[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)

 

Нас ждут далеко?..

Алекс Рапопорт

Спектакль «Нас ждут далеко-далеко, не здесь» – несомненная удача Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна и, прежде всего, удача постановщика спектакля режиссера Бориса Клепикова. Пьеса Валерия Мухарьянова написана на основе рассказа нобелевского лауреата И. Башевиса Зингера «Поздняя любовь». Впервые пьеса была поставлена минувшей весной в тель-авивском «Гешере», премьера в Театре Джигарханяна состоялась в сентябре 2007 года.

Любовь на склоне лет – вечная тема. Меняются эпохи, и коллизия эта разыгрывается в новых декорациях с новыми действующими лицами. У выходца из Польши Башевиса Зингера она осложнена прошлым героев: все они – евреи из Восточной Европы, в Холокосте погибли их близкие, воспоминания о довоенной жизни объединяют этих людей.

Действие пьесы происходит в Америке. Главный герой Гарри Бендинер – владелец четырехмиллионного состояния, в силу возраста отошедший от активного бизнеса. Ему пошел девятый десяток, он одинок, жена и дети умерли, а единственный внук не дает о себе знать. Гарри, несмотря на богатство, ведет жизнь обыкновенного пенсионера: обходится без экономки, сам покупает и готовит еду, живет в многоэтажном доме, населенном пожилыми людьми, в отношениях с которыми соблюдает дистанцию. Неожиданно для себя он знакомится с новой соседкой по имени Этель моложе его лет на двадцать, она овдовела, лечилась от депрессии, после чего переехала на новую квартиру и живет теперь через стенку от Гарри. Из разговора выясняется, что она не нуждается в деньгах, что они из одного района Польши, Этель признается, что Гарри напоминает ей мужа, и приглашает к себе на обед. Оба они устали от одиночества и чувствуют симпатию друг к другу. Во время обеда у Этель они строят совместные планы на будущее и, несмотря на возраст, говорят о переезде в Израиль и покупке квартиры на берегу Средиземного моря. Внезапно в настроении Этель происходит перемена, она отсылает Гарри с обещанием увидеться завтра. На следующий день он узнает о ее самоубийстве. В коротком прощальном письме Этель сообщает, что должна отправиться к покойному мужу и просит прочесть по ней кадиш.

Спектакль состоит из двух действий, в первом авансцена представляет собой холостяцкую квартиру Гарри с киноэкраном в глубине, на котором мы видим черно-белый голливудский фильм; второе действие начинается в гостиной Этель, где накрыт обеденный стол, а завершается в опустевшей квартире Гарри. Спектакль идет в хорошем темпе, интрига динамична. Актерам есть что играть: молодые люди в спектакле изображают стариков, а трагическое переплетено с комедийным. В этом случае всегда есть опасность скатиться в гримасничанье, в «антрепризу», но актерам удается не перейти эту черту. Немощный, но не сдающийся Гарри Бендинер в исполнении заслуженного артиста России Алексея Шевченкова вызывает сочувствие, актриса Светлана Макарова-Василенко наделила образ Этель эксцентричностью и независимым характером. И он, и она – люди прошлого, вокруг них течет чужая, вполне равнодушная к ним жизнь, но случайная встреча порождает надежду найти друг в друге понимание и опору.

Сюжеты Зингера представляют собой золотую жилу для драматургов и сценаристов. Война, любовь, смерть, религиозная одержимость, ностальгия по прошлому, материальный успех и его тщета, стремление вернуться к утраченным корням – вот комплекс проблем, заключенный в его литературе. После перевода на русский получили сценическое воплощение романы «Шоша» и «Люблинский штукарь», по роману «Враги. История любви» поставлен фильм в Голливуде. Экранизация и театрализация прозы Башевиса Зингера только началась.

Надо заметить, у спектакля «Нас ждут далеко-далеко, не здесь» – видимо, в силу требований сценичности – более оптимистический финал, чем у рассказа. В конце пьесы испытавший шок Бендинер дает распоряжение своему поверенному отыскать дочь Этель, а сам принимает решение переехать в Израиль. Рассказ же «Поздняя любовь» (перевод с английского Ю. Миллера) заканчивается словами: «В мозгу старика мелькнула безрассудная идея: слетать в Британскую Колумбию, отыскать в дебрях эту молодую женщину, утешить ее, заменить отца и, быть может, вместе с ней попытаться понять – зачем человек рождается и почему должен умереть».

Вопрос о том, где же все-таки это «далеко-далеко», в котором нас ждут, остается открытым.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.