[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)

 

Пыль времени, или «Каменный гость» из ХХ века

Еврейская тема в литературе 20–30-х годов XX века на русском языке – явление если не постоянное, то достаточно устойчивое. Писатели, которые позже выберут иную тематику, в это время отдали ей дань.

Леонтий Раковский – один из них. «Рус. сов. писатель, – как сказано в Краткой литературной энциклопедии, – ...автор исторических романов: “Изумленный капитан” (1936), “Генералиссимус Суворов” (г. 1–2, 1941–1947), “Адмирал Ушаков” (1952), “Кутузов (I960)”, “Константин Заслонов” (1949), “Михаил Тухачевский” (1967)».

Действительно, исторические произведения принесли писателю известность. Уже само название романа о Суворове рождало ассоциации с «гением всех времен и народов», а крепкая документально-историческая основа произведений вызывала доверие читателей, популярность и любовь всех тех, кто «в литературе читал историю Отечества». И критика была благосклонна к нему.

Удачливый, основательный автор читаемых не по приказу свыше, а из любопытства и жажды узнать как можно больше «о доблести, о подвигах, о славе» пращуров, Л.И. Раковский по праву завоевал звание «летописца ратного подвига полководцев прошлого».

Но и в юности Л. Раковский был известен – по произведениям еврейской тематики и проблематики. Так, например, в журнале «Красная Новь», 1928, кн. 7 опубликована повесть «Емарай Емаревич» – о еврейском подобии Дон-Жуана и о том, к чему приводит порочная связь еврея с женщинами других национальностей. Я бы даже без натяжки назвал это произведение  «Еврейским каменным гостем». Дело даже не в сюжете, хотя он и сам по себе значителен, но в том, как мастерски это произведение сделано.

Думаю, талантливая повесть Л. Раковского актуальна и сегодня. Прочитавший ее, несомненно, задумается, к чему могут привести межнациональные браки.

А. Кацев,

Бишкек

 

Вы читали? Леонид Радзиховский. Олимпийское спокойствие // 2008, № 8

Реакция. Я думаю, мало кто из иностранных членов АН СССР помнил о своем членстве. В СССР они не приезжали, им присылали уведомление об избрании и диплом. У Эйнштейна этих дипломов, полагаю, было немало, а в СССР он ни разу не был. Вообще, выход из академии – это публичное действие, предполагающее общение с журналистами, чего никто из больших ученых не любил.

Евгений,

Москва (Интернет)

 

Вы читали? Александр Шафран. От человека к Б-гу // 2008, № 6

Реакция. Читаем «В представлении о Б-ге как о “Мировом разуме” в наши дни можно увидеть пережиток деизма… Пантеистическое представление о Б-ге как о “Природе” возрождается в пробудившемся интересе к индуизму…» Далее утверждается противоположность перечисленных подходов. Но это не так: Мировой Разум – не существо, сотворившее мир и отстранившееся от управления оным. Мировой Разум – результат развития Природы (в т. ч. Космоса). Это не Существо, создавшее самое себя, а потом «неорганику», «органику» вплоть до человеков – творцов им необходимого от материального до науки и религии. Постепенно (непрерывно и рывками), шаг за шагом, развивавшаяся Природа «завершилась» непрекратившимся развитием и ее элементов, и ее интеллекта. Это факт, в который я верю с детства и до сей поры.

Б. Янковский,

Омск

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.