[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2008 КИСЛЕВ 5769 – 12(200)

 

Декабрь

Борис Явелов

 

4.xii.1903

105 лет назад в Витебске, в бедной еврейской семье плотогона, вскоре занявшегося торговлей скобяным товаром, родился Лазарь Иосифович Лагин (Гинзбург). Писатель, поэт и журналист, взявший в 1956 году литературный псевдоним, составленный из первых слогов имени и фамилии, известен прежде всего как автор «Старика Хоттабыча», а также романов «Патент “АВ”», «Остров разочарования», «Белокурая бестия» и др. Все они написаны в исключительно самобытной манере, сочетающей лихую приключенческую фабулу с сатирой, фантастикой и элементами памфлета. Он также автор сценариев культовых мультфильмов «Жил-был Козявин» (режиссер А. Хржановский) и «Шпионские страсти» (режиссер Е. Гамбург). По окончании школы Лагин ушел добровольцем на Гражданскую войну, в 1920-м вступил в РКП(б), некоторое время был одним из руководителей белорусского комсомола. В 1922 году дебютировал как рабкор и с тех пор до конца жизни (1979) оставался газетчиком. Пика журналистской карьеры Лагин достиг в 1934 году, когда был назначен заместителем главного редактора журнала «Крокодил» Михаила Кольцова (Фридлянда), в те времена советского журналиста номер один. В 1938-м, когда Кольцов попал под каток сталинских чисток, влиятельный Александр Фадеев «упрятал» Лагина в длительную командировку на приполярный Шпицберген. Именно тогда журнал «Пионер» и газета «Пионерская правда» одновременно напечатали ставшую затем знаменитой повесть-сказку о всемогущем старичке Хоттабыче. За опубликованный в 1947 году «антиимпериалистический» роман-утопию «Патент “АВ”» Лагин был удостоен Сталинской премии, хотя и позволил себе в этом произведении смертельно опасные каламбуры. Дело в том, что многие собственные имена в романе – «говорящие», но только не по-русски, а на языке Талмуда. И писалось это как раз в то время, когда раскручивалась печально знаменитая кампания против «безродных космополитов», или попросту евреев.

 

28.xii.1808

200 лет назад в еврейском местечке Слободка, что ныне в городской черте Каунаса, в семье меламеда (учителя в хедере), родился Авраам Мапу, создатель первых романов на иврите, видный деятель эпохи Хаскалы (еврейского движения Просвещения). С юных лет Мапу интересовался иудаизмом, библейской историей, занимался каббалой, самоучкой освоил латинский, немецкий, французский языки, а в 1830-х годах увлекся идеями Хаскалы. В 1848 году Мапу получил место преподавателя немецкого и древнееврейского языков в ковненской казенной еврейской гимназии и большую часть жизни так и проработал учителем. В 1853 году в Вильно увидел свет его исторический роман из библейской жизни «Любовь в Сионе» («Ахават Цион»), над которым он работал свыше 20 лет и который стал первым в еврейской литературе произведением этого жанра на иврите. Роман, по единодушному мнению читателей и критиков, потряс еврейский мир, увлечение им было повальным. Шолом-Алейхем вспоминал, как он мальчиком, лежа на чердаке, за одну субботу от корки до корки «проглотил» книгу Мапу, после чего купил себе бумаги, сшил из нее тетрадь и принялся писать роман по образцу «Сионской любви». К 1928 году книга выдержала 15 переизданий на иврите, не считая 11 изданий Собрания сочинений Мапу и переработок для сцены. Она была переведена на добрый десяток языков, причем не раз и зачастую в сильно отличающихся друг от друга версиях. Романтическим повествованием о жизни красивых и свободных предков – воинов, пастухов, земледельцев, столь контрастировавшим с убогим прозябанием в черте оседлости, зачитывались еврейские колонисты в Палестине. Давид Бен-Гурион, будущий первый израильский премьер-министр, приехавший на историческую родину в 1906 году, привез роман в нагрудном кармане потрепанного пиджака. Немалый, но не сравнимый с «Сионской любовью» успех имели и другие произведения Мапу, в частности опубликованный в 1858 году роман о современной жизни «Айит цавуа» («Ханжа», или буквально: «Перекрашенный коршун»). Благожелательно встреченная читателями, книга натолкнулась на негодование ортодоксальных кругов, уничижительно назвавших автора Мапкой – «вольнодумцем». Помимо художественных произведений, перу Мапу принадлежат два учебника иврита: «Наставление юноше» (1859) и «Наставник-педагог» (1867), а также изданный на идише учебник французского языка (1859). Умер писатель в 1867 году в Кенигсберге. Его имя носят улицы в Иерусалиме и старом Каунасе.

 

30.xii.1988

20 лет назад, так и не будучи официально реабилитированным, в Москве умер Юлий Маркович Даниэль, потомственный литератор, поэт, прозаик и переводчик, диссидент, герой знаменитого процесса Синявского и Даниэля 1965–1966 годов. На этом процессе он и его близкий друг, тоже литератор, Андрей Донатович Синявский были осуждены за тайную публикацию своих антисоветских произведений на Западе. Даниэль печатался под псевдонимом Николай Аржак, Синявский выбрал для себя псевдоним Абрам Терц. Для «крамольного» творчества Аржака-Даниэля наиболее характерна повесть-антиутопия «Говорит Москва», рассказывающая о введении в СССР указом Президиума Верховного Совета Дня открытых убийств, единодушном одобрении странного «праздника» широкими массами трудящихся и непростом восприятии этого чудовищного новшества «отдельными недостаточно сознательными элементами». Терц-Синявский пострадал из-за повестей «Суд идет», «Любимов» и литературоведческой статьи «Что такое социалистический реализм?». Московский областной суд по статье 70-й УК РСФСР приговорил литераторов соответственно к пяти и семи годам заключения в исправительно-трудовой колонии строгого режима за антисоветскую агитацию и пропаганду. Расправа с литераторами породила мощную волну протестов общественности – как за рубежом, так и в СССР – и по существу положила начало советскому диссидентскому движению. Даниэль отбыл свой срок «от звонка до звонка». Синявский провел в колонии шесть лет и в 1973 году уехал с семьей во Францию.

 

30.xii.1993

15 лет назад в Иерусалиме после полутора лет тяжелых переговоров между представителями израильского правительства и Ватикана было подписано так называемое «Основополагающее соглашение между Святым престолом и Государством Израиль», подводившее черту под двумя тысячелетиями конфронтации между христианством и иудаизмом. В документе из 15 статей стороны выразили свою приверженность принципам свободы совести и вероисповедания, преданность делу углубления взаимопонимания между нациями, борьбы с антисемитизмом и всеми формами расизма и религиозной нетерпимости, а также курсу на мирное разрешение конфликтов между странами и народами при абсолютном неприятии практики насилия и террора. Правительство Израиля и Святой престол обязались сохранять status quo в отношении собственности и взаимных прав институций христианской религии и иудаизма в своих «зонах ответственности». Вопрос о статусе Иерусалима не обсуждался. Заключительные статьи соглашения и дополнительный протокол определяли порядок установления между сторонами полного объема дипломатических отношений. 16 августа 1994 года в Иерусалиме первый посол (а точнее папский нунций) Ватикана в Израиле архиепископ Андреа Монтеземоло вручил верительные грамоты израильскому президенту Хаиму Герцогу. А спустя полтора месяца, 29 сентября, первый посол Израиля при Святом престоле Шмуэль Хадас вручил верительные грамоты Папе Римскому Иоанну Павлу II, первому из всех христианских иерархов посетившему синагогу (в Риме) и сыгравшему ключевую роль в сближении Ватикана с Израилем.

 

31.xii.1908

100 лет назад в старинном городке Бучаче, тогда в австро-венгерской Галиции, а ныне в Тернопольской области Украины, в семье преуспевающего торговца, бежавшего в 1905 году от российских еврейских погромов, родился Симон Визенталь, писатель, общественный деятель, знаменитый «охотник» за нацистскими военными преступниками, имя которого десятилетиями наводило ужас на гитлеровских последышей. Архитектор по образованию (с дипломом Пражского технического университета), Визенталь до войны работал в Одессе и Львове и едва избежал депортации в Сибирь после присоединения в 1939 году Западной Украины к СССР. В 1941 году, после взятия Львова нацистами, Визенталь оказался в Львовском гетто, участвовал в польском Сопротивлении, в 1943 году был отправлен в концлагерь, откуда ему удалось бежать. Однако в 1944 году его снова арестовали гестаповцы. Чудом выживший узник нацистских лагерей, прошедший 12 «фабрик смерти», он потерял в годы Холокоста в общей сложности 89 родственников – своих и своей жены. После освобождения американцами из барака умирающих заключенных Маутхаузена в мае 1945 года Визенталь сделал делом всей своей оставшейся жизни – а дожил он почти до 97 лет – «охоту» за скрывшимися нацистскими военными преступниками. В 1947 году в австрийском Линце он вместе с 30 единомышленниками создал и до конца своих дней бессменно возглавлял Еврейский центр документации, к настоящему времени выявивший более тысячи бывших нацистов, досье на которых были переданы органам правосудия различных стран. Важнейшую роль сыграл Визенталь в поиске одного из наиболее матерых гитлеровских мерзавцев – Адольфа Эйхмана, пойманного израильской разведкой Моссад в Аргентине и повешенного в 1961 году в Израиле. Визенталевский Центр сумел обнаружить гестаповского офицера Карла Зильбербауэра, ответственного за арест в 1944 году 15-летней Анны Франк, что имело большой общественный резонанс. Признательные показания Зильбербауэра окончательно дискредитировали антисемитскую версию о том, что дневник несчастной девочки якобы является позднейшей подделкой. С другой стороны, в начале 1980-х годов Визенталь, не побоявшись острого конфликта со многими коллегами, выступил в защиту обвинявшегося в связях с нацистами австрийского дипломата Курта Вальхайма, четвертого Генерального секретаря ООН, в 1986–1992 годах президента Австрии. В 1977 году был основан Центр Симона Визенталя со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе – независимая организация, работа которой направлена на сохранение памяти жертв Холокоста, пропаганду толерантности и борьбу с антисемитизмом. Незадолго до кончины Визенталь объявил о прекращении своего поиска нацистов. «Те, кого мне не удалось разыскать, – сказал Визенталь в интервью, – сейчас уже глубокие старики, не способные предстать перед судом». Тем не менее Центр Визенталя розыск нацистов не прекратил. Деятельность Визенталя, за которую ему многократно угрожали убийством, была отмечена высокими наградами США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Австрии, Польши, Израиля, Люксембурга, в 2003 году он был удостоен титула британского лорда. Умер Визенталь в сентябре 2005 года в Вене, где одна из улиц теперь носит его имя. Похоронили его в израильском городе Герцлия, недалеко от Тель-Авива.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.