[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)

 

ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ – НА ХОЛОДНУЮ ГОЛОВУ

Берл Лазар

Недавно в Америке вышел очередной бестселлер о том, как человек выбирает свой жизненный путь и что надо делать, чтобы этот путь был максимально удачен. Автор, известный психолог, сообщает читателям сенсацию: оказывается, подавляющее большинство принимаемых нами решений диктуется не разумом и логикой, а инстинктом и привычкой. Предмет нашей общей гордости – статус «гомо сапиенс», «человека разумного», оказывается под угрозой.

Это предостережение особенно актуально в нынешние кризисные дни, когда многим людям приходится по-новому смотреть на свою жизнь и принимать решения, последствия которых будут сказываться еще многие годы. Впрочем, и без всякого кризиса каждый из нас вынужден принимать ежедневно сотни решений, делать тысячи выборов, порой даже не из двух, а из множества вариантов. К сожалению, далеко не каждый раз мы выбираем, повинуясь голосу разума. Гораздо более распространенной является так называемая «инерционная модель», когда человек действует под влиянием иррациональных факторов.

Способность к разумному выбору изначально присуща человеку, именно она отличает человека от животного. В этом согласны и богословы, и ученые. Проблема в том, что эта способность далеко не всегда проявляется.

Как ни парадоксально, способность действовать разумно чаще всего реализуется в ситуации максимальной опасности. Казалось бы, в такой ситуации от человека не стоит слишком многого ожидать, страх у него подавляет разум. Однако на самом деле происходит прямо противоположное: перед лицом конкретной угрозы человек максимально мобилизует ресурсы своего разума.

Недавно мир потрясла история с пассажирским самолетом, который из-за неисправности сел на воду возле Нью-Йорка. Анализ действий пилота показал, что в критический момент он работал как компьютер – с огромной скоростью принимал решения, которые каждый раз оказывались единственно правильными. В результате десятки пассажиров были спасены. Конечно, сказался опыт пилота, но он сам признался, что за всю свою долгую карьеру в профессии ни разу не сталкивался с такой угрозой.

Вывод здесь очевиден: человек способен действовать разумно даже в таких ситуациях, когда это очень трудно – будь то из-за недостатка времени для рассуждений, из-за критичности ситуации либо нервного напряжения. Остается только сожалеть, что этот Бжий дар он использует далеко не всегда.

Одна из задач хасидизма как раз в том и состоит, чтобы помочь человеку в максимальной мере использовать свой разум. Еще основатель учения Хабад рабби Шнеур-Залман из Ляд в своем основном труде «Танья» писал: «По самой своей природе разум управляет сердцем». Этот тезис получил впоследствии название «альфа хасидизма» – то есть краеугольный камень хасидского подхода к жизни. Хасидское учение исходит из того, что ум должен быть сильнее эмоций – только тогда человек может реализовать себя и свой потенциал в полной мере, выполнить все те задачи, которые на него возложил Бг.

Многим людям эта рациональность может показаться неприемлемой. Русская литература традиционно воспевала эмоционального героя и осуждала человека рационального, примат разумности характеризовался как «бесчувственность». Однако это в корне неверный подход. Мозг может – и должен – быть холодным, но от этого он не меньше связан с душой. Ассоциировать душу и чувства («сердце») – крайне однобокий взгляд на человека. Душа – это то, что связывает нас с Бгом. А Бг, сотворив человека, единственному ему дал разум. Чувства есть и у животных – разум только у нас. «Горячее сердце» лучше иметь на холодную голову.

В определенных ситуациях «примат ума над сердцем» спасает человеку жизнь. Есть известная история, – кстати, основанная на фактах, – о реб Моше Майзельсе из Вильны. Он был послан первым Ребе в армию Наполеона с разведывательной миссией – как известно, Ребе поддерживал Россию против Франции.

Реб Моше использовал знание языков, чтобы стать переводчиком при штабе французской армии, и передал русским немало секретных сведений.

Однажды реб Моше удалось присутствовать на совете генералов, которые планировали сражение с русской армией. Вдруг дверь отворилась, в комнату вошел сам Наполеон. Увидев еврея, заглядывающего в секретные карты, император закричал: «Это царский шпион!» – и тут же приложил руку ему к сердцу, чтобы проверить, как оно бьется. Стоило реб Моше хоть немного дать волю чувствам, он был бы разоблачен и расстрелян.

«Тут мне на помощь пришла альфа хасидизма, – рассказывал впоследствии Моше Майзельс. – Мой мозг отдал команду сердцу, и оно послушно продолжало биться в прежнем темпе. Я объяснил императору, что являюсь переводчиком при штабе и ни в чем дурном не замешан. Наполеон поверил, что человеку, реагирующему так спокойно, действительно нечего скрывать, и отпустил меня».

Рациональность по-хасидски означает, что человек должен всегда правильно анализировать последствия своих поступков, ничего не пускать «на самотек». К сожалению, нынешняя потребительская цивилизация основана на противоположном принципе: человек старается получить максимальное количество удовольствий, не заботясь о возможных негативных последствиях. Отсюда многие беды сегодняшнего мира: загрязнение окружающей среды, СПИД, да и нынешний кризис, выбраться из которого мы сможем, только если в полной мере используем свою рациональность.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.