[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2009 ТАМУЗ 5769 – 7(207)

 

Периодика в фокусе

 

Украинский Холокост в кавычках и без

 

«Голокост i сучаснiсть. Студiї в Українi i свiтi»

(«Холокост и современность. Исследования в Украине и мире»).

Научный междисциплинарный журнал. 2008. № 1 (3).

Цинично, но факт. Очередной сборник, посвященный Холокосту, вряд ли привлек бы наше внимание – слишком уж рьяно эксплуатируют эту тему постсоветские историки. Но киевский двуязычный (украинско-русский) журнал интересен прежде всего новым ракурсом старой проблемы. А именно – соотнесением-отождествлением Холокоста с одной из величайших национальных трагедий XX века – Голодомором 1932–1933 годов. Ведь и такой титулованный автор, как Роберт Конквест, сравнивал голодающее украинское село с «одним грандиозным Берген-Бельзеном». И это – симптоматичный пример не­осто­рожного «уравнения в правах» германского нацизма и сталинского тоталитаризма.

Против таких прямых параллелей выступают даже многие ученые, вполне разделяющие официальную точку зрения на «геноцидный» характер Голодомора. Так, д‑р Станислав Кульчицкий, заместитель директора Института истории Украины, настаивает на нелегитимности использования понятия «украинский Холокост» в переносном значении. Ведь употребление этого термина – неуважение к украинскому Холокосту без кавычек, в огне которого сгорело более полутора миллиона евреев. К тому же отождествление Голодомора с Холокостом равнозначно утверждению, что украинцев в СССР преследовали, как евреев в нацистской Германии, что само по себе абсурдно. Более того, в 1919–1938 годах в республике проводилась политика «коренизации» (читай – украинизации), что никак не вяжется с обвинениями в «этнических чистках». И наконец, если речь идет о геноциде, необходимо сказать, какой народ уничтожал украинцев. Напрашивающийся зловещий ответ на логичный вопрос, по мнению Кульчицкого, препятствует непредвзятому отношению к Голодомору.

О неприятии жителями Восточной Украины (предки которых, главным образом, и пострадали от голода 1932–1933 годов) попыток обозначить русских как врагов пишет и д‑р Йорган Дитч. Из того же ряда – обвинения, звучащие из уст некоторых политиков (в частности, известного экс-диссидента Л. Лукьяненко), которые возлагают вину за Голодомор на «сатанинское» советское правительство, «контролируемое евреями».

Если проблема Голодомора во всех ее, в том числе «еврейских», проекциях благодаря СМИ находится в центре общественного внимания (и не только в Украине), то отношение к Холокосту в Молдове – тема до сих пор малоизученная. Между тем история и здесь стала заложницей внутриполитических разборок. В 1990‑х молдавские учебные программы для школ и вузов подверглись основательной «румынизации», поэтому места упоминаниям о Холокосте в них не нашлось – в самой Румынии эта тема была тогда не в чести. Однако и изменения в отношении к данной проблеме в Румынии не откликнулись эхом в Молдове. Учебники, изданные в последние годы, также практически игнорируют трагедию Холокоста, тем паче – антиеврейскую политику Антонеску в Бессарабии и Транснистрии. Причина, по мнению Дианы Думитру из Кишиневского педагогического университета, – в оппозиции местных историков коммунистическому руководству страны. Если представитель «коммунистической» Молдовы в Совете Европы обвинял румын в том, что «молдавские антисемиты и ксенофобы вдохновлялись их учебниками», то большинство молдавских историков убеждены: изучение Холокоста неизбежно окажет услугу правительству, нанеся ущерб «национальным идеалам». Такой вот странный «цивилизационный выбор»…

Возможно, ревнители чистоты жанра удивятся, обнаружив в научном журнале, сертифицированном ВАКом, безыскусные (но не безынтересные) солдатские мемуары Леонида Котляра. Хотя без обращения к отдельно прожитой жизни не понять феномен Шоа, и в этом смысле субъективные (любая судьба субъективна) воспоминания не менее важны, чем материал Александра Круглова о «подвигах» айнзатцгрупп с подробным списком палачей и занимаемых ими постов.

Особняком стоит переведенная с идиша «Новая тяжба Лейви-Ицхока Бердичевского» Залмана Шнеура. Старая хасидская история о Лейви-Ицхоке, «судившемся» со Всевышним, после Холокоста получила особое звучание, породив множество подражаний.

Поскольку в редакционной преамбуле заявлено о намерении исследовать историю не только Холокоста, но геноцидов вообще, вполне вписывается в контекст номера статья о депортации румынских цыган в Транснистрию в 1942 году.

Весьма внушителен раздел рецензий и список последних изданий о Катастрофе. Труды, правда, сплошь англоязычные и малодоступные, но статус академического издания обязывает. И «Голокост і сучасність» с некоторыми оговорками (третий номер для журнала – не возраст) вполне «держит марку».

Михаил Гольд

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.