[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203)

 

Ралли Челны–Дакар

Илья Карпенко

Современный город, в котором, как и положено, очень много автомобилей, но при этом почти нет… пробок! Скажете: да это утопия! Нет, такой город есть. Находится он в Татарии, а называется Набережными Челнами. И что показательно, немалый процент его многонационального населения всегда составляли евреи. Да еще какие!..

 

Набережные Челны совершенно не похожи ни на столицу республики, Казань, ни на соседний удмуртский Ижевск. А уж тем более на ближайшего соседа по Каме, старинный Сарапул.

Челны вообще мало похожи на среднерусские города. Это настоящий российский Детройт. Тот же размах в габаритах, столь же деятельные обитатели. А тон кипучей деловой жизни региона в немалой степени задают местные евреи, которые в 70х годах прошлого века в числе других первопроходцев построили здесь, рядом с промышленным гигантом, КамАЗом, город, завод, ГЭС. И стали из неофитов аборигенами.

Председатель Еврейского общинного центра г. Набережные Челны Л. Штейнберг

 

Ярские, Береговые, Набережные…

С удивлением узнали мы, что этот «молодой» город имеет древнейшую историю.

Оказывается, территория Набережных Челнов входила в состав Волжско-Камской Булгарии, а сам город в XIV–XV веках был крупным центром Ярской (Побережной) области Булгарского царства. В булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы» 1680 года упоминается, что по инициативе муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда Кул Гали, был основан город Яр Чаллы (в местной орфоэпии жар – откос, обрыв, крутой берег; чал – камень, чаллы – огороженное камнями место, крепость). И произошло это в 1172 году! В русских летописях Береговые (они же Бережные, уже позже – Набережные) Челны упоминаются впервые в 1626 году.

Без малого 840 годиков – вот вам и «молодой»!

В начале XX века Бережные Челны становятся центром торговли и одним из портов – поставщиков леса для Казани и Астрахани. Население в основном – русские и татары. Однако не исключено, что помимо русских купцов Стахеевых и татарских Халфиных торговлей лесом и пушниной занимались и купцы-евреи. Нам об этом, увы, неведомо.

Но известно, что после 1917го «заплывали» в эти края революционер и писатель Лариса Рейснер, астроном и большевик Павел Штернберг.

В 1930 году селу был присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 человек. Сегодня – более полумиллиона. Наверное, поэтому можно говорить о том, что современная (в том числе и еврейская) история Набережных Челнов начиналась в 1960х годах, со строительства Нижнекам­ской ГЭС, завода КамАЗ, нового города. И с заложенной в июле 1969го у старой Мензелинской дороги бетонной плиты, на которой написано: «Здесь будет построен Кам­ский автомобильный батыр»…

В этом городе, одном из немногих, а может быть, даже единственном в СССР, никогда не было памятника Ленину… Зато есть памятник Владимиру Высоцкому, который побывал здесь с концертами в конце 1970х годов. А это дорогого стоит!

В Челнах же мы столкнулись с уникальным для России, да и всего мира феноменом – двойной адресацией. То есть каждый дом в городе имеет почтовый адрес и так называемый «адрес по комплексу». Причем челнинцы пользуются именно им. И как правило, своего «нормального» адреса вообще не помнят.

Такого, признаюсь, я не встречал нигде. Были живописные магалы Дербента, место расположения старых урамов Казани, полные восточного своеобразия махалля Самарканда и Бухары, но чтобы кварталы города обозначались номерами, подобно трассам в «Атласе автомобильных дорог», – дело невиданное! Но в городе автостроителей, наверное, и названия автодорожные?

Оказалось, нет – строительные. Это был своеобразный, как и все советское, эксперимент: присваивать кварталам молодого города цифровую нумерацию. В 1990х деление на комплексы определяло и принадлежность криминальной молодежи к разным группировкам.

Джордж Оруэлл отдыхает…

 

Стройка века

Один из «отцов-основателей» Набережных Челнов – легендарный строитель Евгений Батенчук говорил:

 

– Строительство КамАЗа, города и его градообразующих предприятий было стройкой века. Такие города создавались за 300 лет – мы создали город за 20 лет. Жаль, что ни в этом столетии, ни в начале XXI века не повторится наш опыт.

 

Рядом с Батей, как ласково-уважительно называли в Челнах Евгения Батенчука, на «стройке века» работали многие замечательные специалисты. И среди них немало евреев: первым начальником управления строительства «Камгэсэнергостроя» был Аркадий Эгенбург, главным инженером – Владимир Альфиш, трудились здесь энергостроители братья Михаил и Натан Вайнеры и многие другие. А ведь, как заметил глава компании «Кама-Тракс», председатель мест­ного Еврейского общинного центра Леонид Штейнберг, «на строительство КамАЗа в то время собрались люди неглупые – самые “сливки”».

Набережные Челны – главный город почти миллионной по числу жителей Нижнекамской агломерации, то есть компактного скопления населенных пунктов, объединенных общими производствами, транспортом, экономической и культурной жизнью. Об особенностях этой системы, объединяющей разбросанные на огромной территории мощные полисы, нам рассказал Михаил Вайнер, заместитель гендиректора компании «Камаглавстрой», а в местной еврей­ской общине – фигура знаковая.

Михаил Исаакович – челнинский старожил, ветеран «Камгэсэнергостроя», обладатель множества орденов и званий и замечательный человек, которого уважают и любят в округе… диаметром 60 километров! Именно на этом участке, включающем Челны, Нижнекамск, Заинск, Елабугу, Камские Поляны, кипит деятельность неугомонного энергостроителя, который, кстати, недавно отметил 70летие. Сейчас он занят тем, чтобы к вырабатываемым тут ГЭСами и ТЭСами 6 млн кВт электроэнергии прибавить еще четыре миллиончика. Дабы получилась круглая цифра – 10 млн кВт!

…Еще одно сходство Челнов и Штатов, помимо «автомобильности» и ширины проспектов и автобанов, состоит в «пришлости» всего населения – ведь здесь практически нет коренных жителей! Все обитатели и города, и агломерации (те, кому за пятьдесят) прибыли на Каму ловить удачу и/или строить «коммунистическое завтра». Их дети и внуки уже считают себя коренными челнинцами. Но тем не менее, истоки там – в белорусском местечке, украинском штетле, татарской деревушке, кавказском ауле…

Марк Товштейн, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики местного филиала Казанского университета, подтверждает:

 

– Город наш уникален тем, что строить КамАЗ приехали люди из разных республик. Огромные землячества азербайджанцев, грузин, армян, чувашей, мордвин, таджиков – около двадцати национальных общин!

 

Из-за волны антисемитских настроений на родной Украине или в Белоруссии многие евреи предпочли поменять насиженные места на «стройку коммунизма». Ведь в Челнах, да еще и с Батей (к слову, Евгений Батенчук родился в Балте под Одессой, где до войны евреи составляли более 70% населения) можно было нормально жить и работать.

Это подтверждает Леонид Штейнберг. В 1965м из Житомира он приехал в Татарию учиться:

 

– На Украине поступить в вуз было нереально. Мы приехали в Казань, там после войны было много евреев. Поступил в Авиационный на инженера-механика. Ну, этот институт всегда был интернациональным.

 

Потом была всесоюзная ударная комсомольская стройка, КамАЗ, Набережные Челны, борьба с преступностью (среди приезжей молодежи), а затем – как следствие – служба в органах внутренних дел, должность первого заместителя начальника УВД, звание подполковника… С начала 1990х – международные автомобильные перевозки, фирма «Кама-Тракс».

Ныне Леонид Данилович не только ее гендиректор, но и президент Логистической ассоциации Татарстана, заслуженный работник транспорта Республики Татарстан, председатель Ассоциации грузоперевозчиков Закамья, председатель челнинского филиала Ассамблеи народов Татарстана, Почетный гражданин Набережных Челнов – перечислить все его звания места не хватит. Недавно был удостоен знака «Почетный работник транспорта России».

Фамилия Штейнберг вызывает в Челнах глубокое уважение. Игорь Лерман, создавший в городе камерный оркестр и ставший художественным руководителем великолепного Органного зала, об отношении к Леониду Даниловичу говорит так:

 

– Штейнберг здесь национальный герой. Я приехал в этот город в 1980м, и стоило только заикнуться в разговоре, что я родственник Штейнберга, – ко мне относились как к родному. Причем независимо от национальной принадлежности собеседника.

 

У Лермана – своя история:

 

– Я рос в Кременчуге таким красивеньким кудрявеньким мальчиком. И вот подходит ко мне соседский мальчишка и говорит: «Ты жид!» А я улыбаюсь. Потом он мне ррраз по морде! Я заплакал, бегу к маме: «Что такое жид?» И так все мое детство. Пришлось драться, до крови… И когда я услышал, что здесь открылось музыкальное училище, что можно квартиру получить, решил ехать. Мне всегда хотелось организовать камерный оркестр и чтобы никто не мешал. А тут такая возможность!

 

На всех скоростях

Вы когда-нибудь сидели за рулем многосотсильной машины? Чувствовали мощную вибрацию мотора? Покоряли бездорожье, мчались по барханам на железном чудище – «летающем грузовике» – так, что дух захватывает? Нет?

Я тоже нет. Наверное, поэтому и поехал в Челны. Чтобы посмотреть на легендарных покорителей Сахары, потрогать за рукав суровых бойцов – всамделишных участников ралли «Париж–Дакар»! Оказалось, что этим делом для настоящих мужчин занимаются не только «лихие еврейские парни» вроде Семена Якубова, но даже сам премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов!

Да, особый город Набережные Челны. Здесь любят автомобили и скорости, гордятся своим КамАЗом. И конечно же, замечательной командой Семена Якубова – «автомобильной сборной страны»!

Команда «КамАЗ-мастер» стала троекратным обладателем Кубка мира по внедорожным ралли, неоднократным призером и восьмикратным победителем ралли-рейда «Париж–Дакар». А были еще и недавние «Тихий Дон» под Ростовом, и «Дезерт Челлендж» в ОАЭ, которые команда выигрывала ежегодно, начиная с 1999го! Кстати, «Дезерт Челлендж» – любимое ралли премьера Республики Татарстан, чей экипаж неоднократно становился лучшим в состязании. За что Минниханову и было присвоено высшее спортивное звание мастера спорта международного класса.

Многоопытный руководитель команды, немногословный и вечно занятой Семен Якубов в свои машины, видимо, просто влюблен. «Лучшие в мире грузовики, которые человечество способно создать» – так говорит он о железных участниках ралли.

Это правда. Но все-таки важнее люди: за каждой победой команды стоит весь автогигант, самоотверженный труд его специалистов. И конечно, сам Якубов, сплошь заслуженный: заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер – и России, и Татарстана… Ордена, медали, звания – длинный перечень в несколько абзацев.

Якубов признался как-то, что самое главное в ралли – это не обогнать соперника, а превозмочь стихию, сохранить автомобиль, выдержать испытание. И в каждой из этих составляющих нужно лавировать на грани возможного, а часто – и за этой гранью…

Правда, состязание, на которое мы попали в Набережных Челнах минувшим летом, было совсем не похоже на знаменитое ралли «Париж–Дакар». Конкурс на Кубок мэра, организованный по инициативе Леонида Штейнберга, состоялся впервые в истории города и был посвящен 40летию начала строительства КамАЗа и 20летию команды «КамАЗ-мастер». Соревновались профессионалы высочайшего класса – водители большегрузных фургонов, так называемых магистральных автопоездов. Народ сейчас все как-то больше тянется в брокеры да в маркетологи, а не в дальнобойщики… Вот и решили в Челнах: надо привлекать молодых!

Показать свое мастерство приехали 18 команд из нескольких городов России. 37 водителей, самых разных по стажу и возрасту, «оседлали» и наши «КамАЗы», и их «МАНы», «мерседесы», «ивеко», «вольво»… Главным судьей был назначен Фирдаус Кабиров, член команды «КамАЗ-мастер», заслуженный мастер спорта. Вот восхищенный отзыв Светланы Левитан, педагога воскресной школы и редактора еврейской газеты:

 

– Огромные машины, филигранная работа… Ширина ворот – 2,75 метра, а ширина фуры – 2,5 метра. На легковой машине не так просто заехать задним ходом в гараж, а что же говорить про двадцатиметровую фуру! Но сами водители признавались, что в жизни бывают ситуации гораздо сложнее, чем на соревнованиях.

 

Первым стал Юрий Печников из Челнов («Кама-Тракс»), второе и третье места достались Александру Пырусову и Игорю Сеничеву из Брянска («New Line»). Главный приз – автомобиль «ВАЗ-2107».

В честь юбилея по инициативе мэра Челнов Ильдара Халикова 2008 год назван в автограде «Годом команды “КамАЗ-мастер”». А Пахмутова и Добронравов написали к 20-летию гимн команды, душевно исполненный ее большими друзьями – Михаилом Турецким и его хором.

Прав был, наверное, Николай Добронравов, вписавший в этот гимн такие слова:

 

Какое в мире бездорожье!

Но отступленье не для нас.

И невозможное возможно,

Когда врубается КамАЗ…

 

Основатели еврейства

Кто-то назвал Марка Товштейна и Арона Либермана «основателями еврейства в Челнах». Именно они в конце 1980х, на излете так и недоразвитого социализма, создавали в автомобильной столице Прикамья первую еврейскую общину.

Заразился этой идеей Марк Яковлевич у евреев Казани, где его дочь Полина училась в музучилище и пела в еврейском ансамбле.

Первым, с кем Товштейн поделился своей идеей, был Арон Либерман:

 

– Либерман – это же личность! Мастер анекдотов! Он вообще чуть ли не с Буденным знаком. Мы с ним встретились на почте, и я говорю: «Знаете, Арон Натанович, неплохо бы евреям объединиться». А это были годы, когда еще не очень-то можно было. А он: «О! У меня есть идишский словарь! Идем!»

 

И Товштейн, и Либерман состояли в обществе «Знание» и вели каждый свою секцию. Оба пропагандировали знания: первый – естественнонаучные, а второй – атеистические. Так что первая еврейская община Набережных Челнов начиналась с секции атеизма…

Оказалось, в обществе работали многие евреи. А его председателем был Лев Фет – начальник финансового управления КамАЗа.

Марк Яковлевич продолжает рассказ:

 

– Однажды после заседания правления общества «Знание» Фет спускается впереди меня по лестнице. И я, идя за ним, говорю: «Лев Моисеевич, вы знаете какие-нибудь еврейские колыбельные песни?» С бухты-барахты спрашиваю – Полина дала мне заказ. Фет останавливается, поворачивается и говорит: «Как! И вы тоже?!» Вот он-то и был третьим… В том же «Знании» работал Бейниш Хаимович Ланда, замечательный человек! Физкультурник, мастер спорта, кандидат технических наук и мастер рассказывать разные истории. И еще Софья Ильинична Вайнберг. Со «Знания» все и начиналось!

 

Сначала собирались просто дома у Товштейна. Было тесно, «распределялись» как могли по трехкомнатной квартире. В 1991 году общину зарегистрировали. Первым ее председателем стал Лев Моисеевич Фет.

Товштейн вспоминает: когда они собрались в самый первый раз – с Ароном Либерманом, Борисом Мундером и остальными, – пригласили и Полину:

 

– Она пришла, стала что-то рассказывать. Но ее прервали и говорят: «Полина, спой!» Она спела на идише «Шолом, шолом». И мы плакали…

 

Наверное, поэтому ту первую «полуподпольную» общину в Челнах так и назвали – «Шолом»…

 

В семейном кругу

В общинном центре на стене – карта Израиля. «Ну и что тут особенного?» – скажете вы. Да, но на ней отмечено, в каких населенных пунктах и сколько проживает челнинцев, указаны все имена!

«Наши люди очень дружные. Бывших челнинцев не бывает», – объяснили нам с гордостью. Оказывается, как в Челнах есть еврейское землячество, так и в Эрец-Исраэль – челнинское.

В этой общине возникает удивительное ощущение единения и сотворчества, здесь никто ни против кого не «дружит»! Понаблюдав, я понял, что причина проста: местные евреи свою общину искренне любят, а в отношениях между собой сохраняют тот самый дух – комсомольцев со всесоюзной ударной стройки! И еще что приятно, здесь не делят «пирог» разнообразные еврейские организации: все собрались вместе и благополучно сотрудничают.

Может, в Татарии воздух какой-нибудь особенный, к миролюбию располагающий?

Шутки шутками, но политике поддержания межнационального и межконфессионального мира у руководителей республики можно только поучиться. Проводится она здесь достаточно последовательно, что могло бы стать добрым примером для всех других, не всегда толерантных (а то и вовсе ксенофобских) регионов России.

К сожалению, прежде в общине довольно долго царил разлад. После отъезда в Израиль Льва Моисеевича Фета, первого председателя, новое руководство не могло найти общего языка с координаторами «Хеседа», «Сохнута», молодежного клуба, да и с самими членами общины. Председатели сменяли друг друга, ругались, судились, одно время даже существовали две общины. В общем, «два еврея, три мнения». Это тянулось до 2004 года, когда Леонид Штейнберг и Яков Геллер собрали всех, кто считал, что мириться с таким положением больше нельзя. Переизбрали председателя религиозной общины. Создали Еврейский общинный центр. И все встало на свои места.

Челнинцы были первыми в стране, кто создал и зарегистрировал подобную организацию, – считает Евгений Коган, заместитель председателя ЕОЦа и член Совета общины, один из ее ведущих активистов и спонсоров. Евгений Ефимович поясняет:

 

– Я знаю, что сейчас в России уже есть такие организации. А на тот момент – в 2004 году – мы были единственными. Уникальность заключалась в том, что мы создали общинный центр как юридическое лицо, в правление которого вошли избираемые члены общины и постоянные члены – председатель религиозной общины, координатор «Сохнута», координатор «Хеседа», координатор «Гилеля». Это демократическое объединение сплотило ранее разобщенные еврейские организации.

 

Под крышей ЕОЦа собрались все – религиозная община, клубы, программы, школа. Кроме того, объясняет Евгений, фактически это привлекло финансовые ресурсы: «Предприниматели, входящие в Совет общины, увидели, что никто не тянет одеяло на себя, а все всё делают вместе, и стали давать деньги».

Совет занимается всеми вопросами жизни общины. В его составе – десять человек. Для принятия решения кворум обязателен. Такой своего рода «организационный миньян»…

…Сколько человек в местной иудейской религиозной общине? По словам ее председателя, Леонида Колоднера, более 500. «Община пережила непростой период становления, и потом бывали трудные дни. Но активизировалась она, когда вошла в состав Еврейского общинного центра», – поясняет председатель.

Леонид Исакиевич рассказывает, как отмечают в Челнах еврейские праздники, как участвует в их организации молодежь, о спектаклях, что ставят ученики воскресной школы и о гостях, приезжающих в Челны из Елабуги, Нижнекамска, Заинска. И конечно, благодарит за помощь местных меценатов – Леонида Штейнберга, Анатолия Калуцких, Константина Гомберга, Андрея Болтакса, Владимира Зельмана, Бориса Берлина, Евгения Вайнера и других. Видно, не оскудела земля татарстанская богатыми и добрыми евреями!

И есть надежда, что не оскудеет: недавно у Леонида Исакиевича родился внук, с чем мы его и поздравляем!

Леонид Колоднер в общине – со дня основания. Здесь о нем отзываются так:

 

– Всегда скромный и отзывчивый. Никогда не повышает голос. Он из первых строителей КамГЭС и КамАЗа, был заместителем гендиректора «Управления механизации стро­ительства». Обеспечивал ударную комсомольскую стройку техникой. И хотя он не любит быть на виду, но всегда пользовался большим авторитетом у членов общины.

 

Побывали мы и в еврейской воскресной школе. Это несколько специализированных кабинетов в новом здании Образовательного центра. Нина Подолинская – директор школы, а также член совета, его исполнительный директор. В общине она с момента ее зарождения, а в школе – три года. Нина Владимировна рассказывает:

 

– Здесь ребята изучают историю и традиции еврейского народа, иврит, английский. Разучивают песни, занимаются танцами, рукоделием, учатся работать на компьютере. Ни один еврейский праздник не обходится без участия наших детей: они каждый раз готовят небольшой тематический спектакль. Есть и настоящие «звезды» – такие, как Самсон Либерман.

 

Программное обеспечение

Работают в центре и разнообразные программы, семейный, женский и молодежный клубы. Организатором первого молодежного клуба была Ольга Колоднер. Она поставила работу так, что еврейские подростки, прежде никогда не собиравшиеся вместе, не пропускали ни одной встречи. Эстафету подхватили Лена Перемыслова и Катя Филиппова (именно она ведет теперь клуб «Гилель»). Лена сейчас учится в Казани, и там она – один из лидеров местного молодежного клуба.

За пожилых людей – их здесь уважительно называют старейшинами – отвечают координатор «Хеседа» Галина Уманская и председатель Совета старейшин Ванда Левшенко. Совет собирается довольно часто: проводят шабаты, отмечают дни рождения. «Это очень важно для людей старшего возраста, – считает Ванда Яновна. – Они нуждаются в постоянном тесном общении».

Говорят, мероприятия у старейшин проходят очень интересно. А в Клубе кошерной кухни, который по очереди с остальными старейшинами ведет Ванда Левшенко, – еще и вкусно. Одесская мама передала ей много рецептов еврейских блюд. В частности, куриной шейки. По сути, кроме Ванды Яновны, никто в общине не умеет правильно ее готовить. Несколько раз искусница давала даже «мастер-классы».

За организацию литературного и исторического клуба отвечает координатор «Сохнута» Марина Исакова. Ее стараниями встречи каждый раз ведут новые интересные гости.

В воскресной школе «Кешет»

Здесь работает даже Клуб мам израильских военнослужащих. Ведет его Марина Исакова, и девиз у них такой: «Родителей солдат ЦАХАЛ в Челнах у нас живет немало». В общинной газете периодически появляются жизненные иллюстрации тяжелой еврейской солдатской доли.

А еще в общине есть свой ансамбль – «Руах Каля» («Ветерок»), которым руководит Елена Сторожук – учитель хореографии и в воскресной школе, и в общине. Она профессиональный педагог-хореограф, в Челнах живет с рождения. И теперь под руководством Елены Александровны «Руах Каля» регулярно занимает первые места на городских конкурсах. В ансамбле занимаются и школьницы, и девушки постарше. Все танцы в репертуаре коллектива – разные по стилю: озорной «Пуримшпиль» и степенный «Шабат», коллективный «Хор» и сольный – «Озорница». У Елены Сторожук есть талантливая дочь, и мама уверена: Катя тоже будет хореографом!

Еврейская община Набережных Челнов принимает участие в сабантуе – национальном татарском празднике, ставшем праздником многонациональным. Все общи­ны города собираются на большом майдане, готовят национальные блюда. На еврейском столе – и гефилте фиш, и цимес, и форшмак, и куриная шейка, – спасибо Ванде Яновне Левшенко, Эмили Самсоновне Кочергиной, Белле Ильиничне Чернышевой и Людмиле Вячеславовне Перепелициной.

Выступают ученики воскресной школы, ребята из Молодежного клуба, ансамбль «Руах Каля». «Звездами» концертов стали Анна Будневич, Наталья Чернова, Анна Меерсон. На последнем сабантуе бурные аплодисменты заслужила песня «Шолом», которая особенно по душе челнинцам.

Община богата молодыми талантами. Ни один праздник не обходится без Полины Сандимировой и Яны Журбы. Яна вокалистка, а Полине удается сочетать вроде бы несочетаемое – спортивные танцы и скрипку.

…Праздник Победы – совсем особый. «Я считаю, что самый святой праздник для российского еврея – это 9 мая. Не было бы Дня Победы, и нас бы не было», – говорит Леонид Штейнберг.

Традиционно накануне 9 мая представители еврейского общинного центра вместе с общинами города выезжают на Тарловский мемориал. В Набережных Челнах не было боевых действий, но есть воинские захоронения – русские, татары, евреи… Это те солдаты и офицеры, которых отправили в тыл, в первый в Поволжье госпиталь для тяжелораненых бойцов Красной Армии. Увы, многие из них обрели покой в братской могиле на Тарловском кладбище.

А в День Победы все приходят к Вечному огню, возлагают цветы. Оттуда отправляются в Дом дружбы народов, поздравляют ветеранов. В программе праздника предусмотрено все: и концерт, и подарки ветеранам, и «фронтовые» сто грамм, и праздничная трапеза, и даже фейерверк!

…Ну и, конечно же, в Челнах успешно действуют «Сохнут» и «Хесед». Много лет координатором «Сохнута» был Марк Товштейн, а в 2002 году его сменила на этом посту Марина Исакова. Она оказывает неоценимую помощь будущим репатриантам и молодым людям, уезжающим учиться по программам, проводит регулярные встречи в клубе «Мааян» – для родителей, чьи дети живут и учатся в Израиле, – и в интеллектуальном клубе «Мишкефет».

Координатором «Хеседа» с первых дней работы была Нина Минина, в 2003 году ее сменила Анна Жаренова. А с 2007 года им ведает Галина Уманская. Она рассказывает, сколько народу «охвачено» еврейской благотворительностью, перечисляет разнообразные программы. И, заглянув в глаза Галины Ушеровны, понимаешь: помощь придет без промедления!

Второй год в общине радуются выходу собственной газеты с говорящим названием – «Вместе». Ее редактор Светлана Левитан о своих читателях говорит лаконично: «Это люди, которые еще не разучились читать и не отбили пальцы в SMS-чатах».

Название у газеты, конечно, оптимистичное, но Светлана – реалист:

 

– Большинство еврейских семей по меньшей мере на протяжении двух поколений оказалось абсолютно оторвано от вековых традиций своих предков, поэтому теперь, по прошествии почти сотни лет, «вспомнить всё» очень нелегко. Тем не менее больше десяти лет еврейская община пытается приобщиться к живительному источнику национальных традиций. С иллюзорной надеждой на будущие поколения, которые, видимо, будут лучше, светлее и всегда будут помнить то, о чем забыли их родители.

Члены общины у памятника защитникам Родины

 

Раввинская опека

Общину второго города в республике не оставляет своей заботой раввин Татарстана Ицхак Горелик: приезжает более чем за 200 километров из Казани, хоть для этого и надо везти с собой из дома «тормозок» – с кошерными продуктами в городе на Каме непросто. Раввин встречается с членами общины, проводит беседы, рассказывает о заповедях, традициях, праздниках и, конечно, объясняет самое главное – что значит быть евреем. В Челнах многие ждут его, жаждут услышать живое мудрое слово, комментарии к Торе, спешат задать вопросы.

Рав Ицхак приехал к челнинским евреям на Ту-би шват – еврейский Новый год деревьев. Прежде всего раввин посетил еврейскую школу, рассказал о том, как возник праздник и как принято его отмечать, о его сокровенном смысле:

 

– Человек очень похож на дерево – маленькое семечко прорастает только на хорошей почве. Когда появится росток, мы должны долго оберегать его и ничего от него не ждать, а потом, через несколько лет, дерево даст плоды. Так и человек – сначала маленький ребенок, о котором мы все время заботимся, а после – взрослый человек, словно дерево с крепкими корнями. Если повредить маленькое деревце, то оно на всю жизнь останется больным. Так же и с человеком – то, что ранит его в детстве, навсегда оставляет шрам в его душе.

Раввин Ицхак Горелик в еврейской школе

Рав Ицхак отвечал на вопросы детей, задавал им свои. А потом все вместе рисовали деревья и сажали комнатные цветы. На «ура» прошел и конкурс салатов – разделившись на команды, ребята сами готовили вкусные и красивые блюда из традиционных для праздника фруктов и орехов, а после подведения итогов и вручения призов детишки с удовольствием всю эту вкуснятину съели.

«Для меня большое счастье видеть, как в городе, где нет даже синагоги, таком далеком от мирового еврейского центра, дети отмечают национальные праздники, приобщаются к нашим традициям», – сказал раввин.

После воскресной школы уважаемый гость перебрался в офис ЕОЦа. Там праздник продолжился в компании взрослых – на встречу с раввином собрались около 50 человек. Они выслушали рассказ рава Ицхака о празднике, о традициях проведения шабата, о жизни и учении Любавичского Ребе.

В этот день большие не отставали от маленьких: забыв о годах, с восторгом участвовали в конкурсах, рисовали деревья и украшали своими творениями помещение общины. Но были и серьезные занятия: рав Ицхак надевал на мужчин талит и тфилин, после совместной молитвы отвечал на вопросы.

 

Ох уж эти Коганы!

Вы будете смеяться, но благодаря приезду рава Ицхака в Челны на праздник Ту-би шват молодые деревья появились… в Эрец-Исраэль! Об этом нам рассказал Евгений Коган:

Е. Коган

– Мы собрали деньги и перечислили в Иерусалим. И от имени челнинских евреев там посадили семь деревьев.

Евгений Коган – не только деятельный заместитель председателя ЕОЦа, но и гендиректор фирмы «КОРА», машиностроительного инжинирингового предприятия. В Набережных Челнах он с 1981 года, «еврейскими делами» занимается не так давно. А еще Евгений Ефимович – отец весьма почтенного семейства.

…Мы с удовольствием едим вкуснейшую рыбу, приготовленную Валентиной, женой Евгения, а счастливые родители с гордостью рассказывают о своих чадах. У Коганов шестеро детей – пятеро сыновей и дочь. «Дочка – пятая по счету. Первый Игорь, второй Дима, потом Олег, потом Костя, потом Анюта, последний – Ефим», – перечисляет Евгений Ефимович.

Дима окончил Нижегородский государ­ственный университет и живет в Челнах. Олег заканчивает Нижегородский же строительный, Аня учится в Екатеринбурге в художественно-архитектурной академии. Ефим – челнинский школьник, ему 14. А Костя служит в израильской армии и пишет оттуда для газеты «Вместе» трогательные репортажи о военных буднях.

Старший сын приехал из Израиля в прошлом году, там он учился в Иерусалимском университете и служил в армии. А когда вернулся, его «рекрутировали» на преподавание иврита в воскресной школе. Игорь особо не сопротивлялся…

В Челнах он женился. Вот свидетельство за подписью председателя совета фонда «Иехиль Лэкет» (Иерусалим):

 

В ознаменование своего бракосочетания Игорь и Ирина Коган как символ создания новой семьи посадили кедр на Святой земле. Пусть любовь их будет вечной, как зелен кедр, а само дерево послужит прообразом генеалогического древа их потомков.

 

Так что, наверное, сажать деревья у Коганов – просто семейная традиция…

Жена Игоря Ирина – солистка танцевального ансамбля «Руах Каля», победитель и лауреат многих конкурсов. В настоящее время, правда, Ирине танцевать сложно: недавно у «старших-младших» Коганов родилась дочь. И мы их поздравляем!

 

«Дети» Сонца и амбициозная «Провинция»

Однако челнинские евреи – не только строители, энергетики, гонщики и дальнобойщики. В их душах всегда звучала и звучит музыка!

Челны регулярно навещает казанский ансамбль «Симха». Дружба эта завязалась еще при Леониде Сонце – легендарном создателе и руководителе одного из первых в СССР клезмерских коллективов.

Полина Шеперд, урожденная Товштейн, – пианистка, певица, композитор, аранжировщик и руководитель вокального квартета «Ашкеназим» – начинала свой путь в организованном Сонцем самодеятельном кружке, а продолжала в его «Симхе». Потом создала свой квартет, который первоначально назывался «Лехаим». Тогда он исполнял песни на иврите, идише, ладино, русском.

Теперь «Ашкеназим» поют только на идише и только на музыку, написанную Полиной и/или в ее аранжировках, – деятельная руководительница ансамбля входит в движение за возрождение идиша. А кроме того, пропагандирует импровизационное пение, основанное на еврейских ладах и инструментальной орнаментации, выступает с сольной программой песен на идише, проводит семинары по нигуним (еврейским песням без слов). Музыку Полины Шеперд для еврейского театра и композиции на стихи еврейских поэтов исполняют многие хоры и солисты.

А еще Полина несколько лет подряд была художественным руководителем Фестиваля еврейской культуры имени Юрия Плинера. В рамках фестиваля каждый год 15 февраля ансамбль «Симха» организовывал в Казани концерты памяти Леонида Сонца «С днем рождения, Маэстро!».

Сейчас наша героиня живет в Брайтоне (Великобритания), продолжает руководить вокальным квартетом «Ашкеназим», объездившим с гастролями Россию, Европу, США. Конечно, теперь, когда Полина не живет в России, работать квартету стало сложнее.

Но музыка в Челнах по-прежнему звучит!

Камерному оркестру Игоря Лермана исполнилось 20 лет – для музыкального коллектива это возраст творческой зрелости. За эти годы «Провинция» была замечена в очень даже столичной компании: с нею выступали Елена Образцова, Николай Петров, Виктор Третьяков, «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова и другие звездные солисты и коллективы. «Я на сцене 43 года, и это один из лучших оркестров, с которыми я пела», – отозвалась о «Провинции» Елена Образцова. Ей вторит Юрий Башмет: «Оркестр играет на высочайшем профессиональном уровне».

И. Лерман

«Провинция» отнюдь не провинциальна: исполнение чистое и тонкое, репертуар очень разнообразен – от музыки барокко до современных авторов. Ее обработкой, созданием транскрипций занимается сам Игорь Лерман, он же организует гастроли, а также издает сборники переложений для камерного оркестра и солистов, преподает в Казанской консерватории. И вполне заслуженно получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан.

Оркестр записал шесть компакт-дисков. Особенно интересен последний – «Концерт в местечке». Это еврейские народные песни и еврейские темы из Шостаковича, Прокофьева, Ахрона, Бруха в обработке Лермана. Свой диск Игорь посвятил памяти мамы, открывает «Концерт» ее любимое произведение – «Мелодия» Глюка. И эта музыка – таки да, берет за сердце, когда плачет, и за печенку, когда смеется!

Игорь Лерман не только талантливый дирижер и педагог, сильный «музыкальный менеджер». Он – художественный руководитель Органного зала Набережных Челнов. А недавно возглавил «Татарский Ренессанс»: в городе на Каме Игорь организовал и провел Первый международный фестиваль классической и фольклорной музыки. В нем, кроме «Провинции», участвовал Владимир Спиваков и его самозабвенные «Виртуозы Москвы», блестяще дирижировал Государственным симфоническим оркестром Татарстана Фабио Мастранжело и неподражаемо играл на органе Рубин Абдуллин.

Приветствуя участников фестиваля, раввин Татарстана Ицхак Горелик сказал:

 

– Тора называет музыку «пером души», так как в ней человек может передать свои самые глубокие чувства, мысли, желания, как с помощью пера, которым пишет. Музыка, преодолевая культурные и языковые границы, сближает разные народы, что было важно всегда, и в наше время тоже.

 

Боль утраты

Уходят, уходят…

Михаил Доля два года был директором воскресной школы, вел занятия по истории еврейского народа. Один воспитывал двух сыновей. Читал интереснейшие лекции в Политехе, написал диссертацию по каббалистике. Но не успел защитить. Однажды после лекции спускался по лестнице в институте, прихватило сердце. Врачи «скорой» спасти не сумели. Его хоронил весь институт вместе с общиной, по еврейскому обряду: миньян, кадиш...

Нет больше Софьи Ильиничны Вайнберг, одного из основателей общины. Именно она рассказывала местным евреям о национальных традициях еще в начале 1990х, когда подобной информации было мало. Софья Ильинична была очень деятельным человеком: писала интереснейшие воспоминания в газету «Вместе», сценарии спектаклей, создавала костюмы для них, репетировала со взрослыми и детьми. Писала картины маслом на библейские темы. Большинство из них сын передал в дар общине…

После смерти Владимира Давыдовича Вейцброта, собравшего за свою долгую жизнь огромную библиотеку, его дочь Елена подарила его библиотеку городу и частично воскресной еврейской школе.

Вскоре после нашего возвращения из Набережных Челнов оттуда пришла скорбная весть: трагически погиб Александр Аронович Либерман – директор Центра образования имени Давыдова, профессор, кандидат психологических наук, создатель новой формы обучения, научный руководитель психологической лаборатории и многих других образовательных проектов для школьников и студентов…

Казалось, только вчера мы сидели за чашкой чая и смеялись веселым майсам его отца Арона Натановича, слушали полный гордости за любимого сына и внуков рассказ его милой мамы Людмилы Семеновны, восхищались богатой библиотекой…

Шестеро детей остались без любящего отца, а Центр образования, который уже давно зовут школой Либермана, – без заботливого директора. Не стало прекрасного профессионала, учителя, ученого, друга, коллеги, родного и любимого человека. Это большое горе для семьи, тяжелая утрата для еврейской общины и для всего города.

Смерть Александра Либермана – причина склонить голову, но не повод опускать руки: его дети должны расти и учиться, пожилые родители – ощущать каждодневную заботу близких, Центр образования – плодотворно работать, коллеги – продолжить начатое им дело.

Мы скорбим вместе с вами…

 

* * *

Практичность, деловитость, динамичность, мобильность (и, конечно же, «автомобильность»!) – вот характерные черты, присущие молодому городу на Каме и многим его обитателям. У них есть чему поучиться.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.