[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2008 АВ 5768 – 8(196)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ШЕФА

Хорош ли фильм, который вы смотрели вчера? Последний увиденный вами спектакль? Прочитанная книга? Вне зависимости от вашего ответа можете быть уверены: кто-то имеет об этом ровно противоположное мнение. Причем любопытнее всего, что его может раздражать как раз та часть обсуждаемого продукта, которая вам больше всего понравилась. Довелось мне намедни услышать мнение двоих человек о «Лехаиме». Преданная почитательница честно призналась: в последнее время журнал ей разонравился. А строгий господин, встреченный мною через несколько дней, напротив, высказался в том духе, что, мол, в последнее время журнал стал намного интереснее. Главное же, мерилом изменения качества журнала для обоих был один и тот же раздел –  «Дом учения», –  вот только дама сетовала на то, что он стал более заметным в журнале, а джентльмен именно этому радовался.

Ну да не ахти какое открытие! На вкус и цвет товарища нет. Вот, скажем, в нашей новой рубрике «Книгоэксперт» (с. 102) один из авторитетнейших критиков в стране – А. Гаврилов делится своим впечатлением о том, что Шалев и Оз в русских переводах проигрывают. Я же полагаю, именно этим авторам посчастливилось с переводчиками как никому иному.

Уж не знаю, чем объяснить – вкусами или иными, куда более приземленными причинами – тот удивительный факт, что творчество одной из виднейших представительниц современной американской литературы, Синтии Озик, совершенно неизвестно русскоязычному читателю. Мы этот пробел попробуем восполнить (с. 80).

Но заострим вкусовой конфликт. Еще одна наша новая рубрика «Pro et contra» (с. 105) будет предоставлять возможность двум оппонентам обсуждать одну и ту же «книжную новинку».

Дело, видимо, в том, что, по мнению древних каббалистов, главным следствием греха познания Древа Добра и Зла было то, что отныне в мире не осталось в чистом виде «хорошего» и «плохого» – нет больше добра без примеси зла и наоборот. Й. Кан (с. 9) рассказывает, как в Б-жьем гневе сокрыта истинная любовь.

Похожая тема стала предметом очередного разговора с раввином Штейнзальцем (с. 54): «ангельское» поведение – это как? Только ли добро несут эти эфемерные создания?

Может, именно неопределенностью оценок и предопределена свобода выбора человека – идти напролом, отстаивая свои принципы, или соблюдать «олимпийское спокойствие» (с. 53), даже когда вокруг тебя творится беззаконие. Однако бывает, что спокойствие это ложится тяжелым пятном на репутацию (с. 91).

Показательно, что на скорый суд способны те, кто под судом сам не бывал. А вот собеседники А. Мамедова (с. 64) не торопятся с выводами. И их товарищ по несчастью Михаил Кроль (с. 55) оставлял потомкам право на многое, но не на всё: «Выбирать свой путь – дело их совести. Но если они скажут, что дед их был турком или молдаванином, чтобы скрыть свое еврейское лицо, я не буду считать их своими внуками».

Удивительно, как эти слова перекликаются со строфами Бориса Чичибабина, которые приводятся в интервью с его вдовой (с. 63): «Не родись я Русью, не зовись я Борькой, / не водись я с грустью золотой и горькой, / не ночуй в канавах, счастьем обуянный, / не войди я навек частью безымянной / в русские трясины, в пажити и в реки, – / я б хотел быть сыном матери-еврейки».

Ваш Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.