[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ШЕФА

Главный идишский писатель ХХ века – Башевис Зингер. С этой аксиомой были совсем не согласны несколько комичные герои рассказа Синтии Озик (с. 73). Однако и в реальной жизни поклонники Хаима Граде (с. 81) – а их немало – уверены, что он заслуживал мирового признания больше, чем кто бы то ни было.

Прижизненная слава досталась великолепному детскому поэту Овсею Дризу. Между тем Велвл Чернин (с. 44) убежден: ему и во «взрослой поэзии» по праву принадлежит почетное место.

М. Майков (с. 88) сомневается, что единственный роман крупнейшего идишского поэта Ицика Мангера, недавно впервые изданный по-русски, дотягивает до поэтических шедевров автора, а Д. Гарт (с. 102) не понимает, зачем вообще Демьян Кудрявцев написал свой роман. Н. Александрову этот вопрос в голову не приходил – ему как раз роман Кудрявцева приглянулся. Впрочем, и сам автор Александрову явно по душе, – надеюсь, их диалог (с. 96) вызовет ваш интерес. Как, впрочем, и беседа (с. 53) М. Эдельштейна с Александром Жолковским, и традиционный «квадратный» разговор (с. 58) собеседников А. Мамедова.

Нашему обозревателю новинок израильской литературы Анне Исаковой недавняя книга Давида Гроссмана (с. 98) в целом понравилась. Но Исакова находится в выигрышном положении – судит по оригиналу, а вот читателям переводов, по мнению Линор Горалик (с. 100), зачастую приходится гадать, плох ли сам роман или его перевод.

С визуализированным творчеством легче: у Некода Зигера (с. 117) нет никаких сомнений: посмотренный им фильм «Я – фон Хёффлер» хорошим не назовешь.

В сентябре в Москве открывается мегапроект Ильи и Эмилии Кабаковых (с. 111). Замечательно еще и то, что это премьера площадки Российского еврейского музея, о котором столько говорится в последнее время.

Музей, конечно, станет важным центром еврейской Москвы – той Москвы, которая самыми неожиданными своими точками заставляет вспоминать события давно прошедшей жизни. Об этом рассказывает Борис Жутовский (с. 64).

Однако волнует не обязательно лишь твоя личная память. Еврейских историков не менее того занимают и погромы Богдана Хмельницкого (с. 30), и невероятная сага (с. 25) о еврейской царской династии в одном из государств на территории нынешнего Йемена.

То, что все подобные штудии представляют не только академический интерес, лишний раз демонстрируют письма (с. 36) выдающегося историка Семена Дубнова, чей опыт историка предстает трансформированным в плоскость провиденциальных смыслов.

Собственным провидениям подводит итог (с. 47) Леонид Радзиховский, а Михаил Горелик приходит к выводу (с. 48), что изощренный ум гэбистских генералов вовсе не помогал им заглянуть даже в ближайшее будущее. Между тем отвлеченные, казалось бы, рассуждения (с. 12) их злейшего врага, шестого Любавичского Ребе, в самые темные, совсем не располагающие к медитации годы таили в себе нечто, позволившее хасидам пережить и гэбистов, и нацистов.

Собственные рецепты выживания и «переживания» в заключительных главах своей книги (с. 21) дает профессор Джеймс Кугел, а рекомендации (с. 18) еврейского закона по укреплению здоровья –  раввин Файтл Левин.

Зайт гезунд. Будьте здоровы.

Ваш Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.