[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

 

Новейшие способы леЧениЯ, медицинские технологии и лекарства

Медицина и Талмуд

…Вы спрашивали, какова роль Агады в Талмуде – и прежде всего Вас интересовали те аспекты, которые связаны с медициной.

Что касается проблем врачевания, затронутых в Талмуде, то предлагаемые там методы лечения отнюдь не так странны, как кажутся на первый взгляд. В последние годы подтвердилось, что многие медицинские указания, содержащиеся в Талмуде, обладают реальной терапевтической ценностью, хотя медицина длительное время эти указания отвергала.

При этом надо заметить: со времен Талмуда мы сильно изменились физически, наш организм и наша жизнь в чем-то стали другими, и способы лечения, о которых говорится в Талмуде, сегодня не всегда применимы. Но очевидно, что в те времена эти способы были весьма эффективны.

Вы можете посмотреть: Тосафот, Моед Катан, 11а; Кесеф Мишна, гл. 4, Деот, закон 18; источники, упоминаемые в Сдей Хемед, раздел, посвященный Келаим, – Клал 54. Там сказано: физические и климатические изменения привели к тому, что способы лечения и лекарства, применявшиеся в древности, теперь уже действуют далеко не так успешно.

В истории медицины можно найти множество примеров того, что с течением времени меняется и характер заболеваний, которым мы подвержены, и наша реакция на те или иные медицинские препараты, появляются новые вирусы и новые болезни. Обо всем этом существует громадная литература.

 

Размышления на тему эффективности препаратов и способов лечения

…Все, что Вы пишете о том, как избегать привыкания к лекарствам, вполне здраво. И это заставило меня задуматься, почему до сих пор подобным методом никто не пользовался – хотя в истории науки можно найти множество примеров того, как не находили применения вполне здравые, научно обоснованные вещи.

Однако во имя будущего надо уметь извлекать уроки из прошлого и стараться не отвергать того, что разумно.

Понятно, в мои намерения вовсе не входит посеять в Вас какие-то сомнения, заставить Вас задуматься: а что же делать? Я всего лишь хочу заметить: вполне возможно, что какие-то исследования в том направлении, о котором Вы говорите в своей статье, уже проводились, уже предприняты какие-то шаги, – хотя я понимаю, что прежде чем печатать статью, Вы досконально изучили вопрос.

Замечу в скобках – при том что все это отнюдь не моя область.

В таблице, приведенной в Вашей монографии, указаны методы и препараты, которые были известны еще полтора века назад. Это не может не вызывать удивления: за столько лет данные лекарства и методы применялись много раз, их корректировали, пытались сделать эффективнее. И как же может быть так, чтобы на основе этого опыта не появилось новых подходов? (Упомянутые методы и препараты должны были бы получить всеобщее признание и ими пользовались бы гораздо чаще – или же они скомпрометировали бы себя и доказали свою неэффективность.)

Публикуя эту таблицу, Вы вовсе не ставили перед собой задачу внести вклад в историю медицины: Вы лишь хотели определить максимально эффективное средство. Но когда речь заходит о том, какой препарат или способ лечения эффективнее, мы должны пользоваться самыми последними данными. Это соответствует одному из логических принципов, изложенных в Торе: закон толкуется в соответствии с мнением тех, кто жил позже, ибо им известны воззрения и толкования предшественников (с которыми толкователи при этом могут быть не согласны).

Понятно, что все сказанное – точка зрения человека, от медицины далекого, – это взгляд со стороны.

 

Тфилин, мезуза и милостыня могут оказаться эффективнее лекарств

…Я уверен, что г-жа N находится под наблюдением специалиста. Постарайтесь выяснить, используют ли врачи современные препараты и методы лечения – те, что с успехом применяют врачи в Соединенных Штатах. Не сомневаюсь, врачам в Вашей стране о них также известно.

Стоило бы проверить, все ли в порядке с тфилин ее мужа и мезузой у входа в дом. И еще – каждую субботу и эрев йом тов, прежде чем зажигать свечи, она должна раздавать милостыню.

Узнайте о новейших методах лечения

Когда представится возможность, я упомяну Вашего сына в молитве, прочитанной в том месте, где обрел покой мой тесть, Ребе, да будет благословенна его память. Сын Ваш прежде всего нуждается в улучшении состояния здоровья – и особенно насущны проблемы с кожей, о которых Вы мне писали.

Не сомневаюсь, Вы проконсультируетесь со специалистами и спросите их о новейших методах лечения в этой области – возможно, они Вам помогут.

 

О достижениях медицины

Замечу, врачи в США и Эрец Исроэл следят за работами друг друга и знают, что именно достигнуто в той или иной области. Но иногда имеет смысл спросить своего врача напрямую о новейших медицинских открытиях, сделанных за пределами Израиля, – в первую очередь в США (возможно, ранее в своей практике он с чем-то не сталкивался…). Здесь уместно вспомнить слова мудрецов, да будет благословенна их память: «Люди невнимательны к тому, за что они не отвечают» (Шавуот, 41б).

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.