[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

Где Мошиах? В Сдоме

Симон Джекобсон

Когда заходит речь о судьбе двух грешных городов, Сдома и Гоморры, то вопросов, кажется, не должно быть: оба города были разрушены в наказание за исключительную жестокость их обитателей. Классическая история о моральном упадке и его последствиях.

Но исчерпывается ли этим содержание библейского рассказа?

Когда вчитываешься в подробности о том, как размышляет Б-г, стоит ли открывать Свои планы Аврааму; о Б-жественном «схождении», призванном подтвердить порочность Сдома; о данном ангелу повелении разрушить город; о попытках спасти Лота, благодаря заслугам его дяди Авраама; о вмешательстве Авраама, взмолившегося о спасении Сдома, становится совершенно очевидно: речь идет о чем-то большем, чем наказание еще одного грешного города.

И в чем именно состояло страшное преступление Сдома, повлекшее за собой такое беспрецедентное разрушение: «вопль… велик он, и грех их, тяжел он весьма»?

Есть загадочный мидраш, в котором подчеркнута тайна Сдома: «Написано – я нашел раба своего Давида. Где Б-г нашел его? В Сдоме!» (Берешит раба, 41:4; 50:10).

Действительно, мидраш разъясняет, что Лот и его дочери были предками Давида: Рут-моавитянка и Ноэми-аммонитянка вели происхождение от двух дочерей Лота. Иначе говоря, предки Давида некоторое время жили в Сдоме. Но зачем акцентировать эту деталь – ведь она кажется совершенно несущественной?! Давид не родился в Сдоме и никогда не жил в этом городе (разрушенном задолго до его рождения). Что пытается сказать нам мидраш и почему так важно знать, что Б-г нашел Давида не где-нибудь, а… в Сдоме?!

Наконец, самое главное: имеет значение каждая деталь Торы как важное указание для нашей жизни. Какой урок сегодня мы извлечем из разрушения Сдома? Почему нам так необходимо знать все нюансы библейского рассказа?

Присмотревшись к рассказу более внимательно, мы обнаружим, что история с Сдомом начинается раньше. В ту пору, когда Авраам отправился в долгий путь в Ханаан – который станет потом Обетованной землей Израиля – вместе с женой Сарой (тогда ее еще звали Сарай), племянником Лотом, всем скарбом и всеми людьми, «которых они имели <досл. “сделали” ближе к Б-гу>». Мы узнаем, как разгорелся спор между пастухами Авраама и Лота. Авраам предложил своему племяннику: «да не будет раздора между мною и тобою… ибо мы люди родственные. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. И поднял Лот очи свои, и увидел всю окрестность Ярдэйна, что вся она напоена; до истребления Г-сподом Сдома и Аморы она была, как сад Г-сподень». Лот же предпочел идти на восток и поселиться в долине; так он «раскинул шатры до Сдома».

Далее в Торе сказано: «Люди же Сдома были злы и весьма грешны пред Г-сподом» – так мы впервые узнаем об этом городе.

Рассказ продолжается: началась война «четырех царей против пяти» в долине Сиддим (там, где сейчас Мертвое море); среди пяти царей были цари Сдома и Гоморры. Четыре царя одержали победу, захватили имущество Сдома и Гоморры, а также схватили Авраамова племянника Лота, жившего в Сдоме.

Услышав, что его племянник оказался в плену, Авраам бросился в погоню за четырьмя царями, успешно атаковал их и вернул все награбленное, а также Лота и других пленных. Царь Сдома просил Авраама: «Отдай мне души, а имущество возьми себе». Авраам ответил, что ему не нужно имущество: «Что от нитки до ремешка от обуви – не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: “я обогатил Аврама”».

Тора – не учебник истории. Это Б-жественный план бытия и духовное руководство в нашей жизни. Какая часть космического порядка запечатлена в непростом рассказе о пленении и освобождении Лота, о войне с Сдомом и вмешательстве Авраама?

В изящно-изысканной манере великий ученый и мистик XVI века рабби Йешаяу Горовиц, известный под именем Шело (1565– 1630), объясняет внутренний смысл рассказа о Сдоме и задает центральный вопрос: «Путь Авраама в Израиль – по существу, духовное восхождение к новым Б-жественным высотам. Почему он взял в свое путешествие порочного Лота?» (Как мы видели выше, Лот не мог мирно сосуществовать с Авраамом; в Торе неоднократно указано на то, как он «отделился» от Авраама, а также на то, что только после этого Б-г открыл Себя и сказал Аврааму о Земле обетованной.)

Шело приводит ответ из Зоара (1:79а): «Что такого видел Авраам, что заставило его связаться с Лотом? Он предвидел вместе с Руах а-Кодеш, что Лот удостоится стать предком Давида». (Дочь Лота родит Моава, предка Рут – бабки Давида.)

Но тогда, продолжает Шело, нужно разъяснение: какое отношение имеет Давид к нашему рассказу?

Цитируя Рамбана (Нахманида), Шело рассуждает: «Есть фундаментальный принцип: все путешествия и события, в которых участвовали патриархи<[Авраам, Ицхак и Яаков> учат нас о будущем… они показывают, что произойдет с их потомками. Поэтому в Торе подробно излагается опыт, который пережили патриархи. Не следует думать, что это излишние детали; на самом деле они прокладывают нам путь и запечатлевают все будущие события, которые произойдут с их потомками в ходе истории. Все, что случилось с Авраамом, впоследствии случится с его потомками (Рамбан, Лех леха, 12:6).

То же самое верно и в отношении битвы Авраама с четырьмя царями за освобождение Лота и возвращение захваченного имущества: «Эта история, случившаяся с Авраамом, предсказывает и показывает нам, как поднимутся четыре большие империи – Вавилон, Персия, Греция и Рим (представленные четырьмя царями) – и будут править в мире. Все они падут, и потомки вернут себе все имущество и пленников».

Как видим, чуть позже Б-г заключает завет с Авраамом, сказав ему: «пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом». Это случилось, когда «солнце было к заходу, как крепкий сон напал на Аврама; и вот ужас, мрак великий нападают на него». Что означает «мрак великий», окутавший Авраама? Это Авраам увидел будущие великие империи, угнетающие мир, каждая по-своему: Вавилон, Персия, Греция, Рим (и Ишмаэлитская империя).

Великий каббалист XV века, рабби Ицхак Лурия (известный как святой Аризаль), объясняет, что эти империи в ходе истории представляли собой различные этапы очищения (бирур), которых мы достигаем поколение за поколением. Каждый элемент нашего материального мира содержит Б-жественные «искры», то есть духовную энергию; на нас возложена миссия освободить и возвысить эти искры – тем самым очистив материальный мир и преобразовав его в то, чем он должен быть: инструмент выявления духовности.

Начиная с момента порабощения Египетской империей – архетипа и корня («головы») всех последующих изгнаний и империй – каждая последующая империя, внося Б-жественность в материальный мир, символизирует очередной этап очищения. Процесс завершается очищением двух последних сил, Эдома (Эйсава) и Ишмаэля, после чего грядет мессианская эра – мир, в котором не будет больше разрухи и террора, и все дети Авраама будут служить Единому Б-гу Авраама в мире и гармонии.

В этом, объясняет Шело, смысл краткого замечания в Зоаре: Авраам отправился с Лотом, поскольку предвидел, что «Лоту будет даровано стать предком Давида».

Лот и его потомство в порочном Сдоме, а также в плену у четырех царей олицетворяет собой пленение, в котором пребываем все мы, когда захвачены (физически, а еще хуже, психологически) «империями» вокруг нас, могучими щупальцами материального мира, желающего сокрушить нашу надежду на построение лучшего мира и духовное избавление.

Но смысл этого пленения для нас – в том, чтобы преодолеть главенствующие силы бытия и освободить «великое богатство», могучие Б-жественные искры, плененные и порабощенные материальной вселенной. Окончательно их освободит Мошиах, сын Давида и наследник Лота.

Авраам знал, что ставки высоки: благодаря освобождению Лота из рук царей и его последующему спасению ангелом от гибели в Сдоме, дети Авраама на века обрели возможность освобождать различные воплощения «Лота» из разнообразных проявлений «Сдома», неожиданно возникающих в каждом поколении. И благодаря нашим действиям рождается избавление («Давид»).

Авраам понимал глубокий смысл мук и отчаяния «Сдома»: освобожденный «Сдом» обретет огромный духовный дар. Поэтому Авраам сразу же использовал все возможности, чтобы освободить Лота из плена. Он также пытался спасти весь город: не тогдашний Сдом, который был слишком порочен. Но, по словам Йехезкеля (16:55): «И сестры твои: Седом с дочерьми ее – возвратятся они к началу своему», то есть к духовной энергии, освобожденной из Сдома, – к Мошиаху бен Давиду.

В этом и заключается смысл процитированного выше мидраша: «где Б-г нашел его? В Сдоме». Здесь говорится о Мошиахе бен Давиде. Сойдя на землю, чтобы спасти Лота и его семью из Сдома, ангелы употребили странное выражение: «возьми жену твою и двух дочерей твоих, находящихся здесь». Слово «находящихся, найденных» кажется излишним и загадочным. Мидраш объясняет, что «находящихся» обозначает нечто потерянное. Это же слово используется применительно к Давиду: «Я нашел Давида, раба моего» и относится к Мошиаху (из дома Давидова), который будет «найден» в странном месте, словно вышедший ниоткуда. Согласно мидрашу, слова «возьми жену твою и двух дочерей твоих, находящихся (найденных) здесь» относятся к двум важным «находкам» – Рут-моавитянке и Ноэми-аммонитянке, прародительницами которых были две дочери Лота. Эти две дочери станут также прародительницами Давида и Мошиаха. Поэтому фраза «две дочери, находящихся здесь», означает, что во тьме Сдома неожиданно «находится» Мошиах из дома Давидова.

Как это можно применить к нашей жизни?

Смертный грех Сдома состоял в извращении философии жизни. Зафиксированы разнообразные преступления Сдома: само его имя подразумевает многочисленные пороки: негостеприимность, нравственную индифферентность общества, приводящую к социальному гнету. Это жестокость друг к другу и к чужим, активное нежелание помогать кому-либо, сексуальная извращенность. Но все это – только симптомы, частные проявления фундаментального греха – корня всех преступлений, средоточия особой порочности сдомлян, из-за которой они вычеркнуты из Торы.

В разных местах Талмуда встречается выражение «запечатлеть их содомской чертой». Тот, кто «запечатлен» этой жестокой чертой, отказывает во благе другому, даже если сам при этом ничего не теряет.

В «Этике Отцов», Мишне (Авот, 5:10) приводится два мнения: слова «мое – мое, а твое – твое» выражают обычное качество человека. Согласно другому мнению, «это мидас (качество) Сдома». Цемах-Цедек дает разъяснения по поводу этих двух мнений: согласно одному, сдомская черта – отказывать во благе другому, ничего при этом не теряя (как сказано в Талмуде). Но если ты рискуешь потерять даже мелочь, тебя нельзя причислить к Сдому, хотя это и не лучший способ поведения. Так, тот, кто заявляет: «мое – мое, а твое – твое», чтобы не потерпеть убытков – человек обычных качеств (ни хороший, ни плохой).

Альбрехт Дюрер. Лот с дочерьми. XVI век.

Согласно же второму мнению, даже если тебе есть что терять, слова «мое – мое, а твое – твое» подрывают основы бытия, а именно сосуществование бесчисленных сил и систем.

Если каждый элемент природы и экосистемы, каждая клетка и функция нашего тела будет отвечать принципу «мое – мое, а твое – твое», то нас постигнет, Б-же сохрани, полный крах. Это и есть психологическое проявление Сдома, приведшее к его уничтожению.

Подобным же образом жизненный путь всякой общины, государства, региона, всякой экономической либо иной системы – особенно в одной большой деревне сегодняшнего мира – зависит от стремления различных сил, дополняющих друг друга в мозаичной симметрии, «отдать и принять». Это антитеза принципу «мое – мое, а твое – твое».

Изоляционизм сдомского образца – средоточие и корень всех сдомских грехов. В известном смысле, разрушение Сдома скорее следствие принципа «мое – мое, а твое – твое», чем непосредственных преступлений сдомлян.

Авраам олицетворяет высшее единство – гармонию различных сил. Сдом и захваченные им пленники (представленные Лотом) символизируют предельный изоляционизм и эгоцентризм. И все же посреди сдомской тьмы можно обнаружить «Давида». В этом и состояла цель Авраама.

Мы и сегодня живем в мире, предоставляющем нам обе возможности. Духовно искаженное состояние, которое называют «изгнанием», – это результат разделения (беспричинной ненависти, синас хинам). Разделение проявляется в межличностных отношениях, но начинается всегда с внутриличностного (внутреннего) диссонанса.

Встреча Авраама с Сдомом учит нас и помогает каждому из нас обрести дух Авраама-первопроходца, бороться с соблазном принципа «мое – мое, а твое – твое» – и, несомненно, с теми, кто отказывает другому в обретении блага, даже если ничего при этом не теряет.

«Авраам в нас» дает нам силы «найти» драгоценные камни, «подобные Давиду», сокрытые в «Лоте», – который пребывает внутри нас и других.

Подготовим, наконец, путь к обретению индивидуального и общего избавления, в том числе, и в Сдоме.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.