[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)

 

ПерваЯ еврейскаЯ мать

Искусство нежности

Симон Джекобсон

Посвящается благословенной памяти миссис Шарлотты (Сары) Рор.

Великой жене и матери, чья необыкновенная жизнь на этой земле продолжается в бескорыстных деяниях ее семьи.

Есть множество стереотипов классической «еврейской матери»: ворчливая, склонная посплетничать, чрезмерно заботливая, докучливая, постоянно вмешивающаяся в жизнь уже выросших детей, полная любви, но контролирующая каждую мелочь, заставляющая детей испытывать глубокое чувство вины, ибо она дает понять им, что бесконечно страдает ради их блага, – мать как причина всех наших проблем.

Помните анекдот о трех еврейских матерях из Майами-Бич? Они обсуждают, как сыновья отметили их 80-летие. Первая мать сообщает: «Мой Барриле привез всю своя семья в Майами, на целую неделя, только чтобы побыть с любимой мамочкой в ее день рождения. Ну разве не зисер, я говорю?..» Другая мать отвечает: «Ха, ерунда… Мой Вольфи, вы только знаете, что он сделал? Он забрал нас всех на сафари в Африка. Вот что он сделал, когда мне настало восемьдесят». Третья мать пренебрежительно отмахнулась: «Вы обе имеете хороших мальчиков. Но если хотите знать, что есть настоящий сыночек, посмотрите на моего Сидни. Мой мальчик знаменитый адвокат в Нью-Йорке и имеет не знаю какие деньги. И Сидни ходит на терапия три раза на неделе и платит их вейс вифл! – говорят, очень большие доллары. Так он там ни о чем больше не говорит, как о своей мамочке. Вот это и есть зисер!» – добавила она с гордостью…

А ведь есть еще еврейские тещи…

Не знаю, откуда взялись все эти стереотипы. Кое-кто приписывает демонизацию образа еврейской матери антропологу-феминистке Маргарет Мид, убедившей Американский еврейский совет в необходимости финансировать исследования Колумбийского университета, посвященные европейским штетлам… Интервью со 128 евреями европейского происхождения, эмигрировавшими в Соединенные Штаты, дали представление о довольно широком диапазоне семейного опыта. Но антропологи, публиковавшие исследования в 50-х годах, поставили «ворчливую, ноющую и беспрерывно жалующуюся на болезни» мать в центр традиционной семьи из штетла. По их мнению, такие матери проявляют к детям неизбывную любовь, тем самым доставляя им «безграничные страдания». Приводят такую легенду: «Молодой человек просит у матери сердце, которое потребовала в дар его возлюбленная. Вырвав сердце из груди матери, готовой на все ради сына, молодой человек убежал. Но юноша споткнулся, сердце упало на землю, и он услышал заботливые слова: “Ты не ушибся, сынок?”»

Независимо от своих корней, этот стереотип, как и все прочие, основан на мифе и чрезвычайно далек от истинной сущности настоящей еврейской матери.

Если нам нужно точное описание настоящей еврейской матери – первой женщины-«матриарха» в истории – прочтем историю нашей матери Сары.

«Мать» – это совсем не малый титул. В Талмуде (Брахот, 16б) четко сказано, что только четырех женщин можно назвать «матриархами», и Сара – первая из них.

Многие добродетели приписывают бессмертной еврейской матери Саре:

Чистоту

Благочестие

Красоту

Скромность

Мудрость

Мужество

Вдохновение

Духовность

Духовное видение

Благородство

Это образец для подражания.

И главное, она отличалась цельностью. В Торе упомянуто о том, сколько прожила Сара: «И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары». Почему слово «годы» повторяется три раза? «Слово “шана” (год), стоит после каждого периода, тем самым говоря тебе, что каждый из них нужно толковать в отдельности: в столетнем возрасте <она была> как двадцатилетняя <непричастна> к греху. Как двадцатилетняя не грешна, потому что <по возрасту еще> не подлежит наказанию, так и столетняя безгрешна. А в двадцать лет <она была так же> прекрасна, как в семь лет» (Раши из Берешит раба, 58:1).

Что давало жизненные силы первому еврейскому матриарху? Как удалось Саре сохранить свою цельность, преодолев все взлеты и падения жизни с Авраамом – а таких было множество: от угрозы гибели в Ур-Касдиме до событий Лех леха, от битв до похищения фараоном и Авшаломом, от проблем с Ишмаэлем до страха остаться бездетной, который преследовал ее большую часть жизни? Сара никогда не утрачивала чистоты, благочестия и преданности.

Секрет еврейской матери раскрывается в Эшет Хаиль – в заключительной главе книги Притч (Мишлей), которую мы с любовью читаем и поем каждый вечер по пятницам. Этот гимн, соответствующий двадцати двум буквам алеф-бет (еврейского алфавита), рассказывает о матриархе Саре, от алефа до тав (Мидраш Теилим, 112:1).

Не прибегая к подробному анализу каждого стиха, отметим, что их основная тема – внемирность. Пусть истинная добродетель и верность невидимы в данный момент – со временем они становятся очевидны.

Мать – это фундамент жизни и поэтому строитель жизни. Фундамент – опора всего строения – не различим для глаза. Верный материнский совет не всегда воспринимается своевременно. Когда домашние неприятности стали угрожать ее сыну Ицхаку, Сара, а не Авраам, настояла на том, чтобы были предприняты действия, которые не нравились ее благочестивому мужу; он не хотел совершать их, пока не вмешался Сам Б-г, повелев Аврааму: «Во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее…» (Быт., 21:12).

Но почему? Потому что «в Ицхаке наречется род тебе». Сара поняла это тем интуитивным знанием, которое рождается в глубине души. Только мать способна понять, что нужно сделать ради будущего. Сара была готова преодолеть сиюминутные неудобства настоящего и построить вечное будущее, оценить которое можно только по прошествии многих лет.

И самое замечательное: c течением времени мы все больше оцениваем вклад Сары…

Еврейский народ существует ныне благодаря беззаветной преданности Сары и мудрости, которую она проявляла, чтобы сделать Ицхака крепким физически и духовно. Если бы не настойчивость Сары, Авраам поступил бы по-своему, и это изменило бы весь ход истории!

Многие ли вправе сказать о себе то же самое?

Не гаснет ночью светильник ее. Даже когда солнце садится и надежда кажется утраченной, даже когда ничего не видно во тьме, материнский огонь не гаснет. Мать не выпускает из поля зрения детей и семью. Бессчетные часы проводит она в заботах и молитвах о семье. На протяжении всей жизни она посылает своим детям неисчислимые вести. Она наблюдает за ходом дел в доме своем, и хлеба леностного не ест.

Крепость и достоинство – одежда ее, и смеется она над грядущим днем. В текущий момент не всегда понятна суть вещей – точнее, непонятна. Но сила и благородство матери устремлены вперед и вовне; они возвращаются, чтобы наполнить сегодняшнюю жизнь мудростью и улыбкой завтрашнего дня. Уста свои открывает она с мудростью, и кротко наставление, слетающее с языка ее.

Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Г-спода, прославлена. Сегодня мы отождествляем красоту с внешними данными, нередко связанными с косметикой и модной одеждой. Внутреннюю же красоту мы так высоко не ценим.

Истинная мать прекрасна внутренне и внешне. Она так прекрасна, что возносится превыше красоты. Она царственна, знатная (о чем говорит само имя Сара, «сар») – сначала «знатная» у Авраама и своего народа («сарай» с йод, а потом и мира; «Сара» с эй – Брахот, 13а).

Неудивительно, что Ицхак оценивал красоту жены, сравнивая ее с матерью. Он ввел ее в шатер, и стала она подобной Саре. матери его. То есть вот она <как> Сара, мать его. Ведь пока Сара жила, свеча горела <в шатре> с субботнего вечера до субботнего вечера, и благословение было на тесте, и облако стояло над шатром. Когда же она умерла, все это пропало, а с приходом Ривки появилось вновь (Раши из Мидраша Берешит раба, 60).

Многие ищут сегодня себе супругу, которая ни в чем не напоминала бы их мать (подозреваю, что из-за указанных выше стереотипов). Ицхаку, однако, выпало счастье иметь настоящую идише маме – когда хочется найти жену, во всех отношениях похожую на нее.

Есть ли большее счастье?

В самом деле, Сара столь благословенна, что даже «буква йод, будучи отделена от ее имени, стояла и плакала много лет, пока не пришел Йеошуа (Йошуа) и Б-г не добавил букву к его имени» (Сангедрин, 107а). Буква «йод» летала пред троном Всевышнего и говорила: «“Повелитель Вселенной, Ты меня оторвал от имени праведной Сары, потому что я самая маленькая из букв?” Всевышний ответил: “В прошлом ты находилась в конце женского имени, а теперь я тебя помещу в начало мужского имени: Йеошуа”» (Берешит раба, 47:1).

Роль Сары была так велика, что даже одна буква ее имени наделила Йошуа могучей силой, и он привел еврейский народ в Обетованную землю.

Все это неотъемлемые свойства первого еврейского матриарха Сары и каждой истинно еврейской матери.

Настоящая идише маме – одна из самых сильных и сложных фигур в нашей жизни. Она поистине столп неиссякаемой энергии, но при этом, как правило, остается незаметной. Задумайтесь о любви и заботе, с которой мать убаюкивает новорожденного младенца. Какие чувства выражают любящие глаза матери, встречаясь с глазами ее ребенка? Существует ли более сильный воспитательный образ – а ведь его так принижают?

Много бесценных уроков можно почерпнуть у Сары-матери. Особенно сегодня важно проявить мудрость и обратиться к жизни и призванию Сары – сегодня, когда столько говорят о беспорядочном веке, кризисе семьи, неудавшихся браках, когда многие из нас заняты поисками матери (и отца). В конце концов, ее проект оказался успешен…

Говоря же конкретно, мы унаследовали от Сары, помимо всего прочего, одно – вернее, три основополагающих представления. В ее шатре были явлены три добродетели: свеча, горевшая от Шабата к Шабату; благословение на тесте и облако, стоявшее над шатром. На этих трех столпах должен строиться всякий здоровый дом:

1. Зажигание свечей на Шабат и йом тов, каждую пятницу до захода солнца, а тем самым святость Шабата вводится в дом и мир, и все наполняется святым духовным светом.

2. Кошер – чистая еда. Мы представляем собой то, что едим.

3. Семейная чистота – святость интимных отношений (см.: Зоар, 1:102б).

 

Сара учит тому, как всякая хорошая жена может преобразить свой дом и семью на этих трех основах и наполнить жизнь глубоким смыслом.

Никогда не умаляйте величия еврейской матери, идише маме: она трепетно выстраивает вечное сооружение. Как ей свойственно, она тихо и незаметно вносит мягкое тепло в дом, шепчет молитвы и благословения, легко взмахивая руками, и прикрывает глаза в тот момент, когда зажигают свечи. Она неторопливо наполняет любовью свое «тесто»; возвышает внутренний дух дома через просветленное состояние наивысшей чувственности и интимности, к которому ведут нежность, скромность, святость.

Еще одна Сара, мать дорогого друга и беззаветно преданный делу строитель еврейской жизни, ушла от нас на прошлой неделе. Из пепла Холокоста она и ее муж создали необыкновенную семью, запечатлевшую вечность еврейского народа. Совсем нетрудно увидеть сходство между двумя Сарами.

Еврейская мать с улыбкой глядит в будущее.

Сара (1802–1675 до н. э.) ушла в вечность 3683 года назад, но мы вспоминаем ее поныне. И не только ее, но и то, что она построила.

Вне всяких сомнений, то же самое можно сказать и о Саре, дочери Йекутиэля-Йеуды Рора.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.