[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)

 

ИМПЕРСКИЙ НАРОД

Леонид Радзиховский

Самый популярный в России политический разговор – про «империю». Это слово буквально как моль сожрало десятки других, вчера еще достаточно популярных слов – «республика», «правовое государство», «демократия» и т. д. Сейчас всех их переварила Империя – пока еще только в вербальном плане.

Весьма любопытный вопрос – отношение евреев к этой идее, идее возрождения Российской империи.

У евреев никогда не было «своей» Империи, но они, конечно же, имперский народ.

Евреи «имперский» народ в той же мере, в какой «столичный» народ. Известно, что во всех странах диаспоры евреи всегда, почти физически, как растение к свету, тянулись в столицу, их процент среди жителей столиц (будь то Лондон, Париж, Берлин, Москва или Нью-Йорк) всегда в десятки раз превышал долю евреев во всем населении, тем более в провинциальном населении.

Ясно, что у этого явления – масса причин. Но одна из них та, что евреев тянет в космополитические города (а это всегда прежде всего столицы), – может быть, из чувства самосохранения, ведь там они всего лишь одна из многих национальных групп, не торчат у «коренного населения» как бельмо на глазу. Примерно по тем же мотивам евреи комфортабельнее чувствуют себя в космополитических империях, чем в мононациональных государствах. Во всяком случае, они, как правило, оппоненты этнических националистов, в которых они подозревают более или менее ярых антисемитов (и, как водится, не слишком ошибаются в своих предположениях). Евреям дискомфортно в жестко-мононациональной среде, городе, стране (правда, сейчас таких стран почти и нет). Поэтому евреи такие патриоты США. Поэтому евреи были среди самых активных строителей Советского Союза. Кстати, одним из последних талантливых «имперских поэтов» в СССР был Бродский, продолжавший в этом отношении традиции Пушкина – «певца Империи и Свободы».

Есть евреи и среди «новых русских империалистов» – начиная с Жириновского, который, кстати, может считаться «отцом имперского дискурса», ведь он еще в начале 1990-х заливался соловьем насчет необходимости создания Империи. Другой «аид империалист» – Михаил Леонтьев. Можно назвать еще несколько человек, среди них, например, Примакова – осторожный ветеран не высказывается прямо в пользу Империи, считается символом Советского империализма.

Тем не менее в большинстве своем оставшаяся в России еврейская интеллигенция без всякого энтузиазма, а, наоборот, со страхом и недоверием относится к новому «имперскому» стилю. Среди немногочисленных критиков Империи, еще решающихся открывать рот, чуть ли не большинство составляют евреи.

Попробую пояснить их мотивы – тем более сам один из них.

Ответ прост: евреи не против Империи. Им не нравится: а) цена, которую за это предлагают заплатить, и б) смысл, который в России в это слово вкладывают.

Цена состоит в том, чтобы еще «усилить Государство» за счет нового сжатия оставшихся социальных (о политических и речи нет) свобод – уменьшить огрызки свободы слова, влезть в свободу частной жизни, предпринимательства и т. д.

Я уж не говорю о возможности опасных военных авантюр «по пути в Империю», («вернем Крым»), о которых то прямо говорят «певцы Империи», то косвенно на это намекают.

Понятно, что более или менее либеральным – просто вменяемым – людям такая цена кажется, мягко говоря, «чрезмерной».

Теперь: какой же товар предлагается за эту цену?

Удивительным образом, речь идет не о большом открытом государстве (что, в общем-то, сразу приходит в голову при слове «империя»), а о какой-то закрытой стране «полутюремного типа» – недаром все время канючат про «сталинскую империю». Ну и вполне понятно, что в такой затхлой Империи почти неизбежен антисемитизм – может быть, не сталинского пошиба, но в XXI веке любой антисемитизм не может восприниматься иначе как позорный, отвратительный бред.

Именно такую Империю – глубоко провинциальную, закупоренную, варящуюся в своем соку и злобно-испуганно ощетинившуюся против всего мира – рисуют и Жириновский, и Проханов, и другие «графоманы Империи».

Вот уж тут истинно: «Если выпало в Империи родиться, / Лучше жить в глухой провинции, у моря», как писал про родную ленинградскую провинцию Бродский…

Впрочем, думаю, что если дело и впрямь дойдет до реального строительства такой Империи, то большинство евреев просто эмигрируют и история евреев России закончится еще быстрее, чем можно было бы ожидать «от естественных причин».

И последнее. Вот сегодня в России Москва, отчасти Петербург – это и есть «осколки Империи», космополитичные и открытые города. Поэтому в них и живут почти все евреи России, удовлетворяя тем самым свои «имперские инстинкты».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.