[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)

 

Еврейская традиционная музыка в Восточной Европе

Сб. статей под ред. Н. Степанской

Минск: Бестпринт, 2006. – 348 с.

В сборник вошли работы белорусских и петербургских ученых о нигунах – паралитургических песнопениях хасидов и клезмерах – музыкантах свадеб и праздников (один из авторов, Д. Слепович, – практикующий клезмер). История ХХ века разрушила еврейское местечко, сведений о традиционной музыкальной культуре белорусского и литовского еврейства практически не сохранилось. Тем более ценны те немногие факты, которые дошли до нас. Некоторые данные о составах клезмерских капелл и записи песен и наигрышей были собраны самими авторами сборника в ходе экспедиций последнего десятилетия.

 

Кристиан Паризо. Модильяни

М.: Текст, 2008. – 269 с.

Творчество Модильяни – безоглядный поиск истины и тайны человека, в конечном счете – поиск себя. И вот уже почти век исследователи вслед за ним ищут его самого, настоящего. Хотя, казалось бы, все предельно просто: блестящий Париж, запои творческие в промежутках между самыми что ни на есть обыкновенными, ярлык «проклятого» художника. Замкнутый круг легенд, сплетен, воспоминаний – одни и те же монпарнасские байки кочуют из книги в книгу. Не обошлось без них и в работе К. Паризо, директора Архива Модильяни. Но ответов на «последние вопросы» о загадочном художнике не дает и он. О еврействе Моди говорится вскользь: да и кому тогда в Париже было дело до еврейства? Есть, впрочем, и обстоятельный рассказ о семье Модильяни, и упоминание о его совместных с М. Жакобом каббалистических штудиях. Или вот этот, один из самых пронзительных эпизодов: уже совсем больной, разрушивший себя до основания художник в очередных гостях «затягивает кадиш, монотонную молитву, которую каждый иудей вспоминает в час крайней опасности, когда пора просить прощения за все, чем он согрешил против собственной свободы». Шальная выходка? Пьяное прозрение?

 

Морiя. Альманах № 7

Одесса: Друк, 2007. – 276 с.

В очередном выпуске альманаха, выходящего с 2004 года: новые документы о жизни «простого человека» конца 1920-х годов – эпохи коллективизации на селе и хлебного кризиса в городе; очерки Д. Быкова об Исааке Бабеле и В. Хазана о Пинхасе Рутенберге; подборка материалов о Семене Липкине; архивные публикации по истории еврейской Одессы (традиционная «изюминка» «Мории»), статьи о еврейском театре, еврейской музыке, еврейских кладбищах и много другого важного и интересного.

 

Грэм Хэнкок. Ковчег Завета

М.: Эксмо, 2006. – 608 с.

Банальнейшая схема: некий предмет когда-то существовал, а потом исчез, но до сих пор будоражит воображение. Вот, например, ковчег Завета, построенный для хранения Моисеевых скрижалей. О нем подробно рассказывается в Исходе и других книгах Танаха, но в какой-то момент он исчезает, как будто его и не было. Известно, что он находился в Святая святых первого Храма, но, когда Храм был разрушен, ковчега там не оказалось. В общем, загадка. Разгадать ее и пытается Г. Хэнкок (кстати, отождествляющий ковчег со Святым Граалем). Поиски приводят автора в Эфиопию, ссылаясь на древнее предание, он доказывает, что ковчег был привезен сюда Менеликом, сыном царицы Савской и царя Соломона. Но выяснить дальнейшую судьбу ковчега, увы, не удается. Вообще в этой длинной книге много смелых гипотез, интересных наблюдений и приключений – впрочем, не таких эффектных, как в фильме про Индиану Джонса, который, в отличие от Хэнкока, в конце концов ковчег все же находит.

 

Ольга Семенова. Юлиан Семенов

М.: Молодая гвардия, 2006 (серия «Жизнь замечательных людей»). – 276 с.

Считается, что лучше ближайшего родственника биографию никто не напишет. На самом деле это обстоятельство столько же мешает, сколько помогает. Биографию Ю. Семенова написала его дочь. Однако Семенов – востоковед и «западник», детективщик и журналист, тонкий собеседник, наделенный интеллектом и артистичностью, –  почти не занимает ее. Перед нами – добрый отец, славный мужик, балагур и спортсмен, любитель рисковых эскапад и искрометных возлияний, в чем-то чудаковатый, в чем-то неожиданно мудрый. Когда же речь заходит о чем-то, выходящем за рамки личных воспоминаний и семейных преданий, автор всякий раз передает слово Е. Примакову, Л. Аннинскому и другим друзьям Семенова, которые, пожалуй, лучше знали его – каждый со своей стороны.

 

 

Вильям Баткин. Талисман души: Избранная проза

Иерусалим: Иерусалимская антология; Скопус, 2007. – 326 с.

На счету В. Баткина три книги стихотворений, повести и рассказы, эссе и мемуары, а также многочисленные переводы с украинского. «Талисман души» сделан из любимых лиц, неслучайных встреч, избавленных от плена забвения судьбоносных мелочей. Память – главная движущая сила в мире Баткина – мудро связывает в узелки время и пространство, ведет автора от военного Омска до современного Иерусалима, из чужого Дюссельдорфа в молодую Москву. И каждый взгляд назад – осмысление пути к иерусалимскому спасению, позднему и горькому обретению себя.

Над аннотациями работали Егор Радов, Алла Солопенко, Михаил Липкин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.