[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)

 

«маленькаЯ ВенА»

 

Еврейское население и развитие еврейского национального движения на Буковине в последней четверти XVIII – начале XX века (на укр. яз.).

Черновцы: Наши книги, 2007. – 463 с.

В каком советском городе до начала 1970-х тетушки из соседних домов перекрикивались на идише, удобно разместив свои бюсты на балконных перилах? Только в Черновцах, столице Буковины, чей мелкобуржуазный облик роднил ее с другой отечественной заграницей – Прибалтикой. Аборигены одного из крупнейших еврейских анклавов Восточной Европы, куда власть рабочих и крестьян добралась лишь в 1940-м, стали наименее ассимилированной частью советского еврейства. Старожилы «маленькой Вены» до сих пор вспоминают рассказы родителей о счастливой жизни под сенью австрийской короны. И это не банальная ностальгия – именно при Австро-Венгрии еврейская община края достигла расцвета.

К началу XX века три четверти налогов, собираемых в Черновцах, приходилось на еврейское население. В 1905–1908 годах бургомистром города был Эдуард Райс, а в 1913-м этот пост занял другой еврей – Сало фон Вайссельбергер. В университете им. Франца-Иосифа с 1891 по 1914 год пять ректоров были евреями. Евреи составляли более 50% преподавателей университета, 58% врачей, 76% адвокатов.

По сравнению с общеизвестными документами сборник изобилует настоящими находками. Чего стоит, например, письмо Самборского раввина (1851) в Министерство вероисповеданий и просвещения с требованием «прижать» «чудотворных» раввинов, запретить лапсердаки и ввести двухгодичный срок для обязательного ношения немецкой одежды.

Впрочем, борьба с «темным раввинизмом» меркнет по сравнению с «тридцатилетней войной» главы еврейской общины Бенно Штраухера с лидером буковинских сионистов Леоном Кельнером. Возглавлявший так называемый еврейский клуб при австрийском парламенте, Штраухер был сторонником «диаспорного национализма» и требовал признания идиша одним из официальных языков Буковины. Недаром знаменитая международная «идишистская» конференция 1908 года состоялась именно в Черновцах.

Кроме внутренних проблем общине приходилось решать и внешние. Полиэтнический состав Буковины требовал изощренного лавирования между немецкими, румынскими и украинскими интересами. Характерно высказывание в одной из украинских газет за 1908 год: «…жидовская помощь украинцам должна главным образом выразиться в полном разрыве с немцами». О том, что еврейская интеллигенция города была сплошь немецкоязычной, не приходится и говорить.

Традиционная лояльность властям больно аукнулась евреям в период первой мировой, ведь Черновцы трижды (!) оказывались под российской оккупацией. За любой проступок в отношении российских войск коллективная ответственность ложилась на всю общину. Глава российской администрации – граф с неприличествующей случаю фамилией Евреинов запретил кормить голодающее еврейское население на общественных кухнях, подчеркнув, что «евреи будут мучиться до тех пор, пока не отбросят свой австрийский патриотизм…». Грабежи, мародерство, а то и убийства мирного еврейского населения стали обыденным явлением. Был взят в заложники и вывезен в российский тыл даже д-р фон Вайссельбергер, чья фотография на первой полосе «Czernowitzer Allgemeine Zeitung» приведена в книге (для академического издания сборник прекрасно иллюстрирован: старинные фото Черновцов, копии газетных статей, планы домов, прошения и свидетельства – многие раритеты составили бы гордость приличного исторического фотоальбома).

Эпоха Czernowitz стала историей на исходе 1918-го. 6 ноября украинцы взяли было власть в городе, но уже 11-го он был занят румынскими войсками, которые не удержались от еврейских погромов. Буковина вошла в состав Румынии, а Cernauti обрели новых хозяев. Ненадолго, до июня 1940-го…

Михаил Гольд

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.