[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

 

Зло как товар

Матвей Ганапольский

Семидесятилетие начала второй мировой войны вновь всколыхнуло дискуссию о ее героях. Героях в прямом и переносном смысле.

За последнее десятилетие в вопросе осмысления величайшей мировой трагедии много чего произошло: открыли ранее недоступные документы, в некоторых странах, как, например, в Украине и странах Балтии из подонков-пособников фашистов сделали национальных героев. В других странах, например в США, выслали в Германию лагерного охранника Демьянюка. И сколько этот приятный дедушка ни изображал из себя больного пенсионера, суд над ним будет.

Общество демонстрирует важную константу: правосудие все же находит преступника, но что важнее, за это десятилетие у разных стран сформировалось общее понятие преступлений против человечности и то, что срок давности преступления относительно злодеев второй мировой существовать не может. И эта константа важна не только для прошедшей войны – она важна для изобретателей будущих войн.

Однако наблюдается парадокс: чем точнее определяются герои и злодеи прошедшей войны, тем, как ни странно, все дальше отдаляется от нас ощущение их реальных поступков. Героизм и злодейство становятся мифом. Это закономерно, вспомним, например, пьесу Гладкова «Давным-давно», превратившуюся в фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Говоря сегодняшним языком, и то и другое было «блокбастером». И сегодняшнего зрителя совсем не заботит, что и русские, и французы в этом фильме одинаково милы и кукольно наивны, хотя умом он понимает, что это была страшная европейская война с жертвами и переделом мира. Но фактор временной отдаленности предлагает отнестись к этой войне, как к названию фильма – «Давным давно». Ну действительно, не будем же мы отказываться от фуагра и французских вин. Конечно, можно было бы не называть наш популярный торт словом «Наполеон», ведь именно этот человек был фактором гибели тысяч наших соотечественников. Но помилуйте, столько лет прошло, и, конечно же, сейчас «Наполеон» не более чем торговая марка. И не будем же мы отказываться от медового месяца в Париже из-за войны, которая была два века назад.

Это перемещение личности в товар оправдано временем и неизбежно, но рождает вопросы.

Эти вопросы появились лично у меня и связаны они с одной реальной историей и моей журналистской публикацией.

Однажды украинская газета «Зеркало недели» опубликовала статью «Раздень Гитлера, или Барбифюрер в подарок» – о том, что в Киеве, в магазине, «торгующем дорогими, но бессмысленными безделушками», продается сорокасантиметровая кукла Гитлера со сменной одеждой и запасной головой, производство Тайвань. Кукла стоит приблизительно 250 долларов.

Раз уж кукла продается и автор статьи Андрей Капустин ее обнаружил, то он позволил себе, как кажется, вполне допустимый публицистический ход. Он представил, как родители будут помогать детям надевать на куклу маленькие Железные кресты, а в магазинах появятся игрушечные концлагеря с игрушечными трупиками.

Дальше было вот что: различные зарубежные газеты и агентства распространили эту новость. Появились сотни заметок, где факты переврали. Например, написали, что кукла производится в Украине, что неправда. Что продавщица сказала, что если кукла будет иметь успех, то производитель выпустит игрушечную канцелярию фюрера, маленькие газовые камеры и игрушечные крематории. Это написала «Дейли мейл». Все это было вранье. Сейчас в Интернете можно уже найти более тысячи ссылок на историю с фюрером. И большинство из них также вранье.

По этому поводу даже сделал сюжет российский Первый канал.

А потом известный киевский журналист Андрей Куликов, который ведет программу «Свобода слова» на украинском канале ICTV, сделал историю с куклой одной из тем очередного выпуска своей программы и пригласил меня поучаствовать в телемосте.

Мост технически устроен так, что я не видел гостей в студии, а только слышал их голоса. Это были молодые голоса молодых людей, у которых впереди вся жизнь. В том числе и профессиональная, потому что многие из них журналисты и политики.

Так вот, молодые голоса заявили следующее:

1.  Из мухи сделали слона.

2.  Все переврали.

3.  И переврали специально, потому что Ук­ра­ину окружают враги-украинофобы.

4. А корреспондент Первого канала, которого пригласили в студию, особый украинофоб, потому что в своем репортаже сказал, что кукла – «хит сезона».

– С чего вы взяли, что кукла Гитлера – хит сезона?! – обижался женский голос. – Ну, была кукла, но почему она хит? Она никого и не интересовала.

Тут я включился в разговор и сказал, что если кукла была, то, может, нужно спросить, а почему она была? И почему причастные к этому граждане великой Украины еще не под судом?

Тогда в разговор включился другой обиженный голос, мужской. Он посоветовал мне пойти на Старый Арбат. Там, сказал он, полно кукол Сталина. А, как известно, Сталин был не менее кровав, чем Гитлер.

– Раз вам тут не нравится Гитлер, то уберите у себя Сталина, – посоветовал мне голос.

Вывод аудитория сделала такой: да, Гитлер в магазине был, но маленький и игрушечный. Очень плохо, что его продавали. Но еще хуже, что этот малозначимый факт использовали враги Украины для спланированной пиар-атаки против молодой демократии.

В общем, я не смог убедить аудиторию, что я не украинофоб.

По дороге домой я представил себе, что было бы, если бы на Старом Арбате стали продавать куклу Гитлера. Интересно, продавца линчевали бы сразу или дали бы позвонить домой, попрощаться?

Я подумал, что очень жаль, что эту куклу в магазине не нашел лично я. Я бы написал про это значительно жестче.

И добавил бы пару нехитрых мыслей.

Я написал бы, что Сталин – это не совсем Гитлер. Я бы напомнил, что по поводу Гитлера был даже особый международный суд – Нюрнбергский. И там все про Гитлера сказали. А по поводу Сталина такого процесса не было. Хорошо бы его устроить, но российское общество пока не готово: оно признает, что Сталин был злом, но Гитлер-то был абсолютным злом.

Я бы напомнил, что страна Германия и сегодня делает все, чтобы зараза нацизма не пролезла опять в души немцев. И канцлер Меркель и в этом году выступила с важным обращением, в котором признает вину Германии в развязывании второй мировой войны и благодарит остальную Европу, что она помогла немецкой нации освободиться от дурмана нацизма и вернуться в общеевропейскую семью.

Потом я бы напомнил, что все началось с куклы Гитлера, которая действительно продавалась в киевском магазине. И все глазели на нее, кто смеясь, а кто в осуждении качая головой. Но убрали, если убрали, только после скандала.

Я бы написал, что нечего обижаться. Скандал неудивителен. Если у тебя в магазине продается кукла Гитлера, не удивляйся, что о тебе напишут все что угодно.

Не нужно говорить, что украинофобский мир злобно реагирует на какую-то мелочь. В объединенной Европе, в которую Украине так хочется, подобное не принято. Там официально признан Холокост, и это признание как-то не вяжется с куклой Гитлера. И десятки публикаций появились не оттого, что вокруг Украины заговор, а потому что мир удивлен. Для него продажа куклы Гитлера в сувенирном магазине – событие.

Нужно понять, что мир не считает это мелочью.

А потом я бы спросил о главном. Понимает ли аудитория, что кукла Гитлера в магазине – это не просто кукла в магазине? Если в какой-то стране ощущение этой разницы начало теряться, то нужна регулярная общественная прививка. Такая, как в Германии.

Потому что нацизм – это зло особого рода. В нем нехитрая мысль, что ты лучше. А другие хуже. Поэтому других должно быть меньше, ради твоего общественного блага. На этой позиции стоят нацики всех стран.

Так вот мировое сообщество договорилось не вести дискуссию с нациками. И я дискутировать не собираюсь.

По-моему, украинское общество, как и страны Балтии, сейчас на распутье. В Украине, с одной стороны, Вечный огонь и Бабий Яр. Но с другой – поиски человеческого лица у Шухевича и Бандеры.

В России тоже были попытки найти человеческое лицо у генерала Власова, но потом договорились считать его предателем и преступником. То, что Шухевич и Бандера мечтали о независимой Украине без Сталина и Гитлера, – это прекрасно. Но то, что для достижения этой цели они как инструмент использовали элементы нацизма, – это не дает им исторического шанса.

Каждый народ сам называет своих героев.

Но если вот таким героям ставят памятники, а их именами называют улицы, то тогда Гитлер становится просто маленькой нестрашной куклой.

Маленького нестрашного Гитлера не бывает, написал я.

Вокруг моей точки зрения развернулась активная дискуссия в СМИ и Интернете.

Позиций было две.

Первая: все, что связано с Гитлером, должно быть под запретом – либо юридическим, либо моральным. Ибо это самый страшный преступник в истории человечества.

Вторая: время идет, и нечего выпендриваться. Если на уличных развалах продается «Майн кампф», если продают куклы Сталина, если снимают фильмы типа «Молчания ягнят», то нечего пугаться Гитлера. Никто ведь не говорит, что он был хорошим, никто не поддерживает фашизм. И если в российском кинематографе появляется российский фильм «Хенде хох!» с уморительными фашистами, то это не более чем комикс. Но нельзя доходить до абсурда и преследовать обычную фаянсовую куклу.

Кукла Гитлера – это не Гитлер.

Первая позиция выглядит скучной и однообразной и выражается в том, что человек упрямо твердит: Гитлер – это абсолютное зло. И говорить о нем, приводить его в качестве примера, кроме разве что при упоминании Нюрнбергского суда и его приговора, – аморально.

Вторая позиция с первого взгляда кажется вполне современной.

Действительно, а чего это мы от Гитлера шарахаемся? Это был обычный человек, у него была непростая судьба. У него были свои идеи, которые были, конечно, преступными, но его наказала жизнь, советские войска и войска коалиции. И закончил Гитлер бесславно, как и все ироды, – его челюсть до сих пор, как считается, лежит в хранилище ФСБ. Так ему и надо.

Но остаются вопросы, заявляют сторонники второй позиции. Не постигнуть истоки и причины зла – еще большее зло. Разве не нужно разобраться, как сам Гитлер дошел до жизни такой? Или почему его нехорошие идеи овладели широкими народными немецкими массами? И это важно в первом случае с точки зрения истории и психологии. А во втором случае это важно для изучения поведения общества. Именно для того, чтобы это никогда не повторилось. В конце концов, от бешеного успеха «17‑ти мгновений весны» еще никто не стал фашистом. Ну, полюбили немного Броневого-Мюллера и Табакова-Шелленберга, и все. Хорошее кино. Не снимать же в ХХI веке Гитлера, как его снимал Озеров в «Освобождении» – беснующимся идиотом. Этот идиот, между прочим, до Москвы дошел.

Но, оказывается, персоной Гитлера теперь можно интересоваться не с идеологической целью, а с сугубо эстетической – он теперь объект для всевозможных творцов.

Готовясь к эфиру, в ленте новостей я прочитал следующее: «В Лондоне, в галерее “White Cube” открылась выставка акварелей германского фюрера Адольфа Гитлера. На ней будут экспонироваться 13 работ нацистского лидера, пишет “The Times”. Экспозиция называется “Будь Гитлер хипарем, как бы мы все были счастливы”. Решение об организации выставки пришло в голову двум представителям школы так называемых “молодых британских художников” Джейку и Дайносу Чэпменам.

В период с 1910 по 1913 год будущий фюрер, по его собственным воспоминаниям, написал более тысячи картин. Первоначально они уходили за жалкие гроши (Гитлер торговал ими на улице и в пивных), но после прихода к власти автора в 1930‑х годах стоимость картин резко возросла. В наши дни братья Чэпмен потратили на работы фюрера 115 тыс. фунтов, или 230 тыс. долларов».

Далее поясняется, что братья Чэпмен не любят Гитлера, и вот как они это демонстрируют: они взяли пейзажи фюрера, которые, по их оценкам, скучны и серы, и дорисовали их. Например, вот серые и невзрачные домик и дерево. Это нарисовал Гитлер. А вот брызжущая всеми цветами радуга на небе. Это уже пририсовали Чэпмены. И так во всех картинах.

То есть, по сути, два английских брата считали, что это антифашистская выставка. Народ посмотрит серые пейзажи, сравнит с яркой дорисовкой и скажет: «Какой же Гитлер был бездарный. Понятно, откуда появился фашизм!» Вход на выставку, естественно, платный.

Но это не все. Вот совсем свежая история. Британский аукционный дом «Mullock’s» решил выставить на торги неизвестную ранее гравюру «Шахматная игра: Ленин против Гитлера». На гравюре действительно изображен молодой фюрер, разыгрывающий партию с человеком, необычайно похожим на вождя мирового пролетариата.

А на канале «Евроньюс» в разделе «Кино» я увидел рассказ о съемках в Германии игрового фильма под названием «Майн кампф». Фильм, как выяснилось, рассказывает о совсем молодом Гитлере, когда ему было лет двадцать.

Показали молодого актера, который играет Адольфа. Очень симпатичный парень с маленькими узнаваемыми усиками. Пару слов сказал режиссер. Он пояснил, что в фильме разговор пойдет о том, как Гитлер дошел до жизни такой. Они покажут безрадостное детство и влияние среды. Вывод, естественно, будет жесткий: вот так рождаются тираны!..

Интересно, что я, печатая этот текст, хотел назвать имя славного режиссера и актера, так полагается. Зашел на сайт «Евроньюс», они там все выкладывают. Так вот этого сюжета нет. Хотя есть все остальные.

Однажды мы ехали в машине с писателем Виктором Шендеровичем, и он сказал, что лидеры часто вырастают потому, что мы их собою натираем.

Я часто эту его мысль цитирую.

Действительно, появляется какой-то политический ноль. И мы начинаем его обсуждать, начинаем произносить его фамилию. Потом журналисты копаются в его биографии, политологи осмысливают поступки, придавая им смысл, который они сами придумали. Потом на кухне мы обсуждаем его глупые слова, начинаем называть их «знаками», ища в них смысл, которого там не было и в помине.

А потом читаем, что его рейтинг больше 70 процентов, не понимая, что это не его рейтинг, а рейтинг наших фантазий.

Такое случилось с Че Геварой. Латиноамериканский фотограф Альберто Корда, щелкнув на пленку красавца-латиноса в берете, не знал, что выпустил джина из бутылки. Че Гевара на этой фотографии почти модель. Но, молясь именно на эту фотографию, организовывали террористические взрывы боевики из «Баадер Майнхоф» и радикальные ирландцы из ИРА. Фотография отделила красивого мачо от террориста-большевика.

Че Гевара стал товаром.

А товар исследуется уже не уголовным кодексом, а рынком и имеет совсем другие, эстетические координаты.

Так и с фюрером.

Психологи подробно исследуют загадки его психики, публикуя исследования. Художники доказывают серость его картин, устраивая выставки. Сексопатологи исследуют проблемы импотенции на примере взаимоотношений фюрера с Евой Браун. А немецкие кинематографисты покажут фильм о рождении тирана с симпатичным смазливым актером в главной роли, в которого влюбится половина девочек в зале.

И возможно, он получит что-то в Каннах. А почему бы и нет?

Действительно, представим себе, что это случится и как актера будут награждать. Очень просто. Объявят: «За лучшую мужскую роль, роль Гитлера».

А что, стыдливо не объявлять? Он же заслужил.

Потом фильм-победитель пойдет широким экраном, и миллионы людей, представляющие себе фюрера кровавым маньяком с газовыми камерами в Освенциме, познакомятся с милым пареньком с простыми человеческими проблемами. И будут все это соединять у себя в голове.

И никто не вспомнит в этот момент, что фашизм – это не только то, что предложил Гитлер обществу. Что фашизм – это то, что сконструировало само общество из его идей и согласилось принять, зная обо всем, но делая вид, что не знает. Что во второй мировой войне, как считается, погибло более пятидесяти миллионов человек. И мы все знаем имя автора этой войны.

Мне кажется, мы перед новой угрозой, которую лишь начали осмысливать: победив реального врага во второй мировой войне, мы проигрываем его возвращение в виде фильмов, компьютерных игр и фаянсовых игрушек. Семьдесят лет со дня начала войны не только притупляют боль трагедии, но и ставят новые вопросы.

Как относиться к злу, превратившемуся в товар. Как не предать память миллионов в обычном магазине сувениров.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.