[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)

 

МИСТИКА НИСАНА

Нохум-Зеэв Рапопорт

По словам Иерусалимского Талмуда (Рош а-Шана, 1:2), месяцы еврейского календаря получили свои нынешние названия, когда народ Израиля находился в вавилонском изгнании. Буквальный перевод соответствующей фразы в Талмуде – «названия месяцев поднялись вместе с ними из Вавилона» – предоставляет возможность ее мистического истолкования. Рациональное мышление не позволяет сказать, что названия месяцев «поднялись», так как речь идет о чисто отвлеченном, абстрактном понятии. Составители Талмуда пришли к выводу, что названия месяцев имеют вавилонское происхождение. Возможно, основанием для этого послужило то, что они упоминаются лишь в тех книгах Пророков и Писаниях, которые были составлены в вавилонском плену и по возвращении из него, но не в более ранних. В том же месте Талмуда содержится аналогичное высказывание и по поводу имен ангелов: «Имена ангелов поднялись вместе с ними из Вавилона». Очевидно, и это утверждение основано на том, что впервые имена ангелов встречаются лишь в книге пророка Даниэля (8:6, 10:3): там упоминаются имена Михаэль и Гавриэль. Книга Даниэля была записана после возвращения из плена в Эрец-Исраэль.

Вавилонская башня. Испанская Агада. XIV век.

Хасидские мыслители связывают происхождение названий месяцев и имен ангелов со строительством знаменитой башни, с «вавилонским столпотворением». В эту страну стеклось множество племен, состоявших из тех, кто родился после Потопа. Цель, которую преследовали эти племена, возводя башню, не известна, хотя высказывалось множество различных предположений, объяснений, гипотез. Каббала считает – и учение хасидизма разделяет это мнение, – что люди того поколения знали тайные имена ангелов-повелителей, управляющих различными процессами в духовных мирах и влияющих на физический мир[1]. Строя башню, они пытались использовать оккультные знания, магию, и таким образом привлечь в этот мир духовные силы и воплотить их в материальные блага, но при этом не подчиняться воле Творца и не придерживаться высоких моральных норм. Об их намерениях говорит стих из Берешит: «И сказали они: “Давайте построим себе город и башню, уходящую вершиной в небеса, и создадим себе имя…”» (11:4). В словах «создадим себе имя» мистики видят намек на то, что они намеревались использовать в неблаговидных целях высшие силы, заключенные в буквах тайных Имен Творца и имен ангелов. Они строили башню по составленному ими плану: каждый месяц определенную часть – стремясь привлечь к ней магические силы из духовных миров, которые проявляются в определенные месяцы и заключены в буквах, составляющих их названия. Однако Всевышний нарушил замыслы этих людей, привел их в замешательство, и они утратили полноценные тайные знания об именах ангелов и названиях месяцев. Они сохранились у единиц, да и то лишь частично.

Согласно каббале, евреи пребывали в странах изгнания ради того, чтобы высвободить Б-жественные искры святости, которые находятся на всех уровнях физического и духовного существования в этом мире, и их энергия становится внутренней сутью всех деяний человека – как в окружающей его материальной среде, так и в сфере духа – и помочь им вернуться в свой Источник.

В Вавилоне евреи извлекли и «подняли» из сферы зла искры Б-жественного, находившиеся там со времен строительства башни. Они заключали в себе имена ангелов и названия месяцев. Таким образом, смысл слов Талмуда – «названия месяцев и имена ангелов поднялись вместе с ними из Вавилона» – можно понять буквально. Проще говоря, евреи переняли у магов, колдунов и т. п. тайные знания об именах ангелов и названиях месяцев, и они, став частью нашего учения – Торы, «возвысились», перейдя из сферы зла в сферу добра.

Похоже, на этот духовный процесс намекает и название первого и главного в еврейском календаре месяца – нисан. В трактовке Мидраша, слово «нисан» происходит от слова «нес» – «чудо» (мн.: «нисим»). Слово «нес» в иврите имеет и еще одно значение: «древко знамени» (в таком значении оно встречается в книге Бемидбар, 21:8). В иврите также есть идиома «леалот аль нес», что означает «похвалить», «превознести».

Последовательность букв тетраграмматона[2], относящаяся к месяцу нисан, зашифрована в первых буквах слов стиха «йисмеху а-шамаим ве-тагель а-арец» («возрадуются Небеса и возликует земля»; Теилим, 96:11). Эта последовательность образуется следующим образом: первая буква в слове «йисмеху» – «йод», первая буква (определенный артикль) слова «а-шамаим» – «эй», первая буква (соединительный союз) в слове «ве-тагель» – «вав» и первая буква (определенный артикль) слова «а-арец» – «эй». В таком порядке эти буквы образуют сам тетраграмматон, а не одну из возможных перестановок букв этого Имени. Согласно учению хасидизма, путем перестановки букв Имени и других слов в Торе изменяются и ограничиваются свет и энергия, которые эти буквы несут в себе в мир. Таким образом, в месяце нисан свет Всевышнего максимально проявляется в мире по сравнению с остальными месяцами года.

По учению каббалы, в рош ходеш каждого месяца, когда завершают чтение четвертого благословения в молитве мусаф, следует сконцентрировать мысли на сочетании букв тетраграмматона, относящемся к этому месяцу. Это предписание – одно из возможных объяснений того, что сказано в мидраше «Шохер тов» к Теилим (91:6): «Почему остаются без ответа молитвы Израиля? Ибо они не знают Имени, присущего лишь Ему, как сказано: “Я вознесу его за то, что он знает Имя Мое. Воззовет он ко Мне – и Я отвечу ему”». Абсолютному большинству людей неизвестно, какой смысл несут в себе эти двенадцать перестановок букв Имени и на что они указывают. Поэтому и недоступна для них медитация, связанная с этими перестановками в молитве мусаф в рош ходеш.

Однако в этой молитве в рош ходеш месяца нисан следует сконцентрировать мысли на самом Имени, а не на одной из перестановок его букв. Простой смысл тетраграмматона известен многим и объяснен в трудах наших мыслителей и законоучителей. Это позволяет сделать вывод, что в рош ходеш месяца нисан существует большая вероятность того, что наша молитва будет услышана. Следует принять во внимание то, что сказано в книгах хасидских учителей о гематрии слова «ходеш» («месяц») в неполном написании: хет (8) + далет (4) + шин (300) = 312. Гематрия тетраграмматона – 26. 26 х 12 = 312. В этом заключен намек на 12 сочетаний букв Имени, связанных с двенадцатью месяцами года.

В Талмуде (Рош а-Шана, 11б) сказано: «Рабби Йеошуа говорит: “В нисане были освобождены, и в нисане предстоит им быть освобожденными”».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] См. об этом в книге Берешит и комментариях; Иерусалим: Шамир, 1993 (комм. с. 137).

[2] См. об этом нашу статью «Мистика адара»: Лехаим, 2008,  № 3.