[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

Москва, ты нам не столица?

Кремлевская елка – 5768

Давид Гарт

Если раньше всех московских евреев в сборе можно было увидеть по большим праздникам на Горке – там их увидали и Голда Меир, и Эли Визель, – то теперь времена не те. Горка стала большей горкой, чем когда бы то ни было, впитав в себя иммигрантскую общину горских евреев, а коренные москвичи рассосались – кто на Бронную, кто в Марьину рощу, кто и вовсе за границу. Но вот туманным неморозным вечером 9 декабря огромная толпа представителей вышеозначенной диаспоры причудливой петлей изогнулась по Александровскому саду – ибо, чтобы избежать давки у Кутафьей башни и на Троицком мосту, доблестная милиция затруднила подступы к вожделенному Кремлевскому дворцу, где Федерация еврейских общин России гуляла Хануку–5768 и вручала премии «Человек года». «Кому сказал, направо! Обойдите там! – орал кремлевский солдатик. – Куда идете с таким портфелем! Нельзя!» А вот машину посла Израиля, говорят, кремлевская охрана остановила, чтобы пожелать ей веселого праздника. И в отборном кремлевском полку разные солдаты служат.

Многоярусная громада Кремлевского дворца заполнилась легко. Ортодоксальные пары и немножко ортодоксальных детей. Группки ешиботников. Студенты еврейских вузов и сотрудницы соответствующих организаций. И наконец, до боли знакомые персонажи – тетеньки с пакетами, доверху наполненными коробками ханукальных свечек:

– Свечки, конечно, не больно-то нужны, так ведь ничего лучше не дают...

– Ой, там-то Цекало сидит, а? Глянь! Там вон, за седой бабушкой, видишь? У него место плохое, хуже, чем у нас...

– А это пошла, как ее… Помнишь, у Рубиной – Клара Тихонькая... Железная леди – сколько лет и как шагает! Чтоб я так выглядела в ее возрасте!..

– Ишь, расселся в своей шляпе – всю сцену загородил! Ни стыда ни совести. Их, наверно, не учили, что мужчинам вообще-то головной убор в помещении полагается снимать...

– Не, ну ты прикинь – вот на этой сцене Брежнев во всех своих орденах сидел!

– Ой, где ж тут туалет-то? А буфет? Буфет вроде на самом верху. Ничего не помню – я тут единственный раз была в детстве, на елке…

А в пустующем буфете между тем скучали традиционные бутербродики с семгой да тарталетки с красной икрой стоимостью с добрую банку деликатесного лакомства.

Вся эта разношерстная публика – 6 тыс. представителей еврейской общины города Москвы – собралась на грандиозный концерт по случаю награждения «Людей года» по версии ФЕОР. Награждение проводилось в 11 номинациях. Перечислим же лауреатов, счастливых обладателей статуэток «Скрипач на крыше», специально для этой премии разработанных израильским скульптором Франком Мейслером, а также денежной премии, размер которой никому из простых смертных не известен.

В номинации «Общинная жизнь» лауреатом стал раввин Уфы Дан Кричевский – за то, что в далекой холодной Уфе прямо посреди пустыря отгрохали здоровенную синагогу, и еврейские девочки там поют еврейские песенки, и вообще все у них с общинной жизнью хорошо, глаз радуется.

В номинации «Региональный руководитель» премию получила префект Северо-Восточного округа Москвы Ирина Рабер – за то, что в оном округе уже твердо стоят и процветают две синагоги (в Марьиной роще и в Отрадном) и готовится к открытию Музей толерантности. И он откроется, будьте покойны – Ирина Яковлевна дважды, чтоб уж никаких сомнений, повторила, что премию воспринимает как аванс и приложит все усилия. И хорошо, ибо куда же мы в этой стране без толерантности.

В номинации «Меценатство» получили награду бизнесмены Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер – за щедрое финансирование волгоградской еврейской общины.

В номинации «Журналистика» награжден заслуженный труженик пера Марк Дейч, обозреватель «Московского комсомольца», и – вопреки расхожему мнению об этой газете – не за какие-нибудь, Б-же упаси, желтые сенсации, а за статьи правозащитнического и антифашистского содержания.

В номинации «Телевидение» премию получил Генеральный директор телекомпании ТВЦ Александр Пономарев, изящно намекнувший на свое отличное от других лауреатов происхождение: «Сидя в этом зале, я понял, что мне в чем-то в жизни не повезло…»

В номинации «Мужество» наградили самого знаменитого врача России Леонида Рошаля, список добрых и мужественных дел которого, а также полученных за них прежних наград занимает несколько экранов.

В номинации «Общественная деятельность» лауреатом стал Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы, а также, среди прочего, член президиума Российского еврейского конгресса.

В номинации «Издательская деятельность» премировали директора издательства «Текст» Ольгерта Либкина за издание серии «Проза еврейской жизни», небезызвестной, полагаю, читателям «Лехаима». Вручавший статуэтку Борух Горин пошутил, выразив соболезнования коллеге в связи с тяготами издательской стези, которая во сто крат труднее стези авторов, ибо дело последних можно сравнить с делом Г-спода Б-га, а роль первых – с ролью Моисея, а как тяжело было Моисею «втюхивать» сочинение Г-спода Б-га своему народу, мы хорошо помним. Либкин, однако, шутку не продолжил, а, наоборот, стал настойчиво делить свою славу с авторами, а также художниками, редакторами и главное – спонсорами.

В номинации «Театр» премия была вручена главе Малого драматического театра в Петербурге Льву Додину за спектакль по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», спектакль, которым он и его труппа жили пять лет, ездили по советским лагерям и по нацистским, впитывали атмосферу, вживались в роль. Премию вручал Евгений Гришковец, не устававший восхищаться, что вот он выступает в самом Кремлевском дворце съездов, ух ты, и бабушка его Софья Ароновна им бы гордилась.

В номинации «Человек-легенда» лауреатом стала главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер, которая тоже была рада стоять на такой почетной сцене, ну и получать такую почетную премию.

Наконец, в номинации «Музыкальное событие года» премировали директора оркестра «Виртуозы Москвы»... нет, не угадали, не Владимира Спивакова, он всего лишь его бессменный худрук, главный дирижер и солист, а Георгия Ковалевского. За организацию концерта «Ханука в Доме музыки».

Нельзя не отметить, что вся церемония проходила на фоне бегущих по экрану цитат из Книги Екклесиаста. Эта любопытная художественная находка, по-видимому, давала понять: заслуги наших лауреатов столь значительны, что несомненно выделяются из «суеты сует», каковой, по мнению Екклесиаста, является вся жизнь человеческая.

Помимо библейско-дидактического сопровождения, церемония получила сопровождение художественное, а также музыкальное. Программа насыщенная и очень качественная, единственное – не хватало какого-нибудь обаятельного остроумного конферансье вместо сурового голоса за кадром, да и не мешало бы перетасовать номера: одиннадцать вручений подряд, а самый зажигательный музыкальный номер – «Гоголь Борделло», китчевую цыганскую панк-группу нью-йоркских иммигрантов из Восточной Европы, прославившуюся своими выступлениями с легендарным Ману Чао и не менее легендарной Мадонной, – пустили в самом конце, когда многие уже ушли, утомленные светом софитов.

   

Зато на отлично выполнена идеологическая задача праздника, вызывающая – как и любая идеологическая проработка – некоторое отторжение, но, в сущности, вполне понятная и заслуживающая одобрения. И место проведения действа, и список лауреатов премии, и все произносимые речи призваны были создавать в умах и сердцах зрителей приблизительно следующую картину. Мы не изгои, не гонимое меньшинство, не жиды, мы не должны «убираться в свой Израиль». Мы празднуем наш национальный праздник во Дворце съездов, в самом сердце нашей Родины, а свечи зажигаем на гигантской ханукии возле Манежа. И хотя тут вручили пару призов за борьбу с ксенофобией и антисемитизмом, но в целом ведь все хорошо. Правительство нас любит, всякие влиятельные персоны к нам статуэтку получать пришли, а у них ведь и без того сколько наград – вон показали, как они с самим Путиным ручкались. И эти персоны-то – и префект округа, и председатель адвокатской палаты, и тренер сборной России – все наши, все евреи. Так что, Гот цу данкен, все у нас тут хорошо, люди как люди, не хуже прочих.

В советские и перестроечные времена напридумали всяких разных текстов на музыку «Гевену шалом алейхем». Например:

 

У нас в Советском Союзе

Евреи учатся в вузе

И демократия такая,

Что даже вход в метро евреям разрешен.

 

Или:

Москва, ты нам не столица,

Москва, ты нам не столица,

Москва, ты нам не столица,

А нам столица – город Иерусалим!

 

Так что можно сказать? Вход разрешен, да и не только в метро, а даже в сам Кремль. И Иерусалим-то, конечно, город хороший, потому как святой, но столица нам все-таки Москва.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.