[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2007 КИСЛЕВ 5768 – 12(188)

 

«…в этом прекрасном концлагере…»

 

Имре Кертес

Без судьбы

Пер. с венг. Ю. Гусева

М.: Текст: Еврейское слово, 2007. – 299 с.

Имре Кертес – нобелевский лауреат 2002 года. Он родился в 1929-м в Будапеште, а в 1944–1945 годах был узником Аушвица и Бухенвальда. Месяцы заключения стали его главным жизненным опытом, осмыслению которого Кертес посвятил всю свою жизнь. Этот экзистенциальный урок определил и единственную тему его прозы (человек перед лицом Катастрофы), и горький скепсис его философского взгляда на мир. «Без судьбы» – главная книга Кертеса, трехсотстраничный роман, писавшийся десять лет (с 1960-го по 1970-й), вышедший в 1975-м, замеченный литературным сообществом лишь после второго перевода на немецкий.

Мир, увиденный глазами подростка, – не новость в европейской литературе. Русский читатель легко выстроит литературную традицию: от «Подростка» Достоевского – через «Детство Люверс» Пастернака. Не знаю, учитывал ли эту традицию Кертес, мог ли он знать о фантастической отрешенности повествования платоновского «Котлована», родственной его собственной интонации. Нет, кажется, что традиция тут ни при чем. И Платонов, и Кертес пришли к этой интонации, потому что о человеке, ставшем фаршем в мясорубке тоталитарного режима – не важно, коммунистического или фашистского, – иначе не напишешь. Как иначе рассказать о том, что довелось испытать главному герою, четырнадцатилетнему подростку? Смерть отца, мобилизованного в рабочий батальон, собственное пребывание в Освенциме и Бухенвальде, приведшее к физической и душевной деградации, возвращение в мир, который продолжал жить так, словно концлагерей не существовало?

Кертес очень точно описывает вывернутое, все принимающее сознание подростка, который относится к происходящему с позиции наблюдателя, так как «невозможно накопить в душе столько печального опыта» и не «впасть в такое абсолютное безразличие».

Таисия Вольфсон

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.