывает:

 

– 9 мая мы выходим на улицу, евреи-ветераны – все с орденами, медалями, в кипах. Во главе колонны, понятно, идет все руководство. Перед синагогой колонна останавливается, играют «Хава Нагила» или «Семь сорок»… Это так здорово!

9 мая, День Победы. Губернатор края Александр Хлопонин, председатель Законодательного Собрания Александр Усс, раввин города и края Беньёмин Вагнер.

Рав Беньёмин рассказывает об «особенностях национальной работы» раввина в Сибири: «Знаете, когда меня спрашивают, какое у вас лето, отвечаю: не помню – я в этот день спал!» Но легендарные сибирские морозы раввину не помеха:

 

– Холод меня не беспокоит. Зимой дома, в машине и в офисе тепло, даже жарко. Вот только почему-то в Шабос всегда холодно... Я живу в 20 минутах от синагоги. У меня день рождения в январе, когда здесь сильные морозы. Как-то два года назад мой день рождения совпал с субботой. Утром смотрю – за окном 43 градуса. А это значит – почти мертвый город, даже машины не заводятся! Ну, думаю, никто не придет в синагогу. Но сам пошел. Прихожу и вижу: в синагоге человек двадцать! Слышу, как один другому говорит: «Я думал, один приду». Каждый так думал, и все пришли. И мне было приятно!

Когда они с ребецн Диной второй раз пришли рожать в красноярский роддом (первый ребенок в семье раввина родился в Израиле, еще двое – в Красноярске), акушерка, удивленная непривычными для России «темпами», спросила:

– И сколько еще вы собираетесь рожать?

– Шесть миллионов, – без улыбки ответил ей раввин Вагнер.

Борух Ашем!..

 

КрасноЯрский эффект

Проблему красноярского сувенира мы решили просто. И то правда! Ну привезем мы домой кедровых орешков… Или сувениры из какой-нибудь там бересты. Так разве ж этим кого удивишь?

И мы вложили в красочные конверты с марками, погашенными в местном, красноярском почтовом отделении, по новенькой десятирублевке. Ведь от этого и радость, и польза, и большой познавательный эффект!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.