[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

МариЯ ГАЛИНА

Публикацию подготовил Асар Эппель

О себе могу написать так:

Родилась в 1958 году (г. Тверь), окончила биологический факультет Одесского университета, кандидат биологических наук, занималась биологией моря, участвовала в экспедициях.

С 1995 года – профессиональный литератор, член СП Москвы.

В качестве обозревателя «Литературной газеты» занималась по преимуществу современной фантастикой и поэзией – в 2001 году вела регулярную рубрику «Поэзия нон-стоп».

Первая поэтическая публикация (в центральной печати) – «Юность», 1990 год.

 

А могу и вот как:

Рождение в Твери рассматриваю как случайность. Одесситка по воспитанию (увы!) и частично по происхождению.

Еврейка по дедушке и мировосприятию.

Биолог по образованию. Кандидат биологических наук по недоразумению.

В настоящее время зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Живу в Москве (в силу стечения обстоятельств).

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ КОРНЯ

 

Давид-марсианин

 

Человек ли Давид?

В доме Саула

в него были влюблены все –

Ионафан, Мелхола, сам Саул.

Саул не мог заснуть без того,

чтобы Давид играл ему на арфе.

Дочь его, Мелхола, обожала Давида.

Сын его, Ионафан, отдал Давиду все –

любовь отца, наследное царство,

                               саму жизнь.

Что каждый из них видел в нем?

И какой чудовищный лик

проступал сквозь тонкие черты,

когда наваждение спадало?

Саул, опомнившись на миг, метнул

                               в него копье.

Мелхола увидела его в иной личине,

незнакомого, чужого, пляшущего перед

                                          скинией,

и выражение ужаса навеки застыло у нее

                                          на лице.

Откуда он вообще взялся?

«Возьми мою броню, –

говорил Саул, нервно меряя шагами

                                          шатер, –

этот великан убьет тебя,

он убил уже многих.

Возьми мою броню и шлем возьми,

                               пройдись по шатру,

дай мне поглядеть на тебя,

                               мой мальчик,  

чудное изделие природы,

золото и слоновая кость, лилия долин.

Дай-ка я опояшу тебя своим мечом…»

Давид не взял ни щит его, ни меч,

                                          ни доспехи.

Он взял у него все остальное.

Все забрал.

 

ТЕТЯ ЛИЗА

 

Тетя Лиза

была дочерью

сахарозаводчика из местечка Лозны.

И все обещало быть хорошо.

Потом, пыльным душным летом,

в город пришли махновцы

и тетю Лизу насиловали всем отрядом.

Она тогда была гимназисткой и любила

                                          стихи Апухтина.

Она выучилась на врача,

вышла замуж за Самуила,

но с тех самых пор

у нее начались эпилептические припадки –

осматривая больного, она замолкала,

                                                       застывала,

потом, на глазах у пораженного пациента,

начинала раздеваться…

Вот так, ни с того ни с сего.

Тем не менее больные ее любили.

У Самуила оказался тяжелый характер

и, кажется, какие-то сексуальные

                                          заморочки,

но об этом тетя Лиза предпочитала

                               не рассказывать.

Оставшись вдовой, все больше жила

                               по родственникам –

присматривала за чужими детьми.

Помогая по дому,

пела чувствительные романсы

                               декадентской поры.

Еще очень любила песню Зыкиной

                               «Оборвалась тропинка

у обрыва, оборвалась, как молодость моя».

Удивительно верные слова, говорила она,

налегая утюгом на чужие простыни

                                          и пододеяльники,

удивительно верные слова…

 

ЛИЛИТ

 

Лилит заходит в чужие дома,

обнимает чужих мужчин,

пьет их силу,

заедает лунным лучом.

Она приходит оттуда,

где нет зимы,

оттуда,

где нет вины,

выглядывает из зеркала,

из его глубины,

с его внутренней стороны.

Архангел с огненным мечом

никогда не видел такой жены.

Спи, моя радость,

это радио за стеной,

не ходи туда,

побудь со мной,

за окном зима,

а у нас тепло,

в батарее булькает теплая вода,

ты только погляди, на кого похожа она,

эта девка,

не ведающая стыда,

волосы растрепаны, ногти ее черны…

 

ДЯДЯ НЮМА И ДЯДЯ ЯША

 

Дядя Нюма и его брат дядя Яша были

                               деловыми людьми.

Дядя Нюма работал завскладом,

                   а дядя Яша – бухгалтером.

Дефицитный товар уходил на сторону.

За короткое время оба сделали

                               приличные деньги,

а дядя Яша даже отдал свою жену Сарру

                               учиться на врача.

Потом нагрянула ревизия, и склад

                                          опечатали.

Братья наняли рабочих,

за ночь разобрали заднюю стену склада

и ликвидировали недостачу.

Потом стену склада замуровали вновь.

Во сколько это им обошлось – неизвестно,

но наутро ревизоры, вскрывшие

                               нетронутые печати,

обнаружили, что товары на складе

                               соответствуют описи –

до последнего коробка спичек, если там

                                          были спички…

А чего же вы хотели, гражданин

                                          начальник? –

сказал дядя Яша,

дружелюбно похлопывая ревизора по плечу.

Он потом все-таки сел за растрату,

но очень удачно –

в самый разгар сталинской борьбы

                                          с космополитами,

и вышел из тюрьмы по общей амнистии

как жертва режима…

 

ЮЛИК И ГЕРА

 

Юлика мобилизовали, но дядя Яша сказал

                                                                   – нет.

Мальчика убьют, – сказал он. –

И что будет с Ривочкой?

И он собрал приличную сумму,

и поехал в военкомат,

и ему удалось-таки купить какую-то

                                                      бумагу,

и с этой бумагой он побежал

                               к коменданту поезда,

и он отыскал Юлика,

который

уже почему-то был чужим, худым,

                               и очень взрослым,

и сказал ему:

– Все, ты уже никуда не едешь.

Вот бумага, вон там стоит комендант,

                                                      пойдем.

– Нет, сказал Юлик, без Геры не пойду.

– Какой Гера? – удивился дядя Яша,

потому что он не знал никакого Геру.

– Мой друг, – сказал Юлик.

– Когда ты успел с ним подружиться? –

                                          кричал дядя Яша,

и бумага в его руке дрожала на ветру.

– На призывном пункте, –

сказал Юлик. – Мой лучший друг,

                                          Гера Колпаков.

– У меня больше нет денег, понимаешь

                                          ты, мальчишка? –

кричал дядя Яша, –

эта бумага выписана на одного!

Но Юлик был тверд, а деньги у дяди Яши

                                                      были.

Их сняли с поезда, который шел

                                          на фронт.

Геру и Юлика, вдвоем.

Гера очень хотел стать академиком,

учился, работал, удачно женился,

выбился в люди

и таки стал академиком, правда,

                               медицинской академии,

и тут же сгорел от рака.

А Юлик академиком не стал. И тоже

                                          умер от рака.

Но в другом городе и совсем в другой жизни.

 

РАББИ ИОХАНАН

 

Когда у рабби Иоханана умер любимый

                                                      сын,

Рабби сказал: эта жемчужина мне дана

                                          лишь на хранение.

Ныне же мой Г-сподь

там уместил ее,

где ей пристало быть.

Рабби Иоханан попросил еды и вина,

и веселил свой дух, не забывая плоть.

В дальнем покое рыдала его жена…

Старый же Элиазар пред тем, как умре,

вот что сказал на смертном своем одре:

не о себе я плачу, но потому,

что и Иоханану ступить суждено

                                                      во тьму,

белые руки его и лилейный стан

сгложут могильные черви во тьме сырой…

Да, согласился рабби Иоханан,

об этом и мне не грех поплакать вместе

                                                      с тобой,

ибо Г-сподь свидетель, выйдут мои часы,

и более не увидеть смертным такой

                                                      красы.

И рабби Иоханан плакал среди старух

и укрощал свою плоть, не забывая дух,

ибо его светильник и правда вскоре

                                                      потух.

А еще говорят,

рабби Иоханан был настолько хорош

                                                      собой,

что вынужден был, выходя из дома,

закрывать лицо рукавом…

 

АРОН И МОИСЕЙ

 

У бедной и многодетной тети Фиры родились близнецы.

А тетя Дора, ее двоюродная сестра,

была богатой и бездетной.

Уступи мне одного, – сказала тетя Дора.

И тетя Фира уступила.

И тетя Дора забрала Арона.

И он называл ее «мамой».

И у него было все, чего может пожелать

маленький мальчик.

Потом Арон вырос, а тетя Дора умерла.

И он плакал, а потом стал главой

большого клана,

поскольку тетя Дора дала ему хорошее

образование,

и он даже какое-то время работал

в министерстве.

И всем помогал, даже своему нищему

и непутевому

дальнему родственнику Моисею.

А вот тетю Фиру терпеть не мог.

«Эта мерзкая старуха! – говорил он, –

Не могу ее видеть, меня от нее

трясет».

И Моисей терпел, поскольку Арон давал

ему деньги

и они с тетей Фирой с этого жили.

Но однажды не вытерпел.

«Идиот, – сказал Моисей, – это же твоя

родная мать!»

И выложил на стол документы.

Арон проглядел документы,

ушел в свой кабинет и не выходил

до вечера.

А вечером повесился на подтяжках.

Тогда еще носили подтяжки.

 

О ЛОПАТКЕ И ИСХОДЕ ИЗ ЕГИПТА

 

Евреям

при Исходе из Египта

предписывалось иметь с собой

среди походного скарба

лопатку.

Чтобы закапывать понятно что.

Такая забота о чистоте окружающей

среды

объяснялась просто –

ночью, когда люди спят, по пустыне

ходит Б-г.

И если он нечаянно наступит…

ну, в общем, нехорошо как-то.

Такое материальное доказательство

бытия Б-жия

выглядит для меня даже существенней,

чем рассказ об огненном столпе,

возглавлявшем толпу беженцев.

Поскольку огненный столп – все-таки

эпизод, грозное чудо.

А вот когда ты, сидя на корточках

в песках,

ежедневно предвидишь,

что ночью эти места посетит нечто,

что выше тебя…

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.