[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

МАРЕК ЭДЕЛЬМАН. ХРАНИТЕЛЬ ЕВРЕЙСКИХ МОГИЛ

2 октября ушел из жизни последний из руководителей восстания в Варшавском гетто, позже сражавшийся и в Варшавском восстании, а после войны ставший знаменитым кардио­логом, пан Марек Эдельман.

Об этом, говоря словами Адама Михника, «польском еврее и еврейском поляке, соединявшем в себе бесстрашие польского улана с сарказмом и печалью еврея», издано много книг, а среди его собственных – «Гетто сражается», «И в гетто была любовь», но также и – «Инфаркт миокарда».

«Человечество договорилось, что умереть с оружием в руках – красивее, чем без оружия. Вот мы и придерживались этой договоренности. Речь шла только о выборе способа умереть», – сказал он Ханне Кралль, написавшей на основе бесед с ним пронзительную книгу о Варшавском гетто – «Опередить Г-спода Б-га». Эти слова пана Марека, ставшие заглавием книги, были его жизненной установкой, руководством к действию – и как бойца во время войны, и как врача, спешившего заслонить от дуновения смерти гаснущий огонек жизни.

Когда его спрашивали, почему он – единственный из уцелевших повстанцев Варшавского гетто – не уехал из Польши, он отвечал: «Здесь похоронен мой народ. Я остался потому, что я – хранитель еврейских могил». Он не уехал из Польши и после государственных антисемитских гонений 1968 года, даже несмотря на то, что решение эмигрировать приняла его жена, увозя с собой обоих детей. Он остался в Польше до конца жизни и потому, что не признавал за властями права указывать, где ему жить.

В Польше он стал «хранителем принципов и памяти», как сказал на церемонии прощания перед памятником Героям гетто Тадеуш Мазовецкий, первый посткоммунистический премьер-министр Польши. В новейшей истории Польши имя Марека Эдельмана, родившегося в Гомеле и навсегда сохранившего верность социалистическим убеждениям своей семьи, несгибаемого бундовца, неутомимого борца, человека бескомпромиссного, прямого, для многих «неудобного», связано с демократической оппозицией режиму: он с самого начала (1976) сотрудничал с Комитетом защиты рабочих, подписывал письма протеста польской интеллигенции, был активным деятелем «Солидарности», за что был интернирован (1981), затем использовал свой опыт времен войны в работе в подполье (вплоть до 1989), руководил Комиссией по делам национальных меньшинств в Гражданском комитете Леха Валенсы, в 1989–1993 годах был депутатом сейма. Когда ему вручали высший польский государственный орден Белого орла (1998), Эдельман сказал: «Для меня этот орден в первую очередь – напоминание о 3 миллионах евреев, которые погибли в Польше; о 350 тысячах варшавян, которые прошли через ворота на Ставках и были погружены прямо в вагоны; о более чем 200 мальчиках, которые сознательно начали битву в Варшаве 19 апреля; о лагерях – Собиборе и Треблинке, где было первое вооруженное сопротивление… Это орден польской земле, осиротевшей на три миллиона граждан. Граждан, которые вносили в человеческую жизнь красоту еврейской культуры… Присуждение этого ордена – напоминание, призыв, обращенный к демократическому миру: помните, что вам угрожает. Помните, что вы были пассивными, и больше пассивными быть нельзя. Чтобы больше не было резни армян, Варшавского гетто, Камбоджи, Сараево и Косово. Собственно, это все, что я хотел сказать».

Но он не только говорил, он никогда не был пассивным: в 1990-х, например, уделял много внимания балканским событиям, лично перевозил гуманитарную помощь в Сараево.

Вручая Эдельману высшую награду Франции – орден Почетного легиона (2008), министр иностранных дел Бернар Кушнер признался, что в своей политической карьере не сделал ничего более важного, как нет для него и более важного человека.

Пан Марек похоронен с воинскими почестями 9 октября на еврейском кладбище Варшавы рядом со своими товарищами по оружию из Еврейской боевой организации.

Виктория Мочалова

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.