[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 – 11(199)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

 

О глазах и зрении

 

О глаукоме

<…> Судя по Вашим словам, Вы страдаете от глаукомы. В таких случаях обычно прибегают ко второй операции, хотя предварительно следует проконсультироваться с опытным окулистом, каких много в Эрец-Исраэль, и выяснить, нужна ли такая операция. Знайте: «Тора дозволила целителю исцелять».

Известно также, что одно из традиционных «средств» для излечения болезни глаз – это скрупулезное отношение к кидушу и авдале над вином (см.: Шабат, 113б и комментарий Раши; Пиркей де-рабби Элиэзер, гл. 20 и комментарий Радала, а также: Ийун тфила в Сидур а-Шалейм).

 

О потере зрения вследствие психологической травмы

<…> Вы рассказываете о проблемах с глазами у Вашей дочери, о мнении по этому поводу врачей и о том, что едете с ней к окулисту в Бостон.

Прежде чем решиться на эту поездку, посетите местного врача; он даст Вам направление к врачу из Бостона, опишет ее болезнь, сообщит о предложенном курсе лечения.

Насколько я знаю, многие жители Святой земли консультируются с медиками из Швейцарии. Я посоветовал бы Вам поступить так же. Уверен, среди Ваших друзей в Эрец-Исраэль есть люди, имеющие связи со швейцарскими врачами.

Что за болезнь у Вашей дочери, из письма не очень понятно. Уровень глазного давления легко определить, поэтому мне не вполне ясно, чем вызваны сомнения.

Более того, если болезнь проявилась внезапно, не исключено, что потеря зрения вызвана психологической травмой, но Вы ни о чем подобном в письме не упомянули.

Если же это так, то для этого существуют специальные методы лечения.

Хотя потеря зрения вследствие психологической травмы случается, и соответствующее исследование уже было проведено, я все же призываю Вас обратить на эту возможность самое серьезное внимание.

<…> Было бы целесообразно проконсультироваться по крайней мере с двумя-тремя специалистами в Мемориальном госпитале или клинике Майо в Рочестере (Миннесота) и следовать их указаниям.

Однако не соглашайтесь – если они так советуют – подвергнуть дочь хирургической операции, в ходе которой у нее удалят зрительный нерв, что приведет к немедленной слепоте.

Желаю Вашей дочери быстрого и полного выздоровления, и будет Вам даровано увидеть ее возросшей к Торе, хупе и добрым делам…

 

Об удалении катаракты

<…> Что касается операции по удалению катаракты. Вы пишете, что Вас убеждают «врачи», во множественном числе, – то есть среди них по крайней мере два специалиста-окулиста.

В таком случае Вам не о чем беспокоиться: подобные операции делают повсюду. Больше того, предосторожности, соблюдаемые в ходе этой операции, также известны. Хирурги знают и придерживаются их.

Кроме того, Вам незачем отправляться в другую страну, чтобы сделать эту операцию – тоже по ряду причин.

Относительно того, какого врача Вам выбрать.

Слышал я от моего тестя очень хорошую историю. Предстояло совершить обрезание одному из внуков Цемах Цедека. На роль моеля претендовали двое: один, постарше, был лучше осведомлен в мистических понятиях (каванот), имеющих отношение к обрезанию; другой, попроще и помоложе, имел твердую руку.

Когда Цемах Цедека спросили, кого из двух выбрать, он ответил: того, кто моложе, ибо очень важно сделать настоящий надрез, то есть чтобы брит был исполнен наилучшим образом.

Поэтому критерием выбора хирурга должна быть не его религиозность, а уровень мастерства.

Да пошлет Всемогущий Вам исцеляющие слова и полностью исцелит Вас посредством выбранного Вами хирурга.

 

О возможном удалении глаза

<…> Отвечаю на Ваше письмо, где Вы рассказываете о болезни глаза.

Мне не нравится, что уже два года назад Вы, почувствовав что-то в глазу, не пошли к врачу. Однако «не нужно жаловаться на прошлое».

Что же касается настоящего: по-моему, Вам следует посоветоваться с двумя глазными врачами, специалистами в этой области, и пройти курс лечения всеми доступными средствами, прежде чем решиться на удаление глаза.

<…> Вы сообщаете, что два окулиста считают необходимым удалить глаз, и есть две возможности: сделать это немедленно и заменить глаз стеклянным или же удалить только зрачок.

Мне кажется, что, если удаление глаза действительно необходимо, лучше удалить его. В любом случае, идет ли речь о полном или частичном удалении, Вам необходимо следовать указаниям врачей.

Да пошлет Вам Б-г удачу, чтобы операция прошла успешно и Вы вскоре опять были здоровы, чтобы возрастать и продвигаться в изучении Торы – как в ее открытой части, так и в хасидуте, – что послужит сосудом и орудием для Б-жьих благословений во всех делах.

<…> Будьте тверды в Вашем уповании на Всевышнего. И конечно, незачем напоминать вам о том, что нужно тщательно соблюдать кидуш и авдалу – по словам благословенной памяти наших мудрецов, они влияют на «источник света глаз человеческих».

 

О контактных линзах

Отказавшись носить контактные линзы, Ребе сказал нескольким женщинам и девушкам из Хабада: «это нецелесообразно», «не носите их (по возможности)», «всем известно, что я против них». Если он и разрешал их носить, то довольно редко.

Один из секретарей Ребе рассказывал, что однажды присутствовал при споре между ним и известным офтальмологом. Врач поведал, что у одной из его пациенток было серьезное глазное заболевание, поэтому он считал единственной надеждой на сохранение зрения контактные линзы. Ребе ответил врачу: «Вы не дождетесь от меня одобрения. С моей точки зрения, ей нецелесообразно носить линзы». Узнав его мнение, пациентка отказалась от линз, и зрение ее улучшилось.

Как-то Ребе показал секретарю заметку из израильской газеты. В ней описывались два случая, когда контактные линзы привели к проблемам со здоровьем, после чего сказал: «Видишь, я был прав, возражая против них».

Духовные советы по исправлению зрения

Вы пишете, что Ваше зрение ухудшилось и пока офтальмолог не сделал ничего для исправления ситуации.

Я посоветовал бы Вам обратиться к другому специалисту: Тора требует, чтобы мы использовали естественные методы и получали благодаря им действенное лечение.

Кроме того, я рекомендовал бы Вам участвовать в публичном чтении Торы, а также ежедневно изучать или, по крайней мере, повторять несколько стихов из книг Танья и Зоар.

У наших мудрецов есть замечательная пословица (Тамид, 32а): «Кто мудр? Тот, Который видит, что родится из Его действий».

Хасидут объясняет ее так: мудрость состоит в том, чтобы в любой момент видеть рождение Творения от небытия к бытию (от Айн к Йеш).

Как объясняет Алтер Ребе в Шаар ихуд ве-эмуна, Творение – не единовременное событие, хотя и длилось шесть дней. Нет, Б-жественное слово непрерывно творит мир, в каждый момент времени, от небытия к бытию.

То же самое верно и по отношению к каждому еврею – его физическое здоровье зависит от духовного здоровья, равно как физическая составляющая творения неизменно обновляется духовной составляющей и зависит от нее.

Необходимо разобраться в недомогании духовного органа, соответствующего физическому – например, хватает ли человеку духовной силы зрения, которая позволяет ему видеть, как все физическое ежемоментно претворяется из небытия в бытие.

<…> Вы слышали, конечно, об учении Бааль-Шем-Това: о том, что в каждом событии, случившемся с человеком, во всем, что человек видит или слышит, есть скрытый урок и указание, которое относится к его служению Б-гу. Несомненно, сюда относится и такой ответственный момент в жизни, который довелось пережить Вам, а именно проблемы со зрением – ведь зрение играет важнейшую роль в жизни человека.

Это подчеркнуто и в открытой части Торы, где (есть такое мнение) утверждается, что только зрячий человек обязан и достоин выполнять все мицвот; только зрячий воистину считается живым и т. д.

Несомненно, Вы также знаете слова наших мудрецов о силе зрения как «источнике света глаз человеческих».

Все, что говорили наши мудрецы, отличается предельной точностью, равно как и каждое слово нашей святой Торы, дарованной Б-гом Моше на Синае.

«Человек – микрокосм Торы». «Б-г создавал мир, заглядывая в Тору» – то же относится к человеку, которого называют «маленьким миром» (Танхума, начало Паршат Пекудей; Тикуней Зоар, Тикун, 69, с. 100б и далее).

Из сходства макрокосма Вселенной и микрокосма человека следует, что «источник света глаз человеческих» соответствует тому, что говорится об «источнике света» в Торе – как об этом свидетельствует начало Эйха раба: «Источник света внутри ее (то есть внутри Торы) возвратит его (то есть грешника) к добру».

«Свет источника Торы» относится к тайной, «скрытой» части Торы, которая внушает человеку трепет перед Б-гом и любовь к Нему. Это разъясняется в Ликутей Тора Алтер Ребе (в конце главы Ваикра).

В позднейших поколениях светоносный аспект Торы был открыт в учении хасидизма: теперь всякий может очень хорошо понять «эзотерическое» и «скрытое».

Сказанное выше – не научная теория, а практические указания; поэтому твердо решите для себя регулярно изучать хасидут. Такое решение ускорит процесс лечения Ваших глаз, и Ваши надежды очень быстро осуществятся.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.