[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

 

История потопа в Торе и вавилонской мифологии

Марина Карпова

В одной из статей раввина Адина Штейнзальца рассказан следующий случай. Некий иерусалимский раввин оказался в больнице, в одной палате с известным профессором-археологом. Тот, решив подшутить над ним, спросил: «А знаете ли вы, что Всемирный потоп был подробно описан в одной языческой поэме?» Раввин отреагировал совсем не так, как предполагал ученый, – он начал… горячо благодарить его: «Понимаете, я всю жизнь недоумевал, почему о таком событии, как Потоп, помнят только евреи. И вот, наконец, вы меня успокоили».

 

Судя по всему, простодушный раввин не совсем понял, чем именно хотел уязвить его собеседник. Дело в том, что шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», где описан Всемирный потоп, современные ученые относят к периоду, на столетия предшествующему дарованию Торы. При этом множество деталей повествования точно соответствуют тому, что сказано в Торе. В обоих случаях спасается одна семья из всего человечества; Б‑г/бог предупреждает того, кто будет спасен; подобно Ноаху, герой поэмы Утнапишти строит специальное судно, на котором спасается от разлившихся вод. Средство спасения – специально построенное судно; вместе с человеком спасаются и различные животные; после Потопа корабль пристает к горе. Желая удостовериться, что вода спала, герой выпускает из ковчега птиц; выйдя из ковчега, он совершает жертвоприношение и т. д. Как только найденный археологами при раскопках в Месопотамии древний текст был расшифрован, переведен и опубликован, заговорили о том, что «история Hоаха – это миф, заимствованный у шумеров»[1], а значит, библейский рассказ – попросту плагиат!

В этой статье мы не будем обсуждать, действительно ли евреи заимствовали историю о Потопе, или же, к примеру, речь идет о «бродячем» сюжете, что легко объяснимо, если вспомнить масштабы случившегося[2]. Гораздо интереснее другое: сравнить мораль двух историй, библейской и шумерской. Можно ли сказать, что перед нами – лишь две версии одной и той же легенды, отличающиеся только именами героев? Или же, при всем сходстве сюжета и некоторых деталей, речь идет о двух текстах, несущих принципиально разную смысловую нагрузку и отражающих совершенно разные системы ценностей?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточникам – текстам книги Берешит и «Песни о Гильгамеше». Благо, эпос давно переведен на русский язык[3] и даже выложен в Интернете в свободном доступе. Несомненно, библейское сказание и вавилонский эпос содержат множество общих элементов. Однако посмотрим, чем эти два рассказа о Потопе различаются.

Прежде всего, подумаем: что стало причиной Всемирного потопа? «Песнь о Гильгамеше» не объясняет, почему боги решили уничтожить человечество. Она просто сообщает: «Богов великих склонило сердце потоп устроить». Напротив, Тора дает на этот вопрос однозначный ответ: причиной Потопа стало преступное, аморальное поведение людей. Иными словами, для вавилонян смертоносный Потоп был результатом каприза богов, а для Торы – наказанием за грехи: «И растлилась земля пред Б‑гом, и наполнилась земля грабежом. И увидел Б-г: растлилась земля, ибо извратилась всякая плоть на земле. И сказал Б‑г Ноаху: “Конец всякой плоти настал предо Мной, ибо полна земля грабежом из-за них, и вот Я истреблю их с землею”» (Берешит, 6:11-13).

Как в Торе, так и в «Песне о Гильгамеше» высшие силы решают, что один человек должен спастись. Но по какому принципу принимается решение, кто именно будет спасен? Вавилонский эпос не объясняет, почему бог Эа решил спасти именно Утнапишти. Возможно, тот просто был его любимчиком:

 

Светлоокий Эа с ними вместе клялся,

Но хижине он их слово поведал:

«Хижина, хижина! Стенка, стенка!

Слушай, хижина! Стенка, запомни!

Шуриппакиец, сын Убар-Туту,

Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилье, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

 

С другой стороны, согласно Писанию, Ноах спасся потому, что был праведным человеком: «…Ноах, муж праведный, был непорочным в своих поколениях; с Б‑гом ходил Ноах» (Берешит, 6:9).

Теперь посмотрим, как реагируют «организаторы потопа» в «Песне о Гильгамеше» на то, что не все человечество погибло:

 

Увидев корабль, разъярился Эллиль,

Исполнился гневом на богов Игигов:

«Какая это душа спаслася?

Ни один человек не должен был выжить!»

 

Вавилонский бог Эллиль, устроивший потоп, действительно намеревался погубить все человечество. Поэтому богу Эа, который хотел спасти Утнапишти, пришлось действовать тайно, хитростью.

Напротив, согласно Торе, Всевышний, устроивший Потоп, Сам позаботился о том, чтобы человечество не было им уничтожено:

«И сказал Б‑г Ноаху: “Конец всякой плоти настал предо Мной, ибо полна земля грабежом из-за них, и вот Я истреблю их с землею. Сделай себе ковчег из дерева гофер, с клетями сделай ковчег, и покрой его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: триста локтей – длина ковчега, пятьдесят локтей в ширину и тридцать локтей в высоту. Сделай просвет в ковчеге, и до локтя сведи его вверху, вход в ковчег помести сбоку; с нижними, вторым и третьим, ярусами сделай его. А вот Я наведу потоп, воду на землю – уничтожить всякую плоть, в которой есть дыхание жизни, – из поднебесья; погибнет все, что на земле. Но с тобой Я заключу союз, и ты войдешь в ковчег – ты, и твои сыновья, и твоя жена, и жены твоих сыновей с тобой. А от всего живого, от всякой плоти, по двое введешь в ковчег, чтобы они остались в живых вместе с тобой; самцами и самками они пусть будут. Из птиц по их роду, и из скота по его роду, и из всех пресмыкающихся по земле по их роду, по паре из всех придут к тебе, чтобы остаться в живых. Ты же возьми себе всякую пищу, какою они питаются, и собери у себя; и будет она тебе и им для еды”. И сделал Ноах все, как повелел ему Б‑г, так и сделал» (Берешит, 6:13-22).

Важно отметить, что, согласно Мидраш раба, Творец был вполне готов спасти от уничтожения не только Ноаха и его семью, но и все человечество, при том условии, что люди раскаются в своих поступках и будут вести праведную жизнь. Поэтому Он специально велел строить ковчег на глазах у всех: «Сказал Святой, благословен Он: “Если Я скажу ему: сделай себе ковчег из дерева гофер, и он будет стоять и трудиться, и рубить кедры, а они соберутся вокруг него и скажут: „Ноах! Что это ты делаешь?“ А он ответит: „Ковчег! Ибо сказал мне Святой, благословен Он, что Он приводит на землю потоп“; тогда услышат они и раскаются”. Так считал Всевышний, но они не обратили внимания на Ноаха»[4].

Напротив, в вавилонском эпосе Утнапишти не пытается спасти своих сородичей. Более того – по совету бога Эа! – он обманывает их относительно того, что их ждет, тем самым лишая этих людей малейшего шанса на спасение:

Эа уста открыл и молвит,

Мне, рабу своему, он вещает:

«А ты такую им речь промолви:

“Я знаю, Эллиль меня ненавидит, –

Не буду я больше жить в вашем граде,

От почвы Эллиля стопы отвращу я.

Спущусь к Океану, к владыке Эа!

А над вами дождь прольет он обильно,

Тайну птиц узнаете, убежища рыбы,

На земле будет всюду богатая жатва,

Утром хлынет ливень, а ночью

Хлебный дождь вы узрите воочью”».

Едва занялось сияние утра,

По зову моему весь край собрался.

 

Наконец, последний вопрос: почему прекратился Потоп? В вавилонском эпосе это происходит по одной причине: боги устрашились последствий того, что сделали:

 

Боги потопа устрашились,

Поднялись, удалились на небо Ану,

Прижались, как псы, растянулись снаружи.

Иштар кричит, как в муках родов,

Госпожа богов, чей прекрасен голос:

«Пусть бы тот день обратился в глину,

Раз в совете богов я решила злое,

Как в совете богов я решила злое,

На гибель людей моих войну объявила».

 

В Торе – потому, что Всевышний помнил о Ноахе и решил позаботиться о нем и его семье: «И вспомнил Б‑г Ноаха, и всех зверей, и весь скот, что с ним в ковчеге; и провел Б‑г ветер по земле, и утихли воды» (Берешит, 8:1). Иными словами, по мнению вавилонян, их боги озаботились своими проблемами, в рассказе Торы Всевышний занимается проблемами Своих творений.

Подведем итоги. По представлениям вавилонян, их боги могут уничтожить все человечество безо всякой причины, по прихоти; по представлению Торы – Всевышний карает людей только в наказание за их преступления. Вавилонский бог Эа спасает Утнапишти только потому, что тот был его любимцем, и при этом дает ему совет, фактически погубивший всех остальных. Ноах спасен в награду за свою праведность. Вавилонские боги действительно хотели уничтожить все человечество, Всевышний же с самого начала спланировал все так, чтобы человечество выжило. И наконец, вавилонские боги прекратили потоп, поскольку не хотели лишаться жертв, а Всевышний – из заботы о Ноахе, его семье и других обитателях ковчега.

Очевидно, что при множестве общих деталей, между повествованиями о Потопе – библейским и вавилонским – есть и весьма значительные отличия, свидетельствующие о принципиальной разнице мировоззренческих подходов в рассматриваемых нами текстах. Соответственно, вопрос о том, был ли библейский сюжет о Потопе заимствован или нет, кажется нам второстепенным. Ибо, как сказано в трактате «Авот», «смотри не на кувшин, а на его содержимое» (Пиркей Авот, 4:27).

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]     См., например: Зенон Касидовский. Библейские сказания. М., 1966.

 

[2]     В своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» Фрезер пишет, что миф о Потопе известен многим народам от Греции до Америки. Невозможно предположить, что во всех случаях речь идет о заимствованиях.

 

[3]     Эпос о Гильгамеше / Пер. с аккадского И.М. Дьяконова. М.–Л., 1961.

 

[4]     Цитируется по: Нехама Лейбович. Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев. Иерусалим: Амана, 1997.