[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

ВеЧный беглец: еврейское сЧастье ХенЧинского

 

Михал Моше Хенчинский

Одиннадцатая заповедь: не забывай

Jerusalem: Gesharim;

М.: Мосты культуры, 2007. – 568 с.

Нет, Хенчинский не писатель, это ясно сразу. Хочет написать покрасивее – а получается дурная литературщина. Изложение то тонет в водянистом елее, то лязгает кондовым канцеляритом, словно автор в юности упустил случай перейти от детских сказок к литературе, зато во взрослом состоянии сразу перешел к служебным инструкциям. А, пожалуй, так оно и было, очень уж странной и страшной была его судьба, одновременно полная чудовищных случайностей и странно последовательная, более чем исключительная и более чем типичная.

Еврейский мальчик из Лодзи, завороженно слушающий рассказы отца о местечковом прошлом, потом подросток, нелегально перешедший советскую границу, чтобы укрыться от наступающего фашизма в стране мира и социализма (затем пришлось так же нелегально пересекать границу в обратном направлении). Узник Лодзинского гетто и участник подпольного коммунистического Сопротивления, заключенный Освенцима, чудом выживший в концлагере, и единственный уцелевший из группы беглецов во время «марша смерти». Незадачливый батрак на хуторе (хозяйка здраво рассудила, что полезно будет козырнуть перед наступающими русскими спасенным лагерником), солдат Красной Армии – таково содержание первой части.

Во второй части книги он, много раз умиравший, лишь случайно избежавший смерти и сам убивавший, возвращается в Польшу, освобожденную от немцев, но не от Большого Брата, и пытается найти свое место в мирной жизни. Внезапно становится офицером контрразведки и изучает польское общество, прежде всего армию, с самых неприглядных сторон – работает с донесениями сексотов. Он учится, становится специалистом по военной экономике. Но тут в Польше поднимает голову антисемитизм – не как отдельные хулиганские проявления, а как принципиальный фактор государственной политики. И Хенчинский, в 1968 году уже полковник, эмигрирует, а фактически опять бежит – в Израиль. Новая жизнь, работа в Министерстве абсорбции, преподавание и работа в Германии (где он живет с перерывами около двадцати лет) и США, но и в этой «новой жизни» наш вечный беглец находит нечто «хорошо забытое старое» – тот же антисемитизм, хотя и в новом обличье. Главный вывод автора – нет у евреев на земле другого места, кроме Израиля, который тоже не рай, но только там усилия евреев обретают подлинный смысл.

Эта жизнь, безусловно, стоит того, чтобы о ней рассказать, даже если рассказать удается не всегда. Особенно много пустой риторики, нелепой наивности и недосказанности во второй части, а из-за отсутствия наблюдательности события, приведенные автором со слов других людей, выглядят рельефнее, чем те, в которых он сам участвовал и которые сам видел. Однако возможность соприкоснуться с этой удивительной судьбой нужнее и важнее, чем упущенные подробности или литературные тонкости.

Михаил Липкин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.