[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2009 ИЯР 5769 – 5(205)

 

Морис Жарр. еврейская грусть «Доктора Живаго»

В ночь на 29 марта в Лос-Анджелесе в возрасте 85 лет умер от рака знаменитый франко-американский композитор Морис Жарр.

Морис Алексис Жарр родился 13 сентября 1924 года в Лионе в семье евреев – выходцев из России. Он начинал учиться на инженера-электрика в Лионском университете и в Сорбонне, но вскоре перешел в Парижскую консерваторию, которую окончил по классу ударных инструментов и композиции. Отслужив во французской армии во время второй мировой войны, Жарр начал профессиональную карьеру и несколько лет проработал дирижером Национального народного театра в Париже.

Писал симфоническую музыку, музыку для театра и балеты, однако его всемирная слава связана в первую очередь с работой для кино. Как кинокомпозитор он дебютировал в 1951 году саундтреком к короткометражному фильму французского режиссера Жоржа Франжу «Отель инвалидов». После переезда в 1960х годах в США Жарр начал сотрудничать с режиссером Дэвидом Лином и трижды получал «Оскара» за музыку к его фильмам – за «Лоуренса Аравийского» (1962), звуковую дорожку к которому многие критики считают лучшей за всю историю кино, за легендарного «Доктора Живаго» (1964) с Омаром Шарифом («Тема Лары» из этого фильма стала международным хитом и одной из самых популярных мелодий десятилетия) и за «Поездку в Индию» (1984). Всего Жарр номинировался на главную американскую кинопремию девять раз. Кроме того, он обладатель четырех «Золотых глобусов», двух призов Британской академии кино и телевидения, лауреат «Грэмми» и других престижных наград. В общей сложности на его счету музыка более чем к 150 кинофильмам и сотрудничество с такими безусловными классиками, как Альфред Хичкок, Элиа Казан, Джон Хьюстон, Лукино Висконти, Фолькер Шлендорф, Рене Клеман и др. В феврале 2009 года на Берлинском фестивале ему был вручен приз «За вклад в киноискусство». В голливудскую Аллею славы впечатана персональная звезда Мориса Жарра. Музыковеды отмечают, что Жарр первым среди кинокомпозиторов еще в 1950х годах начал использовать электронные инструменты – не случайно его сын, Жан-Мишель Жарр, стал самым известным композитором-электронщиком в мире.

В полувековой фильмографии Жарра-старшего немало лент с выраженной еврейской темой: «Мастер» (1968) Джона Франкенхаймера по книге Бернарда Маламуда, где композитор использует для центральной скрипичной темы еврейскую народную мелодию, «Люблинский штукарь» (1979) Менахема Голана и «Враги: история любви» (1989) Пола Мазурски по романам Исаака Башевиса Зингера. В 1999 году Жарр создал музыку к фильму мэтра восточноевропейского кинематографа Иштвана Сабо «Вкус солнечного света», посвященному трагедии трех поколений еврейской семьи в Венгрии (см.: Лехаим. 2001. № 2), в 2001м – к американскому минисериалу «Восстание», который рассказывает о борьбе и гибели Варшавского гетто (это был последний саундтрек Жарра). Впрочем, не стоит преувеличивать еврейскую направленность его творчества – в перечне лент, где звучит музыка Жарра, значатся также «Мохаммед, посланник Бга» (1976) Мустафы Аккада и «Иисус из Назарета» (1977) Франко Дзеффирелли.

«Музыка, – утверждал Жарр в одном из интервью, – должна придавать фильму дополнительное измерение. Она должна говорить о том, что не видно на экране и не проговаривается напрямую в диалогах. Причем этого надо достичь, не нарушая равновесия элементов, не перетягивая одеяло на себя. Конечно, это нелегко и не всегда получается. Но это то, к чему надо стремиться». Свою жизнь он называл «одним длинным саундтреком». «Когда я буду умирать, – говорил он, – в моей голове заиграет последний вальс, который услышу только я». Теперь последний вальс Мориса Жарра сыгран. Жаль, что мы его не услышим.

Михаил Майков

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.