[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)

 

СИЛА СЛОВА ПУСТЬ БУДЕТ ВО БЛАГО

Берл Лазар

В прошлой нашей беседе речь шла о позитивном мышлении, о необходимости «думать хорошо» о ближнем. Но точно так же, если не более, важно «говорить хорошо». Не только не клеветать – это всем должно быть понятно, – но стараться избегать неприятных слов, даже если они, на взгляд человека, соответствуют истине.

Наши мудрецы учат, что Б‑г дал человеку три инструмента, с помощью которых он может обустраивать мир вокруг себя, делать его более совершенным: это мысль, слово и дело. При этом они неоднократно подчеркивают, что функции слова в этой триаде ничуть не менее важны, чем функции мысли и практической деятельности. Недаром в арамейском варианте Торы, «Таргум Онкелос», определение человека как «нефеш хая» («духа живого») переводится как «дух, который разговаривает»! То есть способность говорить и есть то, что отличает жизнь человека от существования животного.

На первый взгляд такое отношение к слову представляется преувеличенным. Сейчас распространено мнение, будто слово мешает мыслить – «человек разумный» превращается в «человека болтливого». Характерный пример, облаченный, как принято у нас в народе, в форму анекдота: «У одного еврея, вступившего в брак год назад, друг спросил, что изменилось в его жизни. Да почти ничего, ответил тот. Просто до свадьбы я говорил, а жена слушала, после свадьбы жена говорила, я слушал, а сейчас мы оба говорим, а соседи слушают». Таких бы разговоров, конечно, поменьше…

Но давайте не забывать, что Б‑г создал мир словом. «И сказал Б‑г: да будет свет…», «и сказал Б‑г: да будет твердь посреди воды…», «и сказал Б‑г: да будут светила на тверди небесной…» Все, что нас окружает, – это результат Слова. Тора – это речь Б‑га.

Конечно, только Б‑жественное слово прямо претворяется в действительность. Но и человеческая речь на это способна, хотя бы опосредствованно. Каждое наше слово, обращенное к себе, вызывает реакцию в наших поступках, каждое слово, направленное на других, также на них воздействует. Недаром наши праведники и духовные учителя постоянно подчеркивали, что слово должно быть добрым, не только злых дел следует избегать, но и злых слов.

Рассказывают, однажды Бааль-Шем-Тов сидел в синагоге и услышал, как неподалеку находившийся еврей проклинает какого-то человека: «Да я его в порошок сотру, да я его разорву, как рыбу!» Бешт тут же позвал своих учеников, усадил их вокруг себя и попросил взяться за руки и закрыть глаза. Когда они сделали это, каждый из них вдруг увидел страшное зрелище: один еврей хватает другого и разрывает его пополам! В ужасе они вскочили: «Что это? Как такое могло произойти?!» Тогда Бешт объяснил, что именно он услышал от одного из молящихся. Слава Б‑гу, сказал он, в мире действия этого не случилось, но в мире слова произошло убийство. Вы будете вспоминать эту жуткую картину всякий раз, когда захотите сказать что-то плохое о другом человеке – и тогда, надеюсь, воздержитесь от злых слов.

В уроке Бааль-Шем-Това заключен глубокий смысл. Все, что мы говорим о людях, даже если они нас не слышат, как-то на них воздействует. Человеческое слово обладает энергией, которая воздействует на духовный мир. Слово не может убить тело, но может повредить душу того человека, против которого направлено.

На самом деле каждый из нас сталкивается с подобными явлениями в своей жизни. Вот мы воспитываем детей: каждый хочет, чтобы его ребенок вел себя хорошо, поступал правильно. Но дети на то и дети, что еще малы, они далеко не всегда могут понять, что можно, а чего нельзя. И даже если понимают, им не всегда удается сдерживать себя, чтобы оставаться в рамках правильного поведения. Все дети шалят – мы тоже, когда были детьми, шалили. Но, будучи взрослыми, должны на это реагировать, воспитывать наших детей. А что значит воспитывать? Это значит говорить с ними. Если человек, столкнувшись с детской шалостью, начнет кричать, ругать ребенка, грозить ему – что из этого выйдет? Ребенок испугается и замкнется в себе, и как бы он потом себя ни вел на глазах у грозных родителей, от этого уже пострадала любовь в семье. А без любви ничего хорошего не дождешься…

Но если мы скажем ребенку что-то вроде: «я от тебя этого не ожидал», – его реакция будет совершенно иной. Этими словами мы даем ему понять: «ты ведь хороший, как же вдруг ты сделал плохое дело?» Тогда и ребенок потянется нам навстречу и готов будет принять наши слова о том, как себя надо вести, каких поступков следует избегать. В конце концов, именно своими позитивными словами мы даем ребенку возможность с Б‑жьей помощью раскрыть его позитивный потенциал. Иными словами, если человек говорит хорошее, Б‑г обязательно поможет, чтобы сделалось хорошее!

Известна история о бердичевском цадике, реб Леви-Ицхаке, который всегда говорил о людях только хорошее. Однажды, направляясь в синагогу в Йом Кипур, он встретил на улице еврея с папиросой в зубах, идущего в прямо противоположном направлении. «Ты разве не знаешь, что сегодня Судный день?» – поразился цадик. «Знаю», – отвечает еврей. «Так неужели ты не знаешь, что в этот день никак нельзя курить?» «Знаю», – говорит еврей. «Но, может быть, ты забыл, что в этот день наше место в синагоге, на молитве?!» «Да нет, и это помню», – усмехается еврей, не вынимая папиросы изо рта.

Другой на месте реб Леви-Ицхака наверняка высказал этому курильщику все, что думает о его недостойном поведении. Что же сказал цадик? Он обратился к Б‑гу с такими словами: «Видишь, Всевышний, какие дети у тебя! Даже если они грешат, они не отпираются, а всегда говорят правду!»

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.