[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 02(202)

БОЛЬШЕ ЧЕМ ЛЕТОПИСЬ

Алекс Раппопорт

Г. Франк на сцене амфитеатра МЕОЦа перед началом фильма “Вечная репетиция”

Режиссер Герц Франк
Вечная репетиция
Израиль, 2007

В МЕОЦе состоялась московская премьера фильма выдающегося режиссера документального кино, старейшины и лидера “рижской школы документалистики” Герца Франка “Вечная репетиция”.
Франк в Израиле с 1993 года, он ведет активный образ жизни, преподает в университетах Таль-Авива и Иерусалима, дает мастер-классы в крупнейших киношколах мира. Фильм включает кадры, снимавшиеся на протяжении десяти лет на репетициях израильского театра “Гешер” в Старом Яффо (район Тель-Авива), а также во время гастролей в Нью-Йорке и в Москве. Ранние кадры ленты датированы декабрем 1994 года, самые поздние – августом 2004-го, общий объем отснятого материала составляет более ста пятидесяти часов – хватило бы на документальный сериал. Режиссер смонтировал из этого фильм на сто семь минут экранного времени.
Тот, кто следит за новостями культуры из Израиля, прекрасно осведомлен о “Гешере” и его месте в израильской театральной жизни. Но когда Франк начал снимать, будущее молодого коллектива актеров из России во главе с режиссером Евгением Арье предсказать решались немногие.
Сегодня, видя снятые на сцене и за кулисами, в гримерках и в салоне аэробуса кадры, думаешь о том, насколько “Гешеру” с Франком повезло: сотни спектаклей других театров, тысячи достойных актерских работ не были запечатлены на пленку и, как ни грустно, ушли в небытие, а у молодой труппы уже на заре ее существования появился собственный “летописец”, да какой! Репетиции он подает зрителю как самостоятельные спектакли, своего рода джазовые сейшен, где царит импровизация, участники по очереди солируют, а общее звучание подчинено внятному ритму, нанизано на отчетливую мелодическую основу. Кстати, о музыке. В “Вечной репетиции” использована музыка Ави Беньямина (Ави Недзвецкий). Композитор родился в Эстонии, был создателем и участником популярной таллинской группы, музыкальным руководителем Русского театра в Таллине, работал в московских ТЮЗе и театре “Эрмитаж”. В 1991 году переехал в Израиль и стал музыкальным руководителем “Гешера”, за музыку к мюзиклу “Дьявол в Москве” (по мотивам Михаила Булгакова) признан в Израиле композитором года, написал музыку к спектаклю “Раб” (по роману Исаака Башевиса Зингера) и ряду других спектаклей. Пишет также для кино. Для его музыки характерно сочетание классики и модерна, он – соавтор многих успехов “Гешера”.
…Дорогого стоит проникнуть в прошлое и увидеть, как в “Гешере” репетировали “Одесские рассказы”, “Дьявола в Москве”, “Раба” или “Адама бен Келева”, заглянуть за кулисы МХАТа и Линкольн-центра. Но фильм “Вечная репетиция” – больше чем летопись одного успешного театра.
Что, собственно, делает художник? Что делает режиссер-кинодокументалист? И что, в частности, делает Герц Франк? Он подносит к жизни рамку и говорит: смотрите! Кадрирует действительность и показывает нам картину. Однако это обманчивая легкость, картина (а не любительское фото) получится только у мастера.
Необходимость написать рецензию о фильме или спектакле, как правило, мешает смотреть. Но я с какого-то момента об этой необходимости начисто забыл. Забыл, что мне нужно заметить “художественные приемы” и описать их. Я их попросту не увидел, настолько они уместны и не отвлекают внимания. Возможно, высшая степень мастерства – когда прием не виден, непонятно, как сделано.
Не думал я и о том, учитывают ли камеру актеры, постановочный передо мной кадр или нет. Позднее, анализируя увиденное, понимаешь, что работа автора фильма состоит здесь, главным образом, в отборе и в монтаже. И потом – в написании закадрового текста, комментирующего происходящее.
Фильму предпослан датированный 1923 годом эпиграф из записок художника К. Петрова- Водкина: “Не есть ли все Искусство только вечная репетиция к превращению самого человека в Искусство на сцене Вселенной?..” Сказано велеречиво, но вполне характеризует метод самого режиссера: каждый проживаемый момент жизни достоин запечатления, он интересен, поскольку многое сообщает о человеке, он, момент, – произведение жизни, но может, правильно увиденный, стать искусством, – утверждает Герц Франк “Вечной репетицией” и всем своим творчеством.
И в заключительных кадрах его фильма главные герои “Раба” Ванда (Е. Додина) и Яков (И. Демидов) застывают на экранном полотне, как на холсте живописца.

 

 

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.