[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)

 

Вы читали? Евгений Левин. Почему страдают праведники? // 2009, № 1.

Реакция. «Однако нет прямой связи между соблюдением заповедей и благополучной жизнью в этом мире». А к кому тогда обращены следующие слова из главы Дварим (30: 15-18): «Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Заповедуя тебе сегодня любить Г-спода, Б-га твоего, ходить путями Его и соблюдать Его заповеди и Его законы и Его правопорядки; и ты будешь жить и умножаться, и благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, на земле, на которую ты вступаешь для овладения ею. Если же уклонится сердце твое, и ты не будешь слушать, и будешь отторгнут и поклоняться станешь божествам чужим и служить им; то возвестил Я вам сегодня, что погибнете вы, не продлите дней (ваших) на земле…»?

Или другие слова: «И будет, если внимать будете заповедям Моим, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей вашей душой. То дам Я дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб и твое вино и твой елей. И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (Дварим, 11: 13-15). Разве речь идет не об этом мире?

Зеев, Интернет

 

Наш ответ. Проблему, которую вы подняли в письме, в свое время серьезно обсуждал известный средневековый мыслитель раввин Йосеф Альбо в своей «Сефер а-икарим» («Книга основ»). Он обратил внимание на то, что нигде в Торе не говорится прямо о посмертном воздаянии в Мире грядущем, зато во многих местах, включая процитированные Вами отрывки, явно говорится о награде за исполнение заповедей, которую невозможно истолковать иначе как материальную награду при жизни, в этом мире.

По мнению раввина Альбо, это можно объяснить так: в Торе говорится о награде уже в этом мире, поскольку в соответствующих фрагментах ее текста речь идет о воздаянии и наказании всему народу как целому, но не отдельным праведникам и грешникам. А посмертное воздаяние строго индивидуально, поэтому тексты Писания, обращенные, прежде всего, к общности, к народу Израиля, не говорят об этом прямо, а лишь намекают на него во многих местах. Поэтому народ, как общность, наказывают и награждают в этом мире и, естественно, в категориях этого мира (процветание, спокойствие и т. д.).

Однако это не означает, что аналогичным образом обстоят дела с личной судьбой каждого. Поэтому, даже когда весь народ облагодетельствован Всевышним, отдельные праведники могут страдать, а грешники – благоденствовать. Впрочем, справедливо и обратное. Единственное же число, используемое Торой при упоминаниях воздаяния, объясняется тем, что благоденствие народа зависит от каждого индивидуума, и об этом нам и напоминает Писание. Мне кажется убедительным это объяснение великого раввина Йосефа Альбо, по­скольку оно не противоречит прямому смыслу соответствующих библейских текстов.

Евгений Левин, Израиль

 

Вы читали? Борис Клин. «Правое дело» не при делах // 2009, № 1.

Реакция. И мне «Правое дело» не по душе. Создание СПС было ошибкой. Должен был остаться лишь «Демвыбор», остальные как хотят. Аргументы автора статьи поражают легковесностью. Как оценить его высказывания в адрес Жириновского? Будь этот «яркий и талантливый» человек русским по происхождению, его бы без затей народ избрал в президенты. Те, кто голосует за этого клоуна, потому и голосуют, чтобы позабавиться. Не говоря уже о тех, кто проголосует хоть за черта, лишь бы противу власти. Если бы его не было, надо было бы выдумать. Антисемитизм у нас какой-то бытовой сегодня. И Явлинского не из-за его еврейского происхождения не выбирали. Так что про евреев-то загнул, батенька.

Б. Миндлин, Москва

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.