[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)

 

Сайф Зу Язан – последний еврейский царь Йемена

Михаил Чернин

Наверное, одним из наиболее ярких и необычных эпизодов истории еврейского народа в раннем Средневековье являются события, происходившие на территории современного Йемена в V–VI веках н. э., когда цари небольшого государства Химьяр со столицей в городе Зафар – примерно в 150 км южнее современной столицы Йемена Саны – приняли иудаизм в качестве государственной религии.

Возвысившееся в III веке н. э. царство Химьяр постепенно объединило под своей властью весь Йемен. Экономика объединенного государства зиждилась на транзитной торговле южноаравийскими благовониями и ароматическими веществами, которая осуществлялась по так называемой «дороге благовоний», пересекавшей весь Йемен с востока на запад и уходившей на север в сторону Хиджаза и Страны Израиля. На последнем своем отрезке эта важнейшая торговая артерия Древного мира пересекала Негев и оканчивалась в порту Газы, откуда аравийские благовония экспортировались во все страны Средиземноморья. Химьярские цари были естественным образом заинтересованы в установлении контроля над теми землями, по которым проходил маршрут «дороги благовоний». Поэтому они предпринимали завоевательные походы на север с целью покорения оазисов Хиджаза, часть которых была заселена евреями. Именно с одним из таких походов связывается обращение химьярского царя Харита ибн Амру в иудаизм, произошедшее где-то около середины V века.

Иудаизм в Йемене столкнулся с сильным и непримиримым врагом – христианством (монофизитского толка), начавшим проникать в страну уже в IV веке. На продолжении многих десятилетий в стране шла борьба между иудейской и христианской партиями. Последняя опиралась на могущественную, но далекую Византийскую империю и на гораздо более близкое христианское царство Аксум, занимавшее территорию нынешней Эфиопии и Южного Судана. Цари Аксума, принявшие христианство уже в IV веке, надеялись распространить свою власть и на близлежащий Йемен. В начале VI века это им удалось: аксумский царь (негус) Калеб алла-Асбаха посадил на престол Химьяра вассального царя-христианина Зу Шанатира. Однако вскоре в стране вспыхнуло восстание во главе с отпрыском царского дома Химьяра Йосефом Зу Нувасом – ярым сторонником иудаизма. Зу Шанатир был убит, а эфиопский гарнизон в Зафаре уничтожен. В ожесточенной битве, произошедшей в 525 году на западном побережье Йемена, между высадившимися с кораблей эфиопами и войсками Зу Нуваса войско Химьяра было разбито, а сам Йосеф, не желая попасть в руки врагам, бросился со скалы в море.

После гибели Зу Нуваса эфиопы захватили Йемен и разрушили его столицу – Зафар. Новой столицей страны стала Сана. Йемен, поначалу бывший частью Аксумского царства, через короткое время прекратил признавать власть Калеба алла-Асбахи и попал под власть командиров эфиопского оккупационного корпуса в стране. После кровопролитной борьбы между этими полководцами за власть победителем вышел Абраха – ревностный христианин и гонитель евреев. Издевательства завоевателей над населением Йемена привели в 541 году к восстанию, во главе которого встали ряд химьярских кайлей (словом «кайль» в раннесредневековом Йемене назывались крупнейшие магнаты и племенные вожди). Признанным лидером этого движения стал, вероятно, один из еврейских кайлей Зу Джадан. Однако восставшие потерпели поражение, и их движение было жестоко подавлено Абрахой[1].

Правление Абрахи продолжалось примерно до 570 года. Одним из известнейших его деяний была неудачная попытка захвата города Мекки, являвшегося важной караванной остановкой на «дороге благовоний». Абрахе наследовали его сыновья Яксум и Масрук. Однако около 575 года в Йемен вторгается иранский экспедиционный корпус и эфиопской власти в стране приходит конец. В Химьяре на целых четыре года воцарился последний еврейский царь этой страны, легендарный Сайф Зу Язан, проживший короткую, но полную драматических приключений жизнь.

 

Происхождение Сайфа

Большую часть наших сведений о происхождении Сайфа мы черпаем из сочинений йеменского историка XII века Нашвана ибн Саида аль-Химьяри и арабского хрониста XIV века Абд ар-Рахмана ибн Мухаммеда ибн Халдуна[2]. Почти все имеющиеся в нашем распоряжении источники отмечают связь Сайфа с династией химьярских царей. Род Зу Язанов, обитавший, по всей видимости, на востоке Йемена – в Хадрамауте, исповедовал иудаизм и состоял в активной оппозиции эфиопским захватчикам.

Отцом Сайфа был аль-Фаяд Абу аль-Мурра, зять химьярского кайля Зу Джадана, возглавлявшего в свое время антиэфиопское движение в оккупированном Химьяре. Своего сына он назвал Маади-Карибом, вероятно в честь царских предков мальчика (Маади-Кариб было именем одного из царей Химьяра). Однако помимо химьярского имени у мальчика было и второе, арабское – Сайф («меч»), под которым ему суждено было войти в историю[3].

Жена Зу Язана, Райхана, отличалась, по преданию, особой красотой. Она приглянулась царю Абрахе, и тот недолго думая отнял ее у аль-Фаяда и женился на ней. Маленький Сайф остался с матерью и был усыновлен Абрахой. Оскорбленный аль-Фаяд поклялся отомстить Абрахе. Покинув Йемен, он заручился поддержкой одного из вассальных князей персидского шаха Хосрова I Ануширвана (531–579) и направился в столицу Ирана – Ктесифон. На аудиенции, данной ему шахом, аль-Фаяд просил Хосрова об отправке персидского войска в Йемен и обещал передать страну под его власть. Хосров отклонил предложение аль-Фаяда, ссылаясь на риск, сопряженный с посылкой войск на столь далекое расстояние. Кроме того, Хосров в это время вел напряженную войну с византийским императором Юстинианом I в Западной Грузии. Впрочем, шах оказал аль-Фаяду различные почести и знаки внимания и даже поселил его при своем дворе, где тот вскорости и умер[4].

 

Сайф в Византии и Иране

До определенного возраста Сайф рос в семье Абрахи и ничего не знал о своем еврейском происхождении. Можно предположить, что, воспитываясь в семье такого ревностного христианина, каким был его отчим, он был крещен и получил христианское образование.

Однако мать Сайфа, Райхана, втайне открыла ему имя его истинного отца и рассказала его историю. Сайф затаил вражду к своему отчиму, однако, согласно свидетельству Табари, он решился на открытое выступление лишь после смерти Абрахи и его старшего сына Яксума, наследовавшего ему. Из других источников можно заключить, что Сайф начал действовать против своего отчима еще до этого. По всей видимости, он тайно вернулся к вере своего отца и вступил в контакт с иудейскими родами Химьяра, враждебно настроенными к эфиопам-христианам. Согласно сообщению Абуль-Фараджа аль-Исфахани, Сайф, подобно своему отцу, поклялся не пить вина, а также не прикасаться к женщине, пока не отомстит эфиопам за страдания и позор, нанесенные его семье и всем евреям Йемена[5].

Зная об отказе, полученном его отцом при персидском дворе, Сайф решил вначале искать помощи в Византии: он добрался до Константинополя и добился аудиенции у императора Юстина II. Однако император отказал ему, заявив, что «эфиопы придерживаются моей веры и веры моего царства, вы же – иудейской веры». Разочарованный этим ответом, Сайф, подобно своему отцу, решил обратиться к персидскому царю. На этот раз Хосров серьезно задумался над предложением йеменского шейха. Экспедиция в Йемен несомненно должна была казаться рискованным и малооправданным предприятием, ввиду того что как раз в это время почти все военные ресурсы Ирана была направлены в северо-западную часть империи, на подавление восстания в Армении под предводительством Вардана. Оригинальное решение вопроса предложил Хосрову зороастрийский первосвященник: освободить из столичных тюрем всех заключенных, приговоренных к смерти, и собрать из них экспедиционный корпус для отправки с Сайфом в Йемен. Хосров принял совет и выпустил из тюрем 800 заключенных. Согласно одной из традиций, это были дейлемиты из племени Михрсан – воинственные горцы, жившие на юго-западном берегу Каспийского моря. Вероятно, собранные шахом дейлемиты были военнопленными. Во главе этого «воинства» Хосров поставил своего двоюродного брата Вахриза, приказал снабдить экспедиционный корпус всем необходимым и выделил для его транспортировки к берегам Йемена восемь судов.

 

Завоевание Сайфом Йемена

Хотя выделенного ему Хосровом ополчения было явно недостаточно для борьбы с эфиопами, Сайф, за неимением ничего лучшего, принял и это. На пути домой корабли Сайфа попали в сильный шторм, и два из них, вместе со всем экипажем, пошли ко дну. Добравшись до берегов Йемена, Сайф решил высадить свой десант у берегов Хадрамаута, в Масубе, вероятно, из-за того, что в этом районе проживал род Зу Язанов и преобладали еврейско-химьярские кланы, враждебные эфиопам. Сразу же после высадки Сайф отправился по окрестностям собирать своих сторонников и сумел привести в свой лагерь внушительное подкрепление. Вскоре к Масубу во главе огромного войска явился царь Масрук, прижавший людей Сайфа к морю. Обладая абсолютным численным превосходством, Масрук мог не сомневаться в своей победе. Однако, опасаясь конфликта с Ираном, Масрук предпочел решить дело миром и вступил в переговоры с Вахризом, который тоже предпочел заключить временное перемирие. Обе стороны обменялись соответствующими клятвами и разошлись по своим лагерям. Возможно, Вахриз и Сайф надеялись на помощь отрядов химьяритов-иудеев, которые еще не успели прибыть в лагерь Сайфа.

За день до истечения срока перемирия Вахриз приказал поджечь корабли – и тем самым отрезать все пути к отступлению. На следующее утро Вахриз и Сайф выстроили свою маленькую армию тылом к морю. На вооружении у персов было необычайное оружие, совершенно неизвестное в Йемене, – самострелы (араб. «аль-банджакан»), вероятно проникшее в Иран из Китая. Убойная сила и длина полета стрел этого оружия далеко превосходила обычные луки. Именно на эти самострелы Вахриз теперь и возлагал свою единственную надежду на победу. Он приказал воинам дожидаться его сигнала, по которому они должны были одним залпом осыпать неприятеля стрелами. Тем временем эфиопы тоже выстроились к бою, и войску их, по словам Табари, «не было видно конца». Особо выделялся сам Масрук, с рубиновым венцом на голове, ехавший на слоне. Вскоре, однако, он сошел со слона и пересел на верблюда, затем на лошадь и, наконец, на мула. Сайф и его люди увидели в этом для себя доброе предзнаменование скорого падения эфиопов. И действительно, удачным выстрелом из аль-банджакан Вахризу удалось поразить Масрука. Деморализованные гибелью своего вождя эфиопы и их союзники обратились в бегство, и, по словам Табари, люди Сайфа учинили среди них страшную резню[6].

После победы при Масубе Сайф и Вахриз двинулись на Сану, в которую они вступили без сопротивления. В древнем дворце царей Химьяра Вахриз короновал Сайфа посланной Хосровом короной и облачил его в шитые серебром одеяния. Вскоре Вахриз вернулся обратно в Иран с первой данью, высланной Сайфом персидскому царю. Персидские воины, прибывшие с Вахризом, остались при Сайфе. По всей видимости, поселение их в Йемене было запланировано с самого начала, так как, согласно ряду источников, Сайф еще до начала похода обещал дать им жен из местного населения, обязываясь при этом, что в будущем дочери, родившиеся от этих браков, не будут выданы замуж за химьяритов. Потомки этих воинов, сохранявшие свою обособленность в течение нескольких поколений, тем не менее довольно быстро переняли язык и обычаи местного населения. Они были известны как «абна» или «абна ас-Сайф» («сыновья Сайфа») и являлись, видимо, основной опорой власти Сайфа[7]. Таким образом, на 45-м году правления Хосрова Ануширвана, т. е. в 575–576 годах, после более чем пятидесятилетнего перерыва, в Йемене вновь воцарился еврейский царь, на этот раз – вассальный персидскому монарху.

Легенда о встрече Сайфа с курайшитами

Особое место, которое занимает Сайф в средневековой мусульманской историографии, связано с легендой о прибытии в Сану посольства из Мекки, в составе которого были главы жившего там племени курайш – Абд аль-Мутталиб ибн Хашим (дед будущего пророка Мухаммеда) и Умайя ибн Абд-Шамс (предок будущей династии Омейядов), с целью поздравить нового царя с его победой. Источники красочно расписывают вход послов в тронный зал Сайфа, который «был умащен амброй и мускусом» и «держал в руках своих меч», а «по правую и по левую сторону от него <стояли> цари и сыновья царей и дети кайлей». Когда Сайф узнал о происхождении его гостей, он радушно принял их, назвав «сыновьями моей сестры», и даже усадил Абд аль-Мутталиба рядом с собой. Согласно аль-Исфахани, рассказ которого о посольстве курайшитов к Сайфу отличается наибольшей подробностью, курайшитское посольство на протяжении целого месяца гостило в Сане, не получая аудиенции у Сайфа, и лишь по истечении месяца Сайф призвал Абд аль-Мутталиба во дворец и сообщил ему, что на основании священных книг и тайных знаний, доступных ему, Сайфу, он узнал о том, что в роду Абд аль-Мутталиба должен родиться пророк, которому суждено будет основать новую веру и искоренить идолов. При этом Сайф якобы заранее предвидел, что этого пророка будут звать Мухаммед, что на спине у него будет большое родимое пятно, что в раннем детстве он лишится своих родителей и будет расти у своего деда и что ему суждено возвыситься, а затем и быть похороненным в городе Ясрибе (Медине). Услышав эти откровения царя, Абд аль-Мутталиб сообщил ему, что Мухаммед уже родился, что он является его родным внуком, родители которого на самом деле умерли. Тогда Сайф попросил Абд аль-Мутталиба немедленно уведомить его, когда его внук получит «откровение». Он также посоветовал деду пророка оберегать своего внука от евреев. Отпуская курайшитское посольство домой, Сайф щедро наградил всех его участников. Нет надобности говорить, что весь этот фантастический сюжет должен был продемонстрировать родственные связи рода курайшитов с династией химьярских царей и тем самым возвысить престиж пророка Мухаммеда. Вместе с тем в основе его могут лежать и определенные исторические факты. Как известно, эфиопские правители Йемена пытались в свое время захватить Мекку, и уничтожение их царства в Йемене, несомненно, играло на руку курайшитам, приветствовавшим воцарение Сайфа. Сам же Сайф, в свою очередь, был заинтересован в поддерживании хороших отношений с арабскими племенами, контролировавшими различные участки «дороги благовоний», среди которых племя курайш занимало далеко не последнее место. Так что сам факт обмена дружескими посольствами между Химьяром и курайшитской Меккой вполне мог иметь место.

Вторжение Сайфа в Эфиопию и царство Шам

После рассказа о воцарении Сайфа практически все арабские источники повествуют о войне Сайфа с эфиопами[8]. На первый взгляд может показаться, что речь идет о продолжении военных действий в Йемене. Однако целый ряд свидетельств позволяет выдвинуть иную версию: химьярские войска во главе с Сайфом высадились на африканском берегу и вели войну в самой Эфиопии.

В биографии пророка Мухаммеда, написанной на китайском языке мусульманином Лю Чи в 1721–1724 годах и являющейся, в свою очередь, переложением несохранившейся арабской биографии пророка XIV века, упоминается царь Эфиопии по имени Сай-фу (т. е. Сайф)[9]. Среди восьми эфиопских негусов, правивших во второй половине VI – начале VII века, ни один не носил имени Сайф. Более того, судя по монетам этих правителей, украшенным изображением креста, все они были христианами. Из этого можно заключить, что Сай-фу из китайской биографии Мухаммеда (если он действительно существовал) был пришлым правителем Эфиопии или, скорее всего, ее северо-восточной части – наиболее близкой к побережью Красного моря.

В конце X века Аксумское царство было уничтожено вторжением племен агау, во главе которых стояла царица Гудит (Йеудит), исповедовавшая, согласно эфиопским источникам, иудаизм. Современный эфиопский исследователь Сергеу Хабле-Селаси обнаружил в древних рукописях, хранящихся в городе Аксуме, интересные и ранее неизвестные подробности о происхождении и деяниях царицы Гудит. Среди прочего он сообщает, что Гудит (находившаяся в родстве с царским домом Аксума) была замужем за еврейским князем по имени Зиновис, отец которого был царем страны Шам. Под названием «Шам» в средневековой Эфиопии обычно подразумевалась Сирия. Однако, по мнению Хабле-Селаси, в данном контексте речь идет о северо-восточной части Эфиопии, расположенной на побережье Красного моря (территория современной Эритреи)[10]. Имя еврейского князя – Зиновис, – созвучное прозванию еврейского царя Химьяра Зу Нуваса, погибшего в 524 году, наводит на мысль о химьярских корнях еврейского царства Шам.

На основе приведенных выше фактов можно предположить, что царство Шам являлось фактически последним осколком еврейского Химьяра. Можно также предположить, что во время своего похода на Эфиопию Сайф захватил ряд прибрежных, наиболее близких к Йемену районов на северо-востоке страны, где оставил свои гарнизоны. После гибели Сайфа и захвата Йемена персами заморские владения Сайфа оказались оторваны от своей метрополии и приобрели фактическую независимость. Население этих областей состояло, вероятно, частично из потомков химьярских гарнизонов, а частично из обращенных в иудаизм местных жителей.

Жители царства Шам, несомненно, способствовали обращению ряда местных жителей Эфиопии в иудаизм (как, например, несемитских племен агау) и, возможно, являлись фактором первостепенной важности, приведшим к образованию эфиопского еврейства. Следует отметить, что еще до начала 80–х годов XX века на северо-востоке Эфиопии, в том самом районе, который предположительно занимало царство Шам, жило еврейское население, имевшее как языковые (использование языка тигри вместо амхарского), так и внешние признаки, отличавшие их от остальных евреев Эфиопии. Эта часть еврейства Эфиопии, возможно объединяющая потомков жителей химьярского царства Шам, в массовом порядке репатриировалась в Израиль в ходе операции «Мивца Моше».

Гибель Сайфа и присоединение Йемена к Сасанидскому Ирану

Все источники сообщают о том, что в Эфиопии Сайф захватил пленников, из которых была образована гвардия его телохранителей-меченосцев. Затаив в душе естественную ненависть к Сайфу, они составили против него заговор. Однажды во время охоты (согласно Табари – вскоре после похода на Эфиопию), воспользовавшись тем, что Сайф отдалился от остальной свиты, заговорщики набросились на него и изрубили своими мечами[11].

Заговорщики-эфиопы немедленно провозгласили царем одного из своих товарищей и подняли в Йемене восстание с целью восстановить старые порядки. Малочисленный персидский гарнизон «абана» в Сане оказал им ожесточенное сопротивление и немедленно послал гонца в Иран с просьбой о помощи. Сын Хосрова Хормизд IV (579–590) послал в Йемен карательную экспедицию во главе с тем же Вахризом, которая потопила в крови восстание эфиопов. Снова покорив страну, персы не пытались больше восстановить в ней еврейскую монархию, а просто-напросто превратили ее в провинцию своей империи, во главе которой встал наместник-марзубан. Первым марзубаном Йемена был сам Вахриз[12].

Так окончилась последняя попытка восстановления еврейского государства в Йемене: страна почти на пятьдесят лет попала под власть персов. Около 630 года Йемен был без сопротивления покорен войсками пророка Мухаммеда, положившего конец персидскому владычеству в стране. В Йемене начала быстро распространяться новая религия – ислам, в будущем принесшая немало бедствий местному еврейскому населению.

Сайф, проживший короткую (к моменту гибели ему было около тридцати лет), но насыщенную героическими и драматическими событиями жизнь, оставил после себя глубокий след в коллективной памяти как жителей самого Йемена, так и всего арабского мира. Для йеменцев Сайф и после принятия ислама продолжал оставаться национальным героем, изгнавшим иноземных захватчиков с родной земли и отомстившим за поруганную честь страны. Естественно, с течением времени про его еврейское происхождение старались не вспоминать, и постепенно оно было забыто.

Рассказы о подвигах Сайфа распространились среди всех племен Аравийского полуострова. Арабо-мусульманские завоеватели, создавшие Халифат, разнесли их, в свою очередь, по всему Ближнему Востоку. Со временем рассказы эти обрастали все большими легендарными подробностями, теряя всякую связь с исторической действительностью, пока где-то на рубеже XV–XVI веков они не оформились в огромный сказочно-эпический цикл «Сират Сайф Зу Язан» («Деяния Сайфа Зу Язана»), вышедший в 1881–1885 годах в Каире в 17 (!) томах.

Сайф превратился, таким образом, в одного из популярнейших эпических героев арабского мира, наряду с воином-поэтом Антарой и мамлюкским султаном Бейбарсом. Сказания о Сайфе еще в первой половине XX века исполнялись профессиональными сказителями при массовых стечениях народа – на ярмарках и в кофейнях в Каире и Дамаске, в Халебе и Багдаде, в Александрии и Басре. При всем этом, в историческом сознании еврейского народа Сайф Зу Язан практически отсутствует. Смею надеяться, что настоящая статья хоть в какой-то степени изменит эту парадоксальную ситуацию.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] См.: Н. Пигулевская. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV–VI вв. М. – Л., 1951. С. 98, 100–109.

[2] Нашван ибн Саид аль-Химьяри. Извлечения из «Истории Йемена». Лейден, 1916 (на араб.); Абд ар-Рахман ибн Мухаммед ибн Халдун. История. Бейрут, 1980. Т. 2 (на араб.).

[3] Мухаммед ибн Джарир Табари. История пророков и царей. Бейрут, 2001. Т. 1. С. 446 (на араб.).

 

[4] Там же. С. 446–447.

[5] Абуль-Фарадж аль-Исфахани. Книга песен. Бейрут, 1997. Т. 14. С. 308 (на араб.).

[6] Мухаммед ибн Джарир Табари. С. 447.

[7] Нашван ибн Саид аль-Химьяри. С. 116.

[8] Мухаммед ибн Джарир Табари. С. 449; Абуль-Фарадж аль-Исфахани. С. 311.

[9] S. C. Munro-Hay. Aksum: An African Civilization of Late Antiquity. Edinburgh, 1991. P. 93.

[10] S. Hable-Selassie. The Problem of Gudit // Journal of Ethiopian Studies. Vol. X. № 1 (1972). P. 113–124.

[11] Мухаммед ибн Джарир Табари. C. 449; Абуль-Фарадж аль-Исфахани. C. 311.

[12] Мухаммед ибн Джарир Табари. C. 449.