[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)

 

Читаем энциклопедию

 

Российская Еврейская Энциклопедия. Том 6. Историческое краеведение: Н–Се.

М.: Российская Академия естественных наук; Научный фонд «Еврейская энциклопедия»; Эпос, 2007. – 500 с.

Российская Еврейская Энциклопедия (РЕЭ). Том шестой. Первая статья – «Набережные Челны». Вот она – полностью, без изъятья, благо невелика.

 

Набережные Челны (в 1982–88 – Брежнев), город (с 1930) в Республике Татарстан (Российская Федерация). В 19 – нач. 20 в. – с. Челны Бережные Мензелинского у. Уфимской губ.

В 1939 в Н. Ч. проживало 2 еврея, в 2002 – 238 евреев.

В 1989 в Н. Ч. была создана еврейская община, в 1993 – об-во «Шалом» (с 1999 – религ. община), с 2005 пред. Евгений Ефимович Коган (р. 1958, Горький).

В 2005 в Н. Ч. проживало свыше 1 тыс. евреев.

 

Брежнев умер 10 ноября 1982 года – через восемь дней город переименовали: неудавшаяся попытка увековечения. Доживи город Брежнев до сего дня, он уж никак не пал бы жертвой обратного переименования: имя генсека, долгие годы бывшее мишенью балагуров, не снисходительных к сенильному властителю, символом бездарности и застоя, стало ныне для многих, поощряемых СМИ россиян эмблемой золотого века и величия России.

В начале лапидарного, как ему по жанру положено, повествования отслеживаются не только все изменения названия, не только изменения административного статуса, но и история административных вхождений – представляющая в данном случае чисто академический интерес: с. Челны Бережные Мензелинского у. Уфимской губ. на еврейской карте России не значилось. Село вдали от черты оседлости. Как евреям было сюда залететь? Да и зачем? Взбаламученное море революции, Гражданской войны, большевистской модернизации уж как все перемешало, а и то – выбросило на эти татарские челны всего двух евреев. И вправду: что делать евреям в захолустном приволжском городке?

Проходит полвека. Что за это время произошло? Война. Ветер эвакуации, вполне возможно, занес сюда еврейских беженцев. Но основной приток евреев обеспечило строительство в Набережных Челнах автомобильного гиганта. Техническая интеллигенция – евреи представлены беспрецедентно широко, вот они и востребованы. Бурно развивающийся город привлекает людей.

Наличие евреев само по себе автоматически не означает еврейской жизни. Как говорил Остап Бендер, евреи, да, есть – еврейского вопроса нет. И еврейской жизни – тоже. Еврейская жизнь, во всяком случае официально зарегистрированная, начинается в Набережных Челнах в то же время, как и по всей России, – перестройка, преддверие крушения системы: уж если в Набережных Челнах еврейская община – значит, можно все, советская власть обречена, падение ее дело недолгого времени.

«Шалом». А как прикажете еще именовать еврейское общество или газету в 1989-м? Только «Шалом». И так по всей России. Другие имена пока неизвестны, определенно выходят за границы воображения. Все-таки любопытно: десять лет понадобилось, чтобы «Шалом» превратился в религиозную общину. С чем это связано? Надо полагать, с созданием – как раз в том самом 1999-м году – Федерации еврейских общин России.

И теперь самое интересное: демографическая динамика.

В 2002-м – 238 евреев, через три года – тысяча. Вот это да! Вряд ли (при всем моем уважении к детородным возможностям и чадолюбию еврейских женщин) сей бум можно объяснить естественным приростом. Вряд ли Набережные Челны стали столь привлекательны, что евреи бросились туда, как мухи на варенье. Все дело в методике подсчета: вчера одна – сегодня другая. Считатели разные. Да и евреем стало хорошо быть. Не то что во времена, когда Набережные Челны звались Брежневым.

Кстати, в Петербурге (огромная статья о нем) – то же демографическое чудо. В 1989-м (до несчастья) – 106 тыс., в 2002-м – 36 (понятно, люди-то уезжают), через три года – 120! Каков кульбит! И коэффициент примерно тот же. И по тем же причинам (я полагаю).

Так или иначе, еврейское население Набережных Челнов, как и в Питере, возросло. Но это, как легко увидеть, полистав книгу, исключение, а не правило. Вектор истории направлен в другую сторону. Шестой том РЕЭ демонстрирует зарождение, расцвет и гибель еврейской цивилизации в России.

Ужасный рефрен:

Тогда-то в N вошли части вермахта.

Тогда-то было создано гетто.

Тогда-то было расстреляно столько-то евреев.

Или: депортированы в лагерь уничтожения.

Или: погибли в погроме, устроенном местным населением.

И так из статьи в статью.

Из статьи в статью.

Депрессивное чтение.

Я сказал: гибель, – но РЕЭ дает возможность прийти к иным выводам: еврейская цивилизация в России, пережив ужасный кризис, перемещается в новые центры, меняет свой характер, приобретает новое качество, впору даже говорить о новом расцвете. Да взять тот же Петербург. К вектору истории есть вопросы. Шестой том РЕЭ – плач по местечку, но одновременно свидетельство невиданной ранее и обнадеживающей культурной работы.

Михаил Горелик

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.